Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Артель "Левша и сыновья"

Архив
автор : Василий Щепетнев   01.09.1997

Прогресс стремителен, успехи его несомненны, наука развивается лавинообразно, техника рвется вперед семиверстными прыжками. Так учат в школе.

Чары все это, морок. Обман. Оглянитесь и проверьте сами. На улице автомобили, трамваи, в небесах - аэропланы, по воде плавают (ходят, как настаивают моряки) корабли. То же видели наши отцы и наши деды. Со времени изобретения двигателя внутреннего сгорания сменилось четыре поколения. Да, другие силуэты, другая вместимость, даже скорость другая, но изменения эти чисто количественные. И то не всегда. Что тридцать лет назад до Владивостока лететь, что сейчас - ни часом скорее. Даже наоборот. Поездом - аналогично. А уж качество! Пульмановский вагон, предупредительная обслуга, "свежей севрюжины не желаете-с, нынче выловили," - и нынешнее.

У них птичке "Конкорд" тоже тридцать стукнуло.

Войдите с улицы домой. Ау, техника! Холодильный шкаф, радиоприемник, пылесос, телевизор, машина стиральная, машина посудомоечная... Все, все было у дедов наших, а если не наших, то забугорных. В чем прогресс? В трех сантиметрах экрана? Даже не смешно.

Нашел! Вот он, в красном углу, компьютер. Не было у деда на столе такого! И потом, не только стоит, а растет и хорошеет с каждым часом, прямо богатырь сказочный, Иван - коровий сын.

Что есть, то есть. В самом деле, стоит и хорошеет. Пусть пока и постоит, дойдет и его черед.

Век назад открытия и изобретения посыпались на человечество, как из рога изобилия. Открытия - фундаментальные, изобретения - революционные. С приходом электричества и мотора жизнь изменилась бесповоротно. Ах, медицина! Ах, беспроволочный телеграф! Ахов восторженных можно тьму наставить, бери любую популярную книжку по истории науки: что ни страница, то восторг. Но потом, к середине века, рог изобилия стал скуповатым, хотя и выплескивал время от времени что-нибудь этакое, сногсшибательное. А сейчас...

А сейчас такое впечатление, что мы заняты перековкой блохи. Той самой, что придумали мудрецы англичане, а тульские умельцы подковали. Нынешние подковы, не в пример прежним, - технологичнее, блоха не только сохраняет способность плясать танцы прежние, а и новые фигуры выводит любо-дорого. Технология действительно потрясает, миллионы полупроводников в объеме маленькой шоколадки по цене рабочего дня по-настоящему квалифицированного специалиста. Но посмотреть пристальнее - блоха, пусть и с новыми блестящими подковками.

Недавно отмечали столетие кино, впереди юбилеи радио, рентгена. Нас окружают пенсионеры, нового поразительно мало. И новое зачастую - хорошо воплощенное старое. Вторую половину двадцатого века люди в основном улучшали изобретения первой половины, исследовали боковые веточки на могучих стволах генетики, квантовой физики и других новых наук, наук, возникших сто лет назад.

А как же - поток научных публикаций, рост людей, работающих на науку? Да никак. Просто качество перешло в количество. Типографские услуги стали доступны для большего числа людей, отсюда и рост печатной продукции, поскольку дело поставлено на строгую коммерческую основу: заплатил - и публикуйся. Миллионы специалистов? До самого недавнего времени четверть жрецов науки служила своей богине в границах нашей Необъятной Родины. Ну и что? Откройте протоколы ученых советов. Перековка блох, сплошь и рядом перековка блох. Так то у нас, да? И у них то же самое. Перекачал я уйму мегабайтов, наблюдая, как марсоход ползает по далекой планете. Здорово, безусловно, здорово. Но - было. Конечно, Марс не Луна, но ведь столько лет, столько лет прошло...

Ага, вот я и попался. Интернет - разве это не реальный знак прогресса?

