Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Скольжение

Архив
автор : АЛЕКСЕЙ ШЕРЕМЕТ    14.07.1997

Монахов не размышлял над тем, что могила, которую они искали, должна отличаться, и почему, собственно… он был уверен, что она другая, чем все, уверен заранее, не задумываясь и неутруждая воображение.

Андрей Битов. "Вкус"

Страница - она страница и есть: много текста, немного графики (это у нас, чтобы грузилось побыстрее), или наоборот - много картинок, чуть текста (это, ясное дело, у буржуев, у них-то грузится всегда быстро, да и читать они плохо умеют). Попадается анимация, но это, право, дурной тон: смогли бы вы спокойно читать, к примеру, газету, если б по краю листа бегало какое-нибудь насекомое, восклицая: "Ах, мои лапки! Ах, мои усики!" или размахивая плакатом "Click me!"? Да смахнули бы назойливое членистоногое не задумываясь! А в монитор пальцами тыкать не рекомендуется, разве только завесить раздражающее место окошечком…

Следует оговориться, что автор этих строк прочно попался в тенета Microsoft'a, оттого все нижесказанное относится к продуктам именно этой компании, а у вас, может, и окошечки по-другому называются, и ссылки по-другому выделяются, а может даже (о ужас!) - мышь с одной кнопкой - об этом я писать не буду: чего не знаю, о том и не буду. Если же вы не одобряете моего выбора - для вас...

 

О "мелкософте". Можно ли уважать людей, которые продают настолько сырые версии своих продуктов, что к ним даже нет полной документации (и не будет - это называется "интуитивный интерфейс"), людей, вовсю пользующихся ими же устроенными лазейками, о которых непосвященным знать необязательно, людей, не гнушающихся грязной игры при устранении с рынка конкурентов? Так почему же каждое утро меня приветствует похрюкивание Win95, по Сети я ползаю с помощью IE и даже строки эти вбиваю в Word'e? Сердцу не прикажешь…


Чаще всего дергается реклама, ну да с этим ничего не поделаешь: кто платит, тот и музыку заказывает. Кстати, о музыке - тоже бывает, да только к звуковой карточке у меня наушники подключены (чтоб соседей от работы не отвлекать), а сами наушнички не у меня на ушах висят обычно, а с краю монитора - это чтобы начальство, не дай бог, не подумало, будто я ерундой какой занимаюсь, да не нагрузило работой.

Так вот: Web-страница выглядит совсем как ее младшая бумажная сестра, но на ней есть ссылки, они повсюду - ссылкой может быть любое слово или фраза. Мой браузер любезно подчеркивает такие слова и фразы, выделяет их полужирным начертанием, да и Автор Страницы, как правило, выбирает для ссылок такой ядовитый цвет, чтобы они сразу бросались в глаза неосторожному Посетителю. У ничего не подозревающего Посетителя тут же срабатывает защитный рефлекс, и хищная ссылка оказывается насаженной на единственное оружие обитателя "Окон" - на острие мыши (забавно звучит, верно?). А сам Посетитель запоздало обнаруживает, что обречен на …-минутное ожидание загрузки очередной страницы. Правда, в последнее время появилось полезное новшество - фреймы - дающее возможность разделения страницы на несколько областей с независимой перерисовкой и возможностью перекрестной адресации. Согласитесь, удобно читать новости, имея перед глазами полный их список; в любой момент можно вернуться к уже прочитанной или загрузить новую вместо оказавшейся не слишком интересной.

Еще бывают ссылки-картинки, но эти не такие агрессивные: если картинка больше, чем стандартная иконка, мне бывает трудно заставить себя нажать на нее, даже если она призывно окружена рамкой и курсор мыши принимает при поднесении к ней вид указующего перста (G), тем более, что там, скорее всего, ничего интересного и нет - та же картинка, только побольше. Бывает и так, что на картинку наложена так называемая карта, позволяющая привязать ссылку к области произвольной формы, - тут уж отыскание ссылок может превратиться в забавную игру (я как-то раз встретил крайний случай - картинку, каждый из пикселов которой представлял собой уникальную ссылку).

Для себя я делю все ссылки на три типа: местные (на другую страницу того же сервера или на другое место той же страницы - бывает и такое, особенно если страница большого размера и на экран не влазит); в тему (на другие страницы той же тематики) и левые (типа "посетите, пожалуйста, наших спонсоров" - кто в здравом уме на такое клюнет?). Двигаясь только вперед (то есть по ссылкам) вернуться на то же самое место можно только в первом случае и - с большой натяжкой - во втором. Но кто нас заставляет вести себя линейно?

 

О расходящихся тропках. Для борхесовского героя сад расходящихся тропок был мучителен в первую очередь физической невозможностью выбрать на развилке сразу все направления, невозможностью осознать роман, в котором герой и жив, и мертв, и нерожден в одно и то же время. Но что мешает нам кликать на потенциально интересной ссылке правой кнопкой и выбирать "Открыть в новом окне"? Лично я так и поступаю, находясь повсюду, идя во всех направлениях, время от времени разбивая окна-тупики.


Куда направляется человек, попавший в Сеть? Что им движет? Можно, конечно, зайти на страницу, представляющую какую-нибудь периодически обновляемую информацию, но в этом случае проще обратиться к соответствующей группе новостей - там и сплетни посвежее, и непонятности можно прояснить, а то и поспорить, ежели вас привлекают подобные развлечения. Еще можно вернуться в приглянувшееся место, чтоб скопировать себе какой-нибудь интересный текст или, там, песенку. Да только выйдет ли? Может статься, что не то что нужной картинки на странице не окажется, но и сама страница скроется в неизвестном направлении; последнее отчего-то происходит настолько часто, будто Сеть - это колода постоянно тасуемых карт. А после одного случая, о котором я постараюсь рассказать чуть позже, я вообще сразу сливаю все показавшееся интересным на винт… Сейчас подсчитал - получается в среднем 512 Кбайт в день, включая выходные (драйверы, заплатки и прочий софт я не считаю). Достанет ли когда времени разгрести это добро? Верится с трудом…

Обычное состояние человека, подключившегося к Сети, - это поиск. Поиск явный начинается с одной из поисковых машин - о них сказано достаточно, повторяться не буду. Отмечу лишь, что за драйверами лучше обращаться сразу на www.название_фирмы.com, а там, скорее всего, вас уже поджидает для внутреннего потребления сработанная поисковая машинка. Будьте готовы, что по пути от входной страницы до вожделенного софта вам будут подсовывать рекламу, лицензионные соглашения и прочий мусор, способный при наших каналах превратить путь от www.hp.com до hpcc997.external.hp.com/cposupport/indexes1/ dj6ser.html (если вам, часом, запонадобился драйвер принтера HP Deskjet 600) в полосу препятствий. А на www.microsoft.com без точного названия файла лучше вообще не соваться - я недавно потратил полдня, прежде чем выяснил, что разрекламированный Евгением Козловским QuickRes (#1) входит в комплект PowerToy.

Поиск неявный, как ни странно, приносит плоды гораздо быстрее: уж если вы не можете человеческим языком объяснить, о чем нонче размечталась ваша левая нога, то и невелика потеря, коль пришлось обогнуть заколдобившее место.

 

О неожиданных приятностях. Бывает так: пойдешь в лес за грибами - а наберешь ягод. Вроде, и не то, что хотел, а все одно хорошо. Однажды "Альтависта" (любимая моя поисковая машина) на запрос об "Аквариуме" выдала в числе прочих адрес страницы, по всему, выпавшей из чьей-то записной книжки: она явно ни к чему не крепилась и состояла из двух десятков ссылок, имевших отношение к музыке. Среди них обнаружилась и ссылка на страницу, посвященную Kate Bush, которую я не замедлил посетить, за что и поплатился двадцатью пятью мегами на винте (четырнадцать песен в формате au - у меня до того имелся лишь битый болгарский винил).


Информация о вашем перемещении по Сети - клад для психоаналитика. Или для спамера (фирмы, занимающейся рассылкой рекламы по электронной почте). И если с первым встретиться мне не довелось, то доказательство существования второго я регулярно выгребаю из своего почтового ящика: черт дернул меня поинтересоваться гитарными аккордами к песням Тома Вейтса - и с тех пор какой-то музыкальный магазин навязывает мне десятипроцентную скидку при покупке кларнета. Я их об этом не просил, честно!

Несмотря на несомненную субъективность любого опыта скольжения, я рискну описать один показательный с моей точки зрения случай, хотя бы для тех, кто до сих пор не может похвастать личным знакомством с этим способом времяпровождения.

