Сказки по переписке
АрхивМак - опиум для народа.
Андрей Шипилов
История моей очной и заочной переписки с Олегом Свиргстиным такова. Прошедшим летом, в период бурного увлечения яблоками, Евгений Козловский предложил опубликовать его (Олега) о Mac'ах. Я прочел и сказал, что текст не представляет собою ценности, поскольку автор искажает общеизвестные факты. Свиргстин утверждал, например, что именно разработчики Apple изобрели графический интерфейс.
Козловский все-таки заставил меня изложить замечания письменно и отправить их Свиргстину. В результате тот разродился исправленной и дополненной версией, которую Козловский вновь вознамерился напечатать. Честное слово, мне этого очень не хочется, но, с другой стороны, веских причин применять административное насилие и запрещать публикацию тоже нет.
Евгений Козловский отчасти прав, полагая, что аргументы Олега Свиргстина - это не частное заблуждение отдельного пользователя, а изложение мифологии соответствующей тусовки. Я и сам получаю немало писем с восхвалениями Mac, OS/2, Фидо и прочих всем известных объектов поклонения, в которых повторяются примерно одни и те же сказочки. Но вот стоит ли их опровергать?
В данном случае, как я и попытался объяснить, не остается другого выхода, кроме как поссориться с Козловским. А ссоры с носорогами чреваты сами понимаете чем. С тем и приступим.
Начнем с графического интерфейса - тем более, что Олег Свиргстин снова пишет об этом, причем как бы продолжает спор со мной, а читателю этого не объясняет. Так вот, прототипом компьютера Macintosh послужила разработка исследовательского центра фирмы Xerox, расположенного в местечке Palo Alto. Сама эта прославленная организация называется Palo Alto Research Center, сокращенно - PARC.
Свиргстин пытается свести спор к иконкам, приплетает к нему Хьюлет Пакарда (как одного человека), а сам PARC называет СПАРК и принимает за что-то совершенно другое. Такое впечатление, что он пересказывает то, что даже не читал, а просто от кого-то услышал.
В истории компьютерного дела есть и SPARK, и SPARC, но речь здесь ни в коем случае не о них. Jef Raskin (у Свиргстина - Джефф Раскин, хотя сам он себя называет именно Jef, с одним f) пришел в Apple именно из PARC. Интересно, что в своей известной статье "Intuitive=Familiar" Раскин утверждает, что идея компьютера под названием Macintosh сложилась у него еще в 1979 году. Если он не путает, то и само это название, которое по традиции принято ассоциировать с неким сортом яблок, вовсе не было придумано в Apple.
Компьютер Alto был отнюдь не научной игрушкой, а промышленным продуктом, который далеко опередил свое время и не принес коммерческого успеха. Он сохранился, в частности, в Бостонском компьютерном музее, да я и сам видел его на прошлой выставке "Comdex/Fall". Однако и Alto вовсе не был для своего времени чем-то исключительным.
Желающие могут установить к себе на PC и посмотреть систему Smalltalk, созданную Аланом Кеем в рамках его авангардного компьютерного проекта DynaBook все в том же PARC. Проверив даты, вы легко убедитесь: чуть ли не за десять лет до появления Mac все существенные элементы графического интерфейса и само объектно-ориентированное программирование уже были продемонстрированы в деле.
Я никогда ранее не был на сайте www.mackido.com, который Олег Свиргстин рекомендует, как источник просветления, однако, посетив его, тут же нашел файл www.mackido.com/DarkSide/wеe_brief_history.html, полный интересных подробностей по истории персональных компьютеров. Эпизод с появлением Mac в нем излагается примерно так же, как я читал во множестве других мест. А именно: Стив Джобс, которого источник mackido сравнивает, к слову сказать, с Саддамом Хусейном по способности манипулировать людьми, попросту заплатил Xerox немалые деньги за право познакомиться с работами PARC и взял к себе Раскина, который и заложил основы нового компьютера Mac. Только и всего.
