Трезвый разум
АрхивХудожник - второй после Бога.
Слыхал от художников
Не помню точно, когда - скажем, около 1990 года, - прочел я в журнале "В мире науки" (он же "Scientific American") занимательное сообщение о том, зачем обезьяны ищутся. У этих наших родственников в неволе есть три занятия: еда, секс и так называемый grooming, то есть, копание друг у друга в шкуре, особенно на головах. Недавно, кстати, установлено, что обезьяны при этом вовсе не насекомых выбирают, а вкусные частички перхоти. То есть, никакой очевидной практической пользы в груминге нет: это чистое развлечение.
Экспериментаторы предположили, что у "обыскиваемой" обезьяны в организме вырабатывается вещество, от которого она "тащится", и угадали его состав. Действительно, когда обезьянам искусственно вводили подобное вещество, они прекращали искаться вовсе. Когда же вводили нечто противодействующее, обезьяны начинали искаться, забывая про все на свете.
За этим последовали еще и еще подобные истории - например, о роли пары гормонов и некого естественного амфетамина в любовном поведении полевых мышей, которые, подобно людям, образуют моногамные семьи. К слову, все разговоры о том, что человек в своем сексуальном поведении чем-то отличается от животных, - полная чепуха. У них все то же самое. Например, несколько лет назад были открыты человеческие феромоны и орган, который их воспринимает (сейчас уже рекламируют духи, запах которых неотвратимо соблазняет мужчин: подозреваю, что без феромонов тут не обходится). Все это сложилось у меня в голове в некую систематическую модель и очень помогло в дальнейшем решать свои житейские проблемы.
Я часто натыкаюсь на эту тему: то в новостях, то в "письмоносце", то Ваннах упомянет об исследованиях, согласно которым у слушателей рок-музыки вырабатываются наркотики (он, надо заметить, не выказал по этому поводу никакого религиозного ханжества). А в этом номере я публикую замечательные "мысли" Евгения Фролова, который пишет в точности о том же, но то ли не знает, то ли не называет конкретные механизмы.
Между тем, люди и общество приводятся в движение встроенными в наши тела генераторами кайфа. В этом и состоит секрет успеха растительных и синтетических наркотиков. Они отнюдь не дьявольские зелья, а просто заменители продукции наших природных самогонных аппаратов. Помните истории про мутантов Хогбенов писателя Генри Каттнера? Сонк все устроил правильно.
Перед подготовкой этого номера я снял пробу с Web. Да, американцы оказались полностью в курсе. Не случайно те обезьяньи эксперименты проводились на деньги правительственных программ борьбы с наркотиками. Пока у нас народ осваивал астрологию, у них выходили книжки совсем другого рода.
Пропагандисты здоровой жизни нынче прямо связывают наркотики с механизмами мотивации и подчеркивают, что природа всех без исключения "вредных привычек" - от неумеренного смотрения телевизора до пьянства и наркомании - едина. Эндогенные наркотики втягивают нас в общение, в игры, в запойную работу, в спорт, и так далее.
Наметив эту тему для колонки, я мариновал ее больше года. Уж очень далекая от меня область - биохимия, нейролептики и прочие такие штуки. Решился я потому, что дело не в точном научном знании, а в мировоззрении. Потеря любимого - что это? Метафизическая трагедия? Разбитое сердце? Конец жизни? Согласитесь, весьма полезно понимать, что бросая курить и теряя полового партнера человек испытывает абсолютно одинаковую по сути "ломку".
Речь всего лишь о том, как смотреть на вещи, чего ожидать. В конце концов, оставаясь на ночь в офисе "Компьютерры", наши верстальщики и редакторы не боятся увидеть за окнами, выходящими на кладбище, оживших мертвецов. Как-то это не встроено в систему ожиданий современного человека, хотя никто научно, вроде бы, не доказал, что покойники по ночам не гуляют.
В наше время, когда отталкивающе волосатые типы в нелепых одеждах бесстрашно кропят святой водой электрооборудование, находящееся под напряжением, и повсеместно организуют антисанитарные акции группового целования гробов, образованному человеку весьма полезно иметь в виду, что религия - по крайней мере, в форме таких пещерных ритуалов - это опиум для народа. И не в переносном смысле, а буквально. Точно так же, хождение строем в ногу тренирует у солдат отнюдь не любовь к родине, а навык идти в атаку, пьянея без водки. Водки в боевых условиях может и генералам не хватить.
Как раз когда я соображал план этой колонки, российский министр культуры по радио говорил, что вся эта нынешняя, как он выразился, "аудиовизуальность" (телевидение, видео, компьютеры и прочие гадости) опасна для детей. Она, видите ли, агрессивна. С книгой мы общаемся совершенно по-другому. Книгу можно в любой момент закрыть.
Министр спохватился и добавил, что видеомагнитофон тоже можно выключить, но тезис об агрессивности новых технологий не отозвал. Наоборот, подчеркнул: мол, только традиционные формы культуры могут разбудить творческое начало в новом поколении россиян.
Как хотите, а, будь моя воля, - не стал бы я платить этому министру жалование. Можно подумать, что сто лет назад дети не читали запоем, а дамы не фанатели от теноров. Искусство - зверь хищный. Без агрессивности у публики денежку из кармана не вынешь. Со временем у старых развлекательных технологий стачиваются зубы, а их работники лишаются доходов. Совершенно такая же проблема у впавшего в маразм православия с новыми культами. Это бывает, но не лучше ли отживающей субкультуре просто и честно попросить у граждан подаяния? Зачем врать и очернять конкурентов? Библиотеки - не церкви, им обманывать не пристало.
Переселение в компьютер сулит человеческому сознанию возможность освобождения от химических стимулов, которые непрерывно посылает ему тело. По всей вероятности, их действие нетрудно будет смоделировать, но можно и отключить, а, главное, - надо бы сперва понять цель и смысл модельных воздействий. И потом, - а почему, собственно, нам это нравится? Что это такое встроено в конструкцию нашего мозга? Что заставляет нас желать умопомешательства?
Разум подчинен интересам тела. Если он не сбережет его, то и сам погибнет тоже. Мы говорим: "отрубить голову". Ну-ка, сосредоточьтесь, представьте, что над вами проделывают эту процедуру. Ну, что от кого отрубают? Видите, как все у нас извращено.
Разум обслуживает тело, а оно вознаграждает и наказывает его. Это так, но Евгений Фролов, скорее всего, не прав, сводя все к сексу и бифштексу. Цепь обратной связи, стимулирующая высокодуховные процессы и достижения, по-видимому, замыкается тоже через плоть. Общеизвестны быстрые движения глаз и вегетативные реакции спящего на то, что ему снится. А наяву, при решении интеллектуальных задач, мы испытываем физическое возбуждение, близкое к состоянию борьбы. Как будет чувствовать себя трезвый разум, чем он займется? Будет ли он вообще стремиться к чему-либо?
Поскольку действующие начала - а вернее, конечные продукты реакций, непосредственно влияющие на мозг, во многих случаях сходны или даже одинаковы, любовную неудачу и в самом деле можно вытеснить физическими упражнениями. Скажем, встать в углу на колени лицом к иконе и бить поклоны. А по-хорошему, умение рационально управлять своими страстями и привязанностями, не впадать в нежелательные зависимости и вообще жить физической жизнью следовало бы преподавать и тренировать в школах. Компьютерные игры могли бы послужить неплохим учебным пособием по этой теме.
Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки
Если вы не возражаете против публикации письма - пожалуйста, пишите об этом сразу.