Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вон они!

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    22.09.1997

Когда я начинал работать в "Компьютерре", про нее говорили, что это издание "для чайников". Сейчас, два года спустя, все чаще говорят, что "Компьютерра" стала "про Интернет".

Между тем, редакция "Компьютерры", как я не раз уже сообщал, не ставит задачу формирования того или иного контингента читателей и не определяет круг тем. Мы просто не смогли бы это делать, даже если бы захотели. В моем распоряжении никогда не было инструментов активного маркетинга: ни рекламы, ни опросов мнения, ничего в таком роде. Я не мог вычислить своего потребителя, спросить его, и сделать то, чего он хочет. Не уверен, что это хорошо для бизнеса, но это так.

Принцип работы редакции состоял, собственно, в том, чтобы формулировать правила, следовать им и смотреть, что из этого получается. Правила эти, то есть, критерии и приемы инициирования и отбора материалов для печати, практически не изменились. Тогда как же мы докатились от прошлого "для чайников" к нынешнему "про интернет"?

Начнем с того, кто такие "чайники". Всех людей я бы предложил разделить на следующие три категории, сообразно их отношению к компьютеру как спутнику жизни, и к другим людям как источнику дохода.

Абсолютное большинство составляют те, кто компьютером не пользуются, или пользуются вяло, но при этом как-то умудряются зарабатывать себе на жизнь. Промежуточная категория это те, кто без компьютера не может, а значит, зарабатывает с его помошью деньги или удовлетворяет какие-то другие жизненно важные потребности. Наконец, абсолютное меньшинство составляют те, кто компьютером может пользоваться, а может нет, но деньги получает исключительно от второй категории, обслуживая ее компьютерные нужды.

Перечислим их еще раз в обратном порядке. Итак, меньшинство составляют профессионалы: те, кто компьютеры производит, доставляет, продает интегрирует, программирует, и, наконец, обслуживает. Повторю: им самим не обязательно ни пользоватся компьютерами, ни разбираться в них. Администратор Нетвари может обойтись на порядок меньшими знаниями, чем любая секретарша - и нередко-таки обходится. Программисты, особенно самые крутые из них, кто работает в одиночку и реализует замысловатые алгоритмы, вообще стараются пользоваться компьютером как можно меньше. Они избегают не только графических интерфейсов, но даже видеотерминалов, предпочитая им распечатки на бумаге. А сотрудника какой-нибудь торгово-распределительной системы, неразлучного со своей PC, следует отнести к средней категории, поскольку с равным успехом он мог бы продавать и компьютеры, и что-то другое.

Середина -- это и есть чайники. Никто из них в здравом уме не назовет себя программистом или сисадмином. Чайник, благополучно переживший несколько поколений аппаратуры и программ, чайник, добившийся от своего компьютера всего, чего смертный может пожелать, скажет о себе просто: я - продвинутый чайник. Феномен чайников отмечался еще в эпоху перфокарт, и отчетливо проявился на фоне многотерминальных систем. Однако, настоящую силу это движение набрало с появлением персоналок.

Что касается большинства, то оно никогда не будет читать "Компьютерру". Тем не менее, данное выше определение его как совокупности тех, кто не пользуется компьютерами, нуждается в пояснениях. Во многих населенных местах мира не пользоваться компьютерами можно разве что нарочно. Компьютеры повсюду, и люди соприкасаются с ними, сами того не подозревая. Тыкать в кнопки можно научить кого угодно. Разница в том, имеет человек доступ к интерфейсам операционных систем и универсальных прикладных программ, или нет. С достаточной для практических целей точностью здесь можно было бы говорить о свободном пользовании персональными компьютерами: PC, Mac, HPC, SUN и другими.

На выходе этой теоремы получается следующее. Десять лет назад, когда популяция "чайников" пошла в рост, а профессионалы еще предпочитали разрабатывать программы для PC в родной для себя среде Unix, можно было бы сказать, что "Компьютерра" - журнал о персоналках или для пользователей персоналок. Правда, тогда "Компьютерры" еще не было, и быть не могло.

Теперь, когда читатели "Компьютерры" рвутся в киберпространство, ее стали называть изданием про Интернет и для пользователей Интернет. Но эта определенность тоже просуществует недолго: Интернет вот-вот начнет заселяться представителями большинства, которые будут смотреть малтимидийные программы и узнавать прогноз погоды на завтра с помощью беспроводного пульта дистанционного управления... кто бы наконец придумал для этой штуки простое и ясное русское название, наподобие английского remote! Тогда читатели "Компьютерры" опять растворятся в толпе.

Все эти два года я вполне отчетливо и ясно вижу свою целевую аудиторию, но не могу объяснить кто они такие, не рискуя выставить издание и самого себя на посмешище. Поэтому я хотел бы воспользоваться настоящим моментом, когда можно показать пальцем и назвать явление по имени.

Хотя имя-то как раз составляет отдельную проблему. Читатели, которых мне хотелось бы иметь, это неуловимая, упорно не поддающаяся научному определению часть общества, называемая электронной или цифровой элитой.

Удобно было бы обозначать их словом digeratti, скроенным по аналогии с literatti (так в давние времена называли образованное сословие Италии и сопредельных стран). К несчастью, в современном языке literati стало аналогом русского "литераторы". От него появляются digerati, причем так называют уже чуть-ли не Web-мастеров. Короче, налицо полная путанница, как это обычно и бывает вокруг по-настоящему новых и значительных явлений.

Но тут я должен вспомнить о тех наших читателях, у кого нет компьютера, или кто за неимением доступа Интернет пользуется всем, что ни попадется под руку. До сих пор речь, конечно, шла о свободном обществе, в котором все это - вопрос личного выбора. По правде говоря, в России компьютеры и Интернет тоже стали вопросом личного выбора, однако здесь слишком мало людей, готовых бросить все и ехать на другой конец света в поисках новых рынков, на которых можно было бы продать свой труд.

Давайте-ка помиримся на том, что любой, кто читает "Компьютерру" уже принял для себя решение, но, возможно, пока еще его не реализовал. Сделавший выбор уже избран, уже стал элитой, уже отличается от других. Придется привыкать к тому, что мы уже не часть монолитного советского народа, а странное с его точки зрения меньшинство. В Штатах, видите ли, тоже существует колоссальный разрыв между digeratti и остальным населением. Это, в принципе, нормально -- лишь бы дело не доходило до резни.

Надеюсь, теперь мне удалось хотя бы объяснить, что я не так туп, как могло показаться. С понятием digeratti не справляются люди гораздо проницательнее меня. Психология и социология буксуют на нем самым жалким образом. Моя же личная точка зрения состоит в том, что определяющим признаком digerati является способность управлять. Нет, не руководить (руководить буквально означает манипулировать, приводить в движение людей, как кукольник - куклы) а именно управлять. Digerati, конечно, нелишне иметь ловкие пальцы, но еще важнее - умение видеть и замечать, понимать и объяснять, ставить цель и оценивать результат, изменять себя и мир. Самое правильное слово тут, по моему - киберэлита. Если угодно, пусть будет cyberatti. Ну все, пока. До встречи в Сети!

Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.