Олег Свиргстин приводит список других технических достижений Apple, причем, будучи научен первой стычкой со мною, делает это с явной опаской. Половину его списка составляют изобретения мелких удобств, вроде автоматического запуска программ при обращении к файлу соответствующего типа. Для объектно-мыслящих программистов это просто очевидно.
В списке есть достижения, которые Свиргстин, опять-таки, приписывает Apple по ошибке: например, "буфер обмена" (желающие могут убедиться, что он присутствует даже в графическом интерфейсе Smalltalk-80). Совершенно вопиющую ошибку Свиргстин совершает относительно интерфейса SCSI. Его прототипом является так называемый селекторный канал IBM/360, хорошо знакомый специалистам по EC ЭВМ. Достаточно сказать, что эти работы восходят к 1979 году, а стандартизация SCSI состоялась в 1982-м. Apple тут не при чем - она просто взяла и применила готовое стандартное решение.
Есть и вовсе смехотворные аргументы, типа того, кто впервые включил CD-ROM в стандартный комплект поставки персонального компьютера. Это чисто маркетинговые решения, не имеющие вообще никакого отношения к технологии.
Однако Свиргстин упоминает и о по-настоящему значительных результатах. К ним относятся, например, творения Билла Аткинсона - прежде всего, HyperCard. Это отличный пример основополагающего софта, которого в определенный период действительно создавалось на Mac'ах немало, хотя и в этом деле лидерство Apple давно растрачено.
Но что в действительности происходило? По словам самого Аткинсона, и MacPaint, и HyperCard были творениями программиста-одиночки, который сначала ваял, потом пытался привлечь к своему изделию внимание начальства, и так далее. Такова вторая, после подхватывания разработок со стороны, типичная схема поведения Стивена Джобса и его соратников. Обе, надо заметить, стоят очень дешево, поскольку и люди, и идеи подбираются очень рано, когда рынок их еще не оценил.
Все это совершенно непохоже на деятельность по-настоящему новаторских промышленных компаний - таких, как IBM, Rockwell International или уже упомянутая Xerox. Такие заведения, как IBM Research, RISC и PARC обходятся очень дорого, но они создают горячие, своевременные новинки. На счету PARC в ее золотые годочки вы можете найти, скажем, промышленную реализацию Ethernet и вообще локальной сети, или лазерный принтер с языком описания страниц.
Крайние проекты, такие как Alto или DynaBook, не привели к созданию жизнеспособных коммерческих продуктов, но идеи, которые собирали и культивировали сотрудники PARC, без всякого преувеличения определяют развитие промышленности и сейчас, почти двадцать пять лет спустя. Я нарочно беру PARC, поскольку, чтобы перечислить заслуги IBM Research, мне надо сесть на месяц и написать тему номера.
Что же в действительности представляет собою Apple'овская инновационная модель, и какова ее роль для рынка? Это вполне сознательный уход от жесткой конкуренции в толпе, от схватки за реальный приз, далеко в те области, где еще не созрела возможность получения промышленных результатов и больших прибылей. Не удивительно, что присвоенные Apple новинки так и сгнивают на корню, не принося пользы ни ей, ни их создателям, поскольку достаются они фирме дешево и служат скорее для показухи, чем для дела. Джобс - большой мастер эксплуатации людей артистического склада, но я не рискнул бы назвать его ни преобразователем мира, ни крупным промышленником, ни даже культурным героем.
Позвольте мне закончить следующим заявлением, обращенным к читателям, авторам и редакторам "Компьютерры". Какие бы страсти ни нагнетал сочинитель, как бы ни пытался он припугнуть, устыдить или разжалобить, его труд следует решительно отклонить, если видно, что человек не разбирается в том, о чем взялся писать. Пусть эта злосчастная публикация послужит по крайней мере примером, опираясь на который мы будем впредь пополнять как редакционные портфели, так и мусорные корзины.
Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки: