Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Почем звонит колокол?

Архив
автор : Юрий Романов   21.07.1997

"Нам нужен программист: а, небалованный, бэ, доброволец, цэ, чтобы согласился жить в общежитии..." - "Дэ, - подхватил бородатый, - на сто двадцать рублей".

(А. и Б. Стругацкие "Понедельник начинается в субботу")

Эмоциональный напор материалов по проблемам интеллектуальной собственности достиг силы артподготовки, осуществляемой системами залпового огня.

Генералы картонных коробок отдают приказы, склонившись над картами Отечества и Китая. Баксы - вперед! Удар по тем, удар по этим. Митино пал, контрафакт налицо, пиратов волокут в суд (или не волокут, может, это я того, от азарта), бьют рублем, еще бьют, еще бьют, еще...

Миротворческие силы супердержав наводят порядок в районах предстоящего умиротворения. Блицкриг "Буря в стакане воды" - совершенно секретно, пленных не брать, брать только капусту.

Затаив дыхание, все ждут.

Красть или не красть?

Азартно же!

И самое удивительное, что, судя по прессе, более всех переживают за исход битвы вовсе не сэйл-менеджеры забугорных производителей софта, а именно отечественные, сохранившиеся со времен НТТМа носители менталитета очень любопытного типа - "идея дороже денег".

Знаете, я до сих пор хорошо помню то чувство невероятного изумления, впервые испытанное в кулуарах учредительной конференции Международного компьютерного клуба, где на выставке информационных технологий отечественные разработчики всерьез предлагали на продажу ряд архитектурных решений суперкомпьютеров и методики управления базами данных - по ценам от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. "Черт возьми, хорошие деньги!" - с завистью и уважением думал я. "Бросовая цена, - утверждали они. - За бесценок отдаем. А как деньги заплатят, соберем толковых ребят и за пару месяцев воплотим". "В железо?" - спрашивал я. "Нет, - отвечали, - в технический проект. А дальше уж буржуи сами на этой идее свои миллиарды заработают. Эх, надо бы дороже просить!.."

А потом расцвел НТТМ - эпоха романтического капитализма. Кто-то обналичивал бюджетные деньги, кто-то продавал товар, кто-то плодил идеи. Кому что нравилось. Товар брали, платили деньги, благодарили и просили подвозить еще.

Идеи не брали.

Прошло немного лет. Товар берут, платят деньги, благодарят и просят подвозить еще.

Идеи не берут. Хотя по масштабам и изощренности нынешние куда как круче прежних.

В итоге, у одних - полная нехватка времени и куча дел, у других - полное отсутствие денег и куча комплексов.

А все из-за нежелания понять и признать за истину простую вещь: чтобы превратить идею в товар (который будут брать и просить подвозить еще), нужно дополнительно затратить очень много денег и/или труда. И эти затраты понесут те, которых потом назовут производителями.

Проиллюстрирую. Ситуация, кстати, из жизни. Гражданин Имярек выносил идею невероятно азартной, а следовательно, очень продавабельной компьютерной игрушки. Все прошлые бестселлеры меркнут в сравнении с будущим шедевром. Имярек подсчитывает тиражи и объемы реализации, листает компьютерные издания, выискивая упоминания о миллионах долларов вложений в разработку игр и, стиснув зубы, чтобы не проболтаться насчет сюжета (не дай бог! кругом уши конкурентов!) мучается несказанно проблемой - как продать идею. За полмиллиона.

Идею не берут. Начинаются комплексы.

Один знакомый ему советует - брось, дескать, ломаться, пойди к издателю и устройся на работу. Будешь сценаристом или еще кем и за приличную зарплату воплотишь свой шедевр. "Так этот издатель на моей идее деньги грести будет, - кипятится Имярек, - а я за зарплату вкалывать! А авторские права? Тоже ему достанутся?!" А приятель все его урезонивает - ты, мол, гляди: художников хороших нанять - денег стоит, время на проработку сценария тебе же оплатить, постановщику, программистам заплатить, рекламы кучу напечатать, расходы по тиражированию понести, транспорт оплатить... Ты че, парень?!

"Меж тем время проходит, и мы плывем мимо высоких туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня". Грин. "Бегущая по волнам". Точнее не скажешь.

Идеи не берут! Услышьте меня те, кто еще думает, что "идея дороже денег"! Это неправда! Идея ценна лишь для тех, у кого есть все, чтобы ее осуществить в форме законченного продаваемого на рынке продукта.

Да! Тысячу раз да! Идея ваша, вы ее в мир явили, но она не стала от этого вашей собственностью и никогда не станет.