Реальный, безусловно, реальный. Сто лет назад я получил бы информацию на целый день позже, верно. Один день и сто лет.

Компьютер тоже не мальчик, но муж. Пятьдесят лет - возраст в некоторых областях народного хозяйства так даже пенсионный. Развитие, если обращать внимание на мегагерцы, безусловно, имеется. Производительность нынешних ПК превышает прежнюю в тысячи раз - по цифрам и тестам. Но то цифры. Насколько быстрее пишется роман? рассчитывается зарплата? выводится траектория ИСЗ? Быстрее, конечно, но впечатление, будто гора в очередной раз родила блоху, впрочем, отлично подкованную.

Постоянно слышу, что вот-де отдельная часть непродвинутых пользователей-литераторов рассматривает ПК только как интеллектуальную пишущую машинку. В ответ можно огрызнуться, что для других он интеллектуальный арифмометр, интеллектуальный этюдник или интеллектуальная игротека. Но все это будет неправдой. По самой простой причине: интеллекта в современном ПК, увы, нет. Когда человек знакомится с компьютером, первое впечатление - как много машина может. А второе зачастую прямо противоположное. Сама не сочиняет, сама не считает, работать все равно приходится человеку.

Каким в мечтах видится мне Word 2001? А таким. Говорю ему:

- Что-то, душа моя, не пишется нынче. Ты уж как-нибудь закончи главу, а я после поправлю, что не так. Только пиши просто, Льва Толстого не изображай, да и поток сознания оставь в покое, он для моего стиля, позднего Щепетнева, нехарактерен.

- Хорошо, - отвечает Word 2001, вздыхая, - это как вам будет угодно, только работать на старых модулях памяти нет совершенно никакой возможности. По три раза вспоминать приходится, чем дело-то кончиться должно.

- И чем же? - спрашиваю не без интереса, поскольку сам еще не решил, убить ли героя, сделать его вурдалаком или отпустить с миром до следующего романа.

- Известно, чем. Съедят.

- Неужели, - огорчаюсь. - Как жаль. И поправить нельзя?

- Поправить, оно, конечно, попытаться можно, только с памятью старой не осилю. Купили бы, а? Вон, уже и соседи обзавелись, одни мы, как сироты...

- Ну, ладно, посмотрим. А ты пиши, пиши, - и ухожу в другое окно, поиграть в Warcraft Finalissimus. Только запускаю игрушку, а мне - ультиматум. Либо я отрекаюсь от престола, либо революционные силы отформатируют диск.

- Да что там у вас стряслось? - спрашиваю. - Давеча "ура" кричали, молились за здравие отца нации...

- Хватит, навоевались. Домой хотим. Мир без аннексий и контрибуций. Орки, они тоже человеки и жить право имеют. Слева от сто тридцать восьмого кластера их земли, справа - наши. Так отрекаешься?

- Отрекаюсь, отрекаюсь, - бурчу, и… Alt+F4. - Умолять еще будете, в ножки валиться, а поздно, не вернусь править таким неблагодарным народом. Гордый я...

Увы, (или к счастью, как смотреть) машин таких и программ таких в обозримом будущем не предвидится. А предвидится Merced. Производительность опять возрастет на порядок. Наверное, в новой версии Word научится писать под диктовку, хотя и с ошибками, добавятся еще какие-нибудь приятные пустячки, но в целом блоха будет вытанцовывать прежний гавот, правда, в ритме ламбады. Merced, он тоже, оказывается, не вчера родился. С семидесятых в кладовочке лежал.

Чувство, будто накатывает ленивая пелена, мы обречены на заплыв в киселе, бег по клеевой дорожке. Кончается прогресс, наступает пауза. Новое средневековье. Хорошо бы сложить печку, просторную, русскую, да залечь лет на триста...

Пишите, господа, скорее!

basil@ns.comch.ru

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.