Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Использование растра как элемента дизайна

Архив
автор : Серж Скаут   01.09.1997

Продолжение.

Итак, как и было обещано, в данной статье мы рассмотрим растр не с технологической точки зрения, а с точки зрения его художественной ценности. Применение растра как элемента графического дизайна позволяет получить нетрадиционные эффекты, а в ряде случаев и упрощает дальнейшее изготовление печатной продукции. При этом готовая продукция не только не теряет внешнего вида, но и, наоборот, приобретает некоторую "изюминку" - конечно, если вам не изменяет чувство меры. Вариантов использования растра в графическом дизайне великое множество, начиная от преднамеренного заверстывания в полноцветную полосу очень грубо (линий так на 10 на дюйм) растрированной черно-белой иллюстрации и до образования сложнейших муаровых разводов, используемых при защите ценных бумаг. Мы рассмотрим только три вида применения растра в дизайне, но, я думаю, у вас вполне хватит фантазии, чтобы придумать еще десяток-другой вариантов (если не хватит - пишите мне, я постараюсь помочь).

Использование растра для создания фона

Как было сказано в предыдущих статьях, при наложении друг на друга двух растровых решеток, повернутых относительно друг друга на некоторый угол, появляется муар (при больших углах поворота образуется так называемая растровая розетка). В большинстве случаев это явление крайне нежелательно, и его всячески стараются побороть; однако если растровая розетка будет достаточно крупной да вдобавок "облагороженной" применением какого-либо эффекта, то она может послужить прекрасным фоном для иллюстрации. При этом полученный фон великолепно стыкуется, позволяя создавать бесшовные текстуры. Рассмотрим один из примеров получения подобного фона.

  1. В любой рисовальной программе создайте решетку, изображенную на рис. 1. Я пользовался для этого CorelDraw, поскольку мне показалось наиболее простым сделать подобную решетку именно в нем. Для этого я создал один кружок радиусом 4 мм (из-за масштабирования размеры на иллюстрациях могут отличаться от указанных) и размножил его сначала по вертикали, а затем по горизонтали с шагом 6 мм, получив при этом сетку 15х15 элементов. После этого я сгруппировал все элементы.



    Рисунок 1.

  2. Создав копию полученной группы поверх оригинала (в CorelDraw для этого достаточно нажать "+" на Numpad'e), я развернул ее на 45 градусов относительно оригинала, а затем выровнял оригинал и копию по центру по горизонтали и вертикали (рис. 2).



    Рисунок 2.

  3. Посмотрев на полученное чудо, я убрал все лишние элементы, оставив квадрат, изображенный на рис. 3. Его я экспортировал в TIFF RGB 300 dpi.



    Рисунок 3.

  4. Открыв затем полученный файл в Photoshop, я хорошенько "выспался на костях" растровой розетки, пользуясь при этом исключительно фильтрами из набора Eye Candy от компании Alien Skin Software. При этом я работал в RGB (так быстрее), включив в меню "View" режим "CMYK Preview" (с целью увидеть картинку похожей на ту, что получится на бумаге). В Photoshop'e я создал два слоя: подложка представляла собой сплошную черную плашку, а на втором слое лежала полученная "розетка" на прозрачном фоне. Я использовал следующие фильтры: "Chrome" и "Inner Bevel" - для придания цвета и объема элементам растровой розетки, затем, выделив на втором слое все прозрачные участки, применил к ним фильтр "Flame", после чего совместил слои. Создав новый прозрачный слой, я применил к нему фильтр "Smoke", а затем в опциях наложения слоя (это окно открывается при двойном щелчке на слое в палитре "Layers") выбрал режим наложения "Color Burn" и прозрачность слоя 50%, после чего снова совместил слои и перевел файл в CMYK. Результат моих трудов - на рис. 4.



    Рисунок 4.

Как вы понимаете, вариантов растровой розетки и ее последующей доработки существует великое множество, и принцип действия, описанный в этом примере, позволит вам создать сколько угодно разнообразных оригинальных подложек для иллюстраций с минимальными затратами времени (у меня ушло не более 20 минут, ей-богу!). Посмотрите на парочку "вариаций на тему" на рис. 5.



Рисунок 5.1.Рисунок 5.2.

Больше эффектов, хороших и разных

Еще один пример использования растра - получение хитрых эффектов вроде изображенного на рис. 12. Он полностью создан в Photoshop'e, и на его освоение также уходит не более получаса.


Рисунок 6.




Рисунок 7.




Рисунок 8.

