Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Короткие гудки

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    20.10.1997

Не плюй в чайник - пригодится…

Из протоколов народных мудрецов

На просторах Москвы развернулась хоть и не первая, но беспрецедентная по масштабам битва за flat rate - то есть за такую систему расчетов, при которой пользователи платят за предоставляемую им возможность присутствия в Интернете независимо от времени, которое они проводят на линии.

Начали битву сами провайдеры. Впрочем, закоперщицей выступила отъявленная гонительница модемов Московская городская телефонная сеть - в лице своего дочернего предприятия "ПТТ Телепорт". Похоже, столичный телефонный спрут настолько плох, что правое его щупальце уже не ведает, что творит левое.

За "ПТТ Телепорт" последовали другие, и вот на поле брани сошлись невиданные доселе ратные силы. По словам ее участников, число телефонных линий с flat rate уже составляет от многих сотен до тысячи, причем оно будет расти соразмерно числу клиентов.

Да, но в какой пропорции? Сравнительно недавно представитель "ПТТ Телепорт" Сергей Нестерович в своем интервью для "Компьютерры" назвал соотношение 10 клиентов на линию. Ранее несколько подчеркнуто совестливых провайдеров, работающих с повременной оплатой, говорили о восьми клиентах на линию, туманно ссылаясь на зарубежный опыт.

Хотел бы я знать, откуда на самом деле появилась эта заветная цифра. Потому что чистый итог всей этой аферы пока знаете какой? Бип-бип-бип. Занято. В течение дня дозвониться можно, однако вечером мне не удалось этого сделать ни разу. Не стану утверждать, что я уж очень сильно упирался, но сделал достаточно много попыток, чтобы утверждать: такой занятости линий не наблюдалось со времен первых BBS.

Вступая в эту игру, провайдеры хорошо понимали, что им придется принять на себя удар фанатиков Интернета и всякого рода квазибизнесменов, которые будут вешать на одну телефонную линию не только что офисы, но и целые студенческие общежития. Однако действительность превзошла все ожидания. Похоже, надо планировать соотношение числа линий и числа клиентов один к одному, а количество и тех и других вскоре может достигнуть пятидесяти или даже ста тысяч.

Я ничего не понимаю в телефонии, но нимало не удивлюсь, если следующей проблемой станет емкость межстанционных соединений. Общемосковским провайдерам придется ставить свои модемные пулы на всех телефонных узлах (чего им не очень-то хочется делать) и думать об альтернативных способах переброски трафика. В результате левое интернетовское щупальце телефонии вздохнет с облегчением лишь тогда, когда правое отменит существующую ныне flat rate на обычные телефонные услуги и введет повременную оплату.

Замечу "в сторону", что после приватизации "Связьинвеста" и публикации моей колонки "Четверть линии" знакомые связисты укоряли меня за недооценку основных фондов связи, доставшихся банкиру Потанину со товарищи. Знаете, все эти здания без окон, с кондиционированием воздуха и трехкратно резервированным электропитанием, а также связную канализацию, в обход которой никто в России свой провод проложить не сможет.

Всем сердцем уважаю профессионалов, но извращенный ум подсовывает мне совершенно другие сценарии. Строения, предназначенные для релейных АТС, нынче можно разве что сдавать под овощебазы. Ценность канализации тоже не очевидна. К примеру, население и бизнесы явно не хотят размещаться по старым советским планам, а современная технология диктует скорее магистральную, чем радиальную топологию сети.

Какую прибыль сможет приносить советская инфраструктура связи и сколько это продлится - вопрос пока открытый. Тем временем спутники Iridium завершают операцию по окружению проводных систем в мировом масштабе, а ученые головы в далеких странах изобретают способы передачи данных по электропроводке.

Я верю, что наши связисты могут справиться с какими угодно техническими проблемами, но для того, чтобы соотношение 1 к 10, заложенное в их расчет тарифа, стало реальностью, нужно нечто совершенно другое. Нужно, чтобы из десяти пользователей, которые платят по сорок долларов в месяц, в среднем присутствовало не более одного, причем в период самой что ни на есть пиковой нагрузки, по вечерам, и даже по выходным. Короче, нужны чайники. Настоящие, глянцевые, расписанные хохломскими узорами, которые книги подбирают под цвет обоев, а в Интернете им главное, чтобы был.

Чем сильно российское провайдерство? Умением добывать каналы на халяву, программировать "киски" и опускать несчастных юзеров, начитавшихся "Московского комсомольца". В принципе, продавец, опускающий потребителя, в России - нормальное явление. Однако было бы большой ошибкой считать ее страной мазохистов. Наглость продавцов играет роль опознавательного знака, как, скажем, мат. Если продавец вежлив, покупатель начинает подозревать, что его обманывают. Но как только продавец делает попытку опустить, покупатель расслабляется: все в порядке, он среди своих, теперь можно получать удовольствие от общения.

Эта система работает, когда покупателю очень хочется. Но вот если хочется не очень, а так, побаловаться… Впрочем, к чему гадать? Короткие гудки как нельзя лучше говорят о кризисе маркетинга услуг. И ведь не скажешь, что не предупреждали.

Опыт интернетизации США показывает: именно случайный пользователь делает этот рынок. Телефонные компании в какой-то момент пробовали перехватить инициативу, но быстро отступились. Массовый Интернет создается усилиями множества "уличных" провайдеров, которые привлекают клиентов, проводят за руку через джунгли настройки "виндов", следят за тем, чтобы он не пал духом после первых неудач и хотя бы раз в неделю, но проходил через их Web-сайт.

По правде говоря, среди мелких провайдеров США тоже хватает компьютерных спецов, которые проводят ISDN себе на кухню, ставят "Линух" на PC, дают объявление и ожидают, что деньги потекут к ним сами собой. Гораздо лучше решает эти задачи AOL. В отличие от CompuServe, решившей стать одним из сайтов Сети, а в результате - растворившейся в ней, AOL удержала в своих руках узлы доступа и создала удобную технологию первичной подписки. Затем она буквально усеяла Америку своими дискетками.

Начинающему клиенту AOL достаточно было ввести сведения о себе, включая место жительства. Если ISP обычно не решаются брать реквизиты банковской карточки "on line", то AOL спокойно делала это. Клиентский софт у нее был примерно такой же, как у всех, но нарочно переделанный, чтобы не допускать никаких левых софтверных приблуд. Браузер кривой, но клиентура едва ли это замечает. Жизнь ее по большей части протекает внутри системы, а Интернет - это как дикое поле за ее пределами.

Успехи AOL поразительны. По мере того как она оправляется от несварения, вызванного слишком быстрыми темпами роста клиентуры, фондовый рынок начинает смотреть на нее все ласковее. Смотрите, как бы AOL не начала предлагать себя в качестве глобальной альтернативы Интернету.

В России подход AOL пыталась копировать РОЛ, но вскоре обломилась. Возможно, ей как раз и не хватило кривого браузера, который отпугнул бы от нее "серьезных" пользователей. Но пусть не расстраиваются. Непобедимый Уильям Гейтс из фирмы Microsoft пытался действовать по той же схеме и проиграл. Чайники - штука тонкая. Это вам, господа, не модемы настраивать.

Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки:

snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.