Ваша идея - ваш ребенок, а кто из нормальных родителей всерьез считает своего ребенка собственностью? Станешь владеть им, как вещью, - вырастет и никогда не переступит больше порога родного дома. Философия?..

Да, философия. Можно ее не любить и даже не знать ничего о ней, но жизнь-то все равно течет по ее законам. Собственно, она и есть жизнь. События, участники оных, связи меж ними и отношения суть Философия в действии, в работе. Как электродинамика в микроволновой печи. Работает на кухне даже у тех, кто ничего не слышали о Максвелле.

Ведь с точки зрения большинства философских систем наш Мир, все сущее в нем, вещи, события, мы сами - реализация идей Творца и даже не одного, а целой Иерархии. Говоря языком современным, - команды разработчиков.

Кто-то в муках родил Сценарий (и ка-а-кой сценарий!!!), кто-то расписал постановочную часть и распределил по рабочим группам. Одной из групп досталось то, что много позднее будет изложено без технических подробностей в "Сотворении мира". Помните, 1-я книга Моисея, "Бытие". Их звали, этих семерых: Микаэль, Габриэль, Рафаэль, Уриэль, Скалтиэль, Иегудиэль и Барахиэль. Специальный интерес для нас здесь представляет Уриэль. Дело в том, что ему была поручена Земля (и мы с вами в том числе). И он так славно справился с задачей, что не захотел расстаться со своим творением, то есть обособился и стал бороться за свои авторские права (и на нас с вами в том числе). Ситуация до слез знакомая - когда ведущий разработчик софтверной фирмы, работая на хозяина, тем временем втихую оформляет свои права на ключевые алгоритмы и, бросив команду, открывает свою фирму для единоличного пользования ими. И так далее... Сущий Дьявол!..

Так вот, Уриэль. Он же Люцифер - Князь Мира сего. Много позже его назовут Сатаной.

И вот тут мы добрались до главного. Вечная драма - Отцы и Дети. Или, в нашем случае, Автор, мечтающий завладеть собственной Идеей. Уже в одной этой фразе чувствуется некоторый, так сказать, дискомфорт! Насилие над смыслом.

Идея - не товар. Уж не знаю, к сожалению это или к счастью.

Товар, уважаемые авторы идей (только чур не обижаться), - это вы сами, ваш опыт, знания, ваши способности, в том числе способность генерировать идеи, ваши человеческие качества, наконец.

И раньше времени не морите себя думами об интеллектуальной собственности. Мне в последнее время кажется, что слова эти имеют физический, так сказать, смысл лишь для тех, кто глубоко осознал, что для приобретения любой собственности, в том числе и интеллектуальной, нужно потратиться.

В простейшем случае - потратить свое время (именно потратить, вложить даром, а не "за зарплату") на создание продукта, в котором воплощена ваша идея, на тиражирование его и на продажу, хорошо понимая, что торгуете вы именно продуктом, а не идеей. Опять же, если продукт окажется удачным, то появятся и конкуренты, включая пиратов. И только в этом случае, не раньше, проблема охраны вашей интеллектуальной собственности станет для вас актуальной.

Проблема охраны... Послушайтесь совета - плюньте на нее. Если делом жизни и призванием своим считаете рождение идей, - употребите силы на то, чтобы сделать следующий шаг, родить новую идею, воплотить в еще лучший товар. Берите пример с Intel.

Или, допустим, вы коммерсант. Тогда - боритесь, снижая издержки на товар. Ну, а если вас влечет сам процесс... Романтика интеллектуального сыска и все такое прочее... Да, это один из способов профессионально зарабатывать на жизнь. Отчего нет? Но! Каждому - свое.

Вообще говоря, проблема интеллектуальной собственности, похоже, не сводится к дилемме "продавать или раздавать даром, снабдив рекламой". Значительно глубже и интересней выглядит подход, который в одной из мощнейших современных философских систем (сознательно не говорю, в какой именно, дабы не уподобляться тореадору. Не хочу дразнить философов-теоретиков. Надеюсь больше на разум философов-практиков) сформулирован примерно так: "Владеешь, пока совершенствуешь". Чувствуете, как красиво! Возможно, именно этот механизм примирит, наконец, неугомонных, вечно бедных творцов и практичных бизнесменов, уравняв шансы. Как в свое время изобретение полковника Кольта.

И на вопрос: "Почем звонит колокол?" можно будет облегченно ответить: "Даром!" - и добавить: "Но хороший колокол недешев..."

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.