Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Укрощение Жабы

Архив
автор : Юрий Романов   25.08.1997

Существуют также определенные животные, миссия которых - ослаблять... посредством присущих им процессов поглощения. В их взгляде есть что-то завораживающее; таковы жаба и василиск.

Х. Э. Керлот. "Словарь символов"

Нет, вероятно, ничего более загадочного, чем процесс производства интеллектуального продукта.

Нет, не драма рождения его талантливым одиночкой, а именно производство. Где же тут загадочность? Какие тут могут быть загадки? Кому что не ясно? Есть босс, есть толковые работники. Босс платит, работники работают. В последнее время популярным стало рассматривать этот вопрос в ключе "А у нас?"

Есть у нас босс с деньгами? Стадионный рев толпы: "Е-есть!" А толковые работники? "Е-е-есть!" А где же продукт? Почему у них есть, а у нас его нет? Отчего босс не платит? Отчего толковые бестолково суетятся? "А-а-а!!!" - стадионный рев толпы, все сплошь болельщики...

У меня есть несколько знакомых, к которым я испытываю глубокую благодарность. Благодарность эта сродни тому чувству, которое, вероятно, испытывали в войну жильцы какого-нибудь дома к саперам, облазившим подвалы их жилища и, вынеся на руках дюжину зарядов, размашисто написавшим на стене: "Мин нет!"

Мои знакомые много знают... При встречах они рассказывают мне: какой альбом записан таким-то и сколько ему заплатила продюсерская фирма, какова стоимость контракта на режиссуру фильма эдакого, сколько заплатят за сценарий такому-то. А ты знаешь, почем продал свои последние картины тот-то?! А этот-то! За каждый том его макулатуры издательство платит ему знаешь сколько?

Один из них работает программистом на заводе. Не так давно он сообщил мне точную стоимость особняка Билла Гейтса.

Плох тот солдат...

Персонификация бизнеса, оказывается, опасная штука. Опасная уже тем, что, будучи похожа на персонификацию в науке и искусстве (опера Мусоргского, принцип Паули и т. п.), она подменяет принцип производства понятием авторства, маскируя истинный источник силы, приводящей все в движение.

Ну кто еще всерьез считает, что Билл Гейтс с утра до вечера и в перерывах между деловыми совещаниями строчит тексты программ и спецификаций новых невиданных доселе операционных систем, зарабатывая себе на новый особняк? Поднимите руки!.. Или вы считаете, что все дело в деньгах? И что достаточно иметь определенное количество дензнаков, чтобы все завертелось? Другими словами, что деньги - это и есть та самая Сила?

Осмелюсь высказать предположение: Сила эта есть нечто иное, чем деньги или талант автора. Природа ее сродни реактивной силе, силе, возникающей при отбрасывании чего-то. Чего именно?

Наш мир пронизан аналогиями. Они даже глубже, чем может показаться на первый взгляд. Талант автора, его творческий потенциал, как иногда о нем говорят, действительно является потенциалом, некоторым аналогом потенциальной энергии из законов физики, обладающей способностью превращаться в энергию кинетическую, то есть в энергию движения... Однако, лишь при условии, что носитель потенциала, его владелец этот потенциал отдаст.

А деньги... Деньги в системе экономических отношений - аналог кинетической энергии движения, которое само по себе ни капельки не ценно, если не приводит к возникновению какого-то результата, каковой никогда не возникнет, если обладатель этой энергии ее не затратит, то есть отдаст.

Сила отдачи (буквально: "отдавания") приводит в движение процессы. Не только физические.

Однако, нет действия без противодействия. Опять аналогии, что поделать...

Жалко отдавать, вот ведь в чем дело-то. Жаба давит. Оч-чень хочется получать, а отдавать... Ну давит же, стерва!..

Всмотритесь в глаза художников на уличных вернисажах, там, где на продажу вывешены по три-четыре идентичных "улетных" пейзажа разных размеров и по несколько жанровых "хитов" в разных цветовых гаммах - на любителя. Всмотритесь, и если вам повезет увидеть глаза художника (так как чаще всего не художники то, а реализаторы их продукции, люди, вполне непричастные к предмету нашего разговора) - увидите в них глубоко запрятанную тоску по настоящей, стоящей работе и стыдливую неловкость за выставленные поделки. Ибо не вложил, не отдал... Пожалел. Жаба задавила. "А ты знаешь, почем продал свои последние картины тот-то?!.."

Впрочем, нас больше интересуют все-таки программные продукты. Начнем по порядку. Есть босс с деньгами? Кажется, есть... Ну конечно же есть! Ну как же!.. Отечественные мультимедийные энциклопедии на CD-ROM'ах, интерактивные монографии по истории культуры - ведь в них вложены большие деньги! Кто-то же их финансировал!

Да, финансировал. Решился и вложил, отдал часть энергии, воплощенной в деньгах, однако реальность такова: затормозить легче, чем разогнаться. Легче "тормозить", отдавая деньги - энергию движения, чем "разгоняться", приводить в движение проект, расходуя, отдавая свой потенциал - талант, знания, труд, время. То есть можно, конечно, поработать за зарплату, отчего не поработать, но так, чтобы выкладываться... Давит, проклятая!.. Все силы забирает...

Вот и выходит, что хоть и жалко денег, да не так, как себя. Тем более что деньги чужие, а сам-то я свой! Тормозить легче, разгоняться - гораздо трудней.

Чтобы собрать энциклопедию, нужна прилежность, большое усердие потребно и профессионализм художников, однако для серьезных дел этого маловато будет. Можно разрабатывать эволюционно-ориентированные системы? Отчего нет! А системы обработки в виртуальных пространствах? А безрежимные сверхинтегрированные пакеты приложений? Квантовые процессоры, в конце концов! Можно? "Да-а-а!!!" - стадионный рев толпы. Дудки! Для всего этого нужно быть готовым выложиться. Отдаться делу и отдать. Отнюдь не деньги.

Главными героями древних сказаний всегда были Победители. Они бороли Драконов и Змеев - нам до них далеко. Однако во всех сказках битва есть неминуема: или Горыныч, или Иван Дурак.

А в жизни? А в жизни есть Жаба. И битва есть неминуема: и если Она - Его, то Он действительно Дурак.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.