Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Крупинка обезьяны

Архив
автор : ЕВГЕНИЙ ФРОЛОВ    25.08.1997

Я уезжал на две недели и поэтому прочел разом целых три последних номера "Компьютерры". То ли именно в этих трех номерах, то ли в общей направленности журнала вдруг стала видна идея сверхценности прогресса. Вся редакция - яростные прогрессисты, прогрессисты полемические и задорные.

Не хочу этим сказать, что я ретроград. Но позиция большинства людей по отношению к прогрессу, позиция, лежащая в диапазоне от равнодушия до смертельного неприятия, тоже понятна. Выражаясь в терминах Фрейда, "коллективное бессознательное" человечества принимает только зримые проявления прогресса (например, фаянсовый унитаз с водяным смывом), пытаясь уклониться от прогресса как фактора мировоззренческих перемен.

Любимый мною Лем, не помню, в каком из своих трудов, охарактеризовал человека как слабо оволосенную прямоходящую обезьяну, чрезмерно озабоченную вопросами секса. Проблески разума и самоконтроля в нас спорадичны и слабо предсказуемы как по амплитуде, так и по частоте.

Добро бы человечество воспринимало все это как недостаток. Но нет. Царство чистого разума представляется человеку чудовищным. Ведь в значительной степени его поведение определяется сексуальными стереотипами и вытекающей из этих стереотипов борьбой за лидерство и агрессивностью.

Прогресс предлагает нам в качестве зримой перспективы невообразимое для массового сознания устранение пола (а пол - действительно досадная помеха для разума, ибо, по выражению еще кого-то из классиков, в сексе нет абсолютно ничего разумного, а в разуме - сексуального), физическое бессмертие особи и практически неограниченные возможности межличностных коммуникаций, исключающие ложь, эмоциональные искажения и прочие шумы биологического происхождения. Достижения эти немедленно расколют человечество (причем, раз и навсегда) на тех, сравнительно немногих, кто примет их, тех, очень многих, кто их не примет, и тех, кто примет в какой-то части.

Дело в том, что каждое из подобных достижений в отдельности и, тем более, все они вместе взятые напрочь исключают существующие массовые поведенческие мотивации. Мотивации нового человечества трудновообразимы, а следовательно, современному человеку чужды.

Наверное, мне возразят, что эти достижения стали обретать практические формы только в последнее десятилетие, а прогресс ненавидели всегда.

Но прогресс всегда был детищем культуры. А культура всегда декларировала нелюбовь к низменному и указывала путь в светлое будущее, где воцарится чистый дух. При всей расплывчатости и разнобое культура за десять тысяч лет своего официального существования довольно последовательно определяла мечту о бессмертии, отсутствии какой бы то ни было дискриминации по любому признаку и о полном преодолении межличностной пропасти в качестве светлого будущего человечества.

Большинство же людей любят себя именно в том качестве, в каком они пребывают. Культурные идеи массовому сознанию бесконечно чужды и просто страшны. По мнению человека, состоящего где-нибудь в толще гауссового пика, чему же еще радоваться, как не еде, любви, зачатию и рождению ребенка, победе над врагом, унижению слабого, преклонению перед сильным? И на самом деле, в этих радостях столько же мерзкого, сколько и непреодолимо притягательного, а порой - величественного и прекрасного.

Похоже, именно поэтому произведения искусства, по определению несущие в себе прогрессистский заряд, уничтожаются с особым остервенением и смаком. Прогресс обещает горние вершины, но взамен требует не просто жертв (или имеет, как модно сейчас говорить, оборотную сторону), а нарушает глубинную биологическую самоидентификацию человечества. Право же, немалая цена.

Человечество стоит перед довольно страшным выбором. Те, кто пойдут дальше, людьми больше не будут. Те, кто остановятся, будут вечно чувствовать жуткую печать второсортности. Никакая религия больше не сможет вернуть им ощущение венца природы.

Странно в человечестве одно: возьмите какого-нибудь Имярека двухметрового роста с одной извилиной и выдающимся половым аппаратом. Никогда он не осознавал всего, что написано выше, и никогда не осознает. Но чувствует абсолютно безошибочно!

За что же ему любить прогресс? За что же ему любить вас, умников? За то, что вы на протяжении всей истории считаете его, Имярека, дубиной стоеросовой и отходами человечества? Да и читать ваш журнал он никогда не станет, потому что читает гораздо хуже, чем совокупляется. Поэтому полемический заряд, несомый вашим журналом, со свистом проносится мимо указанного Имярека и незамеченным уносится в космическое пространство.

Я хотел бы быть бессмертным. Хотел бы управлять собой full time, а не в промежутках между сном и расслабляющим действием бифштекса. Хотел бы быть свободным от магнитного притяжения глубокого декольте. Но и меня порой пугает открывающаяся пропасть возможностей. Мне кажется, что мне там нет места.

В особенности же неприятно, что первой жертвой прогресса, похоже, падет именно культура. Новое существо вряд ли сможет сопереживать страданиям юного Вертера или оценить формы Афродиты. У него будет своя культура, свое искусство. Уцелеет, возможно, только музыка, поскольку она наиболее свободна от конкретного содержания и, по сути, является озвученной математикой.

Лишь крохи того, что считается памятниками культуры всех веков и народов, пересекут эту зону терминатора - границу смены двух цивилизаций... Правда, и об этом специалисты уже думали. Новое существо будет в состоянии по мере необходимости создавать в себе любое количество временных личностей с заданными характеристиками (эдакая эмуляция устаревшей операционной системы с целью программной совместимости). Например, со способностью рыдать над судьбой Ромео и Джульетты. Но станет ли?

Неприятно и то, что выбора у человечества, видимо, нет. Биосферу, мне кажется, можно грубо охарактеризовать как пружину, которую человечество вслед за трилобитами и динозаврами с завидным упорством продолжает сжимать все сильнее и сильнее. Что сработает раньше - усталость системы или третий закон Ньютона - неизвестно. При любом исходе в природе до сих пор происходила полная или почти полная гибель доминирующего биологического вида (группы видов), который "достал" всех остальных. Погибнет ли вместе с homo sapiens и все остальное, или лишайники уцелеют, - никому неизвестно.

Так что бурлящий котел человеческих страстей несется по рельсам прогресса наперегонки со смертью вида. Тут прорезается еще один аспект проблемы, который меня всегда волновал.

Фундаментальные основы Вселенной предполагают абсолютизацию движения. Невозможно найти в мире нечто абсолютно неподвижное. Это раздражает. Ведь ничего невозможно сделать навсегда! И человечество, вырвавшись из своей биологической колыбели, достигнув практического личного бессмертия, окажется под воздействием природных сил, с которыми пока что мы не сталкивались в силу мимолетности своего существования и биологической готовности умереть в любую минуту.

Думается, чем "более бессмертен" будет человек, тем больше будут те силы, которые станут "стараться" стереть его в порошок, принуждая к переменам. А это, в свою очередь, повлечет невообразимое ускорение прогресса, который самой своей скоростью и масштабами превратит человека из преимущественно сущности в преимущественно движение. Какой же малой тогда станет в нем та крупинка, что некогда была глупой обезьяной, наделенной коптящим огоньком разума!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.