Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Словорубная мастерская, или Программное заявление на тему темы номера

Архив
автор : Серж Скаут   08.09.1997

Итак, свершилось. Полиграфическая революция, о необходимости которой так долго говорили меньшевики, или диссиденты, есть документально подтвержденный факт. И последние стали первыми… Как мечталось людям в годы застоя! "Ах, если бы я (мы, вы, они) мог (могли) выпустить СВОЮ! книгу, СВОЙ! журнал, ну, на худой конец, газетенку какую-нибудь - но тоже СВОЮ! - самостоятельно. Неохватная свобода, свалившаяся на наши головы, и массовое распространение и удешевление компьютеров привели к тому, что книги, журналы и газеты стали издавать все кому не лень. Каждый третий из умеющих работать на компьютере гордо величает себя "дизайнером". В девяноста процентах случаев под этим подразумевается умение рисовать в CorelDRAW на уровне первого класса художественной школы, набирать тексты в Word'е, легкое знание PageMaker'а (не всегда) и полное отсутствие какого бы то ни было художественного, технического и литературного образования в области оформления изданий и полиграфии в целом. Да и на самом деле: зачем оно нам? Все законы и правила - в мусорную корзину истории! Мы наш мы новый мир построим! По-моему, это когда-то уже было, правда, немного в другой области. Однако ни там ни тут ни к чему хорошему это не привело.

Как было раньше? В каждом издательстве функции работников определялись очень строго: художник рисовал картинки, технический редактор устанавливал параметры книжного набора, машинистки печатали тексты, корректор их вычитывал, наборщик верстал полосы, гранки еще два-три раза вычитывались и правились - и лишь затем книга попадала к печатникам. При этом каждый человек в этой цепочке четко следовал ГОСТам, строго регламентирующим, что и как он должен делать. И поверьте мне: это был не просто тупой свод правил! ГОСТы разрабатывали целые институты, где трудились настоящие специалисты в области книгоиздания. Контроль за культурой издания был куда жестче, чем сейчас, и за пропущенную запятую или неправильно использованное тире вполне могли лишить "тринадцатой зарплаты". Мера, конечно, не адекватная проступку, но… Возьмите сами какую-нибудь хорошую книгу года эдак семидесятого, например, сборник стихов, и вы сами увидите, как приятно держать его в руках и как легко он читается.

Естественно, существовали и дешевые издания, требования к которым были ниже, но все основные правила соблюдались и для них.

К сожалению, по закону Паркинсона каждый человек стремится достичь своего уровня некомпетентности. Теперь каждый сам себе швец, жнец и на дуде игрец. Отсутствие вкуса при создании книги стало повсеместным. Дело в том, что большая часть так называемых дизайнеров - люди, просто знающие компьютер. Это бывшие программисты, переключившиеся на новые способы зарабатывания денег, или секретарши, которым тесно в рамках Word'a и очень хочется самореализоваться, или писатели, которых никто не печатал в советское время (в большинстве случаев - по мотивам вовсе не политическим, а просто потому, что писали они плохо), которых не печатают и сейчас и которые, подзаработав или подзаняв денег, бросились издавать свою "нетленку", несомненно рассчитывая на признание и успех. При этом у большинства из них отсутствуют даже элементарные представления о том, как делается книга. Весьма значительная часть подобных дизайнеров - "молодые чемоданы" лет около двадцати, со свойственным юношеским максимализмом и нежеланием выслушивать мнения, хоть немного отличающиеся от их собственного. (Честно говоря, я и сам недалеко ушел от этого возраста, а выгляжу, как говорят, и вовсе лет на шестнадцать - хорошо сохранился! Но это не очень мешает мне с легкой улыбкой и хорошо скрываемой жалостью выслушивать доморощенные "культурные теории" подобных "крутых мастеров".) И ведь почти никто, %;?:%, не хочет учиться!

Всем известно, что происходит, когда кухарка начинает управлять государством, и все соглашаются, что лучше бы она, вообще-то, готовила еду - толку было бы куда больше, а проблем - куда меньше. Однако в области книгоиздания и дизайна этот факт почему-то не является столь же очевидным. И действительно: чего ломать себе голову и изучать веками вырабатывавшиеся каноны? Нам бы побыстрее да подешевле, да чтоб бумаги поменьше ушло, да чтоб обложка в глаза бросалась с пятидесяти метров, - лишь бы купили, а там хоть трава не расти. Вот и появляются книги, в которых на каждой странице - по двадцать опечаток (вычитка ведь требует времени и затрат, да и где найти людей, знающих русский язык), напечатанные чуть ли не на туалетной бумаге, с кеглем шрифта в 7-8 пунктов, с абсолютно не сочетающимися гарнитурами шрифтов - по десять гарнитур на полосе - да еще, вдобавок, практически без полей (бумагу надо экономить!). Я уж не говорю о том, что вместо тире используются дефисы, вместо кавычек - знаки минут и секунд (или дюймов, кому как угоднее), вместо многоточий - комбинация из трех ... правильно, точек и так далее. В результате получается не книга, а какой-то "поток сознания", причем, судя по всему, не отягощенного интеллектом человека.

Правда, бывает и с точностью до наоборот: берется дорогущая бумага, все издание печатается полноцветным, все блестит, сверкает и переливается - а читать невозможно. Глаза, знаете ли, устают. И человек, прочитав две-три страницы, откладывает такой журнал в сторону и трет уставшие глаза. И невдомек ему, что причина не в его усталости после рабочего дня, а в том, что издатель просто не позаботился об удобстве данного произведения для читателя. Это характерно в основном для так называемой новой культуры "продвинутой" (куда? кем?) молодежи.

Меня бросает в дрожь от убогого оформления большинства современных российских изданий. Самое страшное, что люди не понимают того, что книга - это "коллективный пропагандист и массовый агитатор" (перефразируя В. И. Л.), и цель ее - "нести культуру в массы", и именно книжно-журнальный дизайн определяет вкус большинства людей.

Не будем кривить душой: в последнее время появилось немало действительно профессионально издаваемых произведений, и слава Богу! Эпоха всеобщего бардака, охватившая и издательскую область, мало-помалу подходит к концу. Появляются новые профессионалы, мастера книгоиздания, да и старая гвардия не сдает позиций, но главное - читатель обращает внимание уже не только на то, что написано, но и на то, как издано. Данная тема номера - сборник практических рекомендаций, направленных на то, чтобы хоть немного улучшить ситуацию в данной области, и рассчитана она в первую очередь на людей, нормальным состоянием которых является постоянное желание узнавать новое (или повторить хорошо забытое старое) и которые не боятся признаться в том, что чего-то они еще не знают. Речь в ней пойдет только о культуре и правилах издания книжно-журнальной продукции, правила же издания акциденции (пригласительные билеты, этикетки и т. п.) пока что останутся "за бортом". Конечно, в рамках одного номера невозможно охватить все то, чему учат в полиграфических учебных заведениях пять-шесть лет, поэтому в конце темы я приведу обширный список литературы для тех, кому это действительно интересно.

Всегда ваш, Scout.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.