Сначала силами и средствами Photoshop'a я создал изображение, показанное на рис. 6, и нещадно размыл его, применив "Gaussian Blur" с радиусом в 6 пикселов (рис. 7). Не буду подробно описывать этот процесс, поскольку каждый, я думаю, сможет сам сделать все, что ему заблагорассудится. Не забудьте только размыть изображение - результат будет куда интереснее.

Далее необходимо перевести полученный результат в CMYK и поделить по каналам, создав для каждого цветового канала отдельное изображение. В Photoshop 3 этого можно добиться, переведя изображение в режим "Multichannel": программа автоматически создаст вам четыре новых окна, содержащих grayscale-варианты каждого цветового канала. В Photoshop 4 эта возможность куда-то потерялась (во всяком случае, я ее не нашел - если кто найдет, напишите, пожалуйста), и в режиме "Multichannel" он оставляет все каналы в одном файле. Здесь существует несколько методов получить отдельные файлы для каждого канала, наиболее простой из них - сохранить файл как EPS с опциями "Preview: None" и "DCS: On" (no composite PostScript). При этом вы получите пять файлов, имеющих расширения .eps, .c, .m, .y и .k. Первый нам абсолютно не нужен (в нем содержится только Preview и указания, где искать остальные данные), а остальные четыре как раз и несут в себе grayscale-варианты каждого из каналов. Открыв их с помощью команды "Open As: EPS", вы увидите искомые файлы каналов.


Рисунок 9.




Рисунок 10.




Рисунок 11.




Рисунок 12.

Получив по отдельному файлу на каждый канал, переведите их в Bitmap, используя метод растрирования "Halftone Screen". При этом следите за тем, чтобы значение разрешения в полях "Input" и "Output" совпадало. Конвертируя каждый из каналов, поиграйте со значениями линиатуры (хорошие результаты получаются при 10-15 линиях на сантиметр), с углами поворота растра и типами растра. На мой взгляд, для данного эффекта наилучшим образом подходят line- и cross-типы растрирования (то, как изуродовал каналы своего изображения я, показано на рис. 8-11). После этого снова переведите каждый файл в режим "Grayscale" (Size Ratio=1) и сохраните все четыре файла с теми же расширениями.

Теперь просто откройте файл с расширением .eps1 и оцените полученный результат (рис. 12), после чего сохраните файл как TIFF и удалите все пять EPS-файлов.

Растр как средство борьбы с плохими типографиями

Напоследок мне бы хотелось рассмотреть одно из применений растра, наиболее обоснованных практически. Не секрет, что у людей, занимающихся полиграфией, бывают случаи, когда просто необходимо включить в дизайн полутоновую иллюстрацию, а возможностей для этого нет. То негде вывести пленку, и приходится нести в типографию бумажный отпечаток, то из-за нехватки денег или маленького тиража заказчик просит отпечатать всю продукцию на ризографе, - да мало ли какие случаи бывают! Именно в такой ситуации вас и выручит растр.



Рисунок 13.

На рис. 13 показан оригинал фотографии, которую просто необходимо отпечатать на ризографе, но как? Очень просто. Переведите эту фотографию в Bitmap с линейным растром и линиатурой от 2 до 5 линий на сантиметр (можно меньше) и смело заверстывайте ее в полосу. Линейный растр создаст интересный графический эффект (рис. 14), который - при условии соответствующего обыгрывания другими элементами иллюстрации - вполне может придать вашему творению некий шарм, а то и принести вам приз на каком-нибудь конкурсе дизайна.



Рисунок 14.

Маленький совет: в момент конвертирования укажите такое разрешение для Bitmap'a, чтобы после масштабирования (не ресэмплинга!) иллюстрации до требуемого в публикации формата ее разрешение было равно физическому разрешению вашего выводного устройства или по крайней мере кратно ему. Допустим, при выводе на лазерном принтере с разрешением 600 dpi вам нужно будет подготовить Bitmap либо на 600, либо на 300 spi, но никак не на 350 или 420, поскольку при этом начнутся искажения из-за невозможности точно передать положение и форму черной точки в иллюстрации физической точкой принтера. Конечно, эти искажения будут не так велики, но все же - зачем они вам?

На сем я с вами прощаюсь до следующей статьи, которая - в пику этой - будет посвящена борьбе с растром. Всегда ваш, Scout. Мой адрес sscout@usa.net.


1 Спасибо Козловскому за совет! В Photoshop'e двойной щелчок на пустом рабочем поле открывает окно "Open".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.