Итак, в тот раз путешествие началось со статьи в "Компьютерре", написанной Артемием Лебедевым. В статье была изображена страница, посвященная "Аквариуму", но отсутствовал ее адрес. Что ж, мы не боимся трудностей: перецепив наушники с края монитора себе на голову, я отправился в гости к Артемию (свой-то адрес он дал!) и там, среди готовых работ, отыскалась и заинтересовавшая меня ссылка. Но - что это? На странице, посвященной "Аквариуму", нет музыки! (Не было в то время, сейчас появилась. Одна песенка.) Побродив по ней и окончательно в этом уверившись, я оказался перед выбором: снять наушники или попытаться найти страницу, способную дать им работу. Избрав последнее, я вернулся к Артемию, откуда устремился на "Радио 106,8" - вот уж где музыка просто обязана быть! И верно, музыка была, целых два часа в формате Real Audio, да только у меня не оказалось соответствующего проигрывателя. Где же его взять? Конечно, у производителя - на www.realaudio.com!

"Задаунлодив" проигрыватель, я обнаружил, что музыка "Радио 106,8" - не в моем вкусе. Но не выбрасывать же проигрыватель так сразу! Тем более, что на RealAudio предлагали испытать свежеполученный (на халяву) продукт на десятке "Крутых страниц недели". Последовав приглашению, я прослушал новинки от фирмы Sony, еще кое-что и, в конце концов, успокоился на странице, посвященной туру No Quarter Джимми Пейджа и Роберта Планта.

 

Любовь идет по проводам. На www.music.ru неплохая подборка русской музыки. Есть там и "Выворотень". Не могу объяснить, почему этот диск группы "Калинов мост" в виниловом варианте, купленный мной лет пять, если не больше, назад, я прослушал всего один раз. Еще сложнее понять, что заставляет меня по полчаса ждать, пока буферизуется пятиминутная песня, но факт остается фактом: я слушаю RealAudio на работе, потягивая холодный чай, вместо того, чтобы отправится домой, взять по дороге "Гиннеса", забраться на диван и послушать ту же музыку в сравнимом качестве и с лучшим временем доступа.


А ночью мне пришло в голову, что обложка одного из альбомов, выставленных на обозрение фирмой Sony, неплохо бы смотрелась на моем рабочем столе. С утра я отправился по вчерашнему маршруту: Лебедев - готовые работы - "Радио 106,8" - RealAudio - "Крутые страницы недели"… Но, похоже, новая неделя началась с опережением графика: все ссылки поменялись. Своим ходом добравшись до www.sony.com, я был встречен дружелюбной поисковой машинкой. Но как же называлась та группа? Кажется, первая буква - D. Или нет… Не помню! Что же делать?

Вообще-то, IE ведет журнал посещенных за последние две недели страниц, но в тот момент мне не пришло в голову упорядочить ссылки по времени посещения (по умолчанию ссылки, как, впрочем, и все файлы в Windows, сортируются по имени). Сам же журнал показался мне до неприличия огромным (я как раз последние недели две весьма резво скакал по ссылкам). А поскольку названия страницы я все равно не помнил, я загрузил DN (многие сочтут это пережитком, но мне до сих пор удобнее проводить разборки с файлами посредством двух синих панелек).

Отобрав картинки, хранящиеся во временной директории IE (так называемый кэш), я принялся просматривать их одну за другой. Мне повезло: достаточно быстро я наткнулся на картинку, явно принадлежавшую разыскиваемой странице. Правда, называлась она не слишком оригинально: a.gif ("простые названия" - неплохая тема для очередного отступления, да надо ж и честь знать ;-)). Итак, осталось лишь провести поиск вхождения строки "src=/printimages/205/a.gif" в файлах *.htm, а результат вы можете увидеть ниже.

 
p>Эпилог. С тех пор, как я начал писать эту заметку, прошло немало времени. Благодаря Сети я познакомился с интересными людьми, которых вряд ли когда увижу вживую (например, Макс Немцов из Владивостока, издатель "Журнала недословного перевода" (http://vladivostok.com/Speaking_In_Tongues/ indexframe.htm); разыскал старых друзей, уехавших в Штаты (удивительно, но в Дартмонде всего двое Андреевых). Со временем выяснилось, что некоторые темы по непонятным причинам освещены недостаточно (я еще могу допустить, что сетевую публику голые попки интересуют больше, чем, скажем, сети Петри, но отчего во всей необъятной Сети нет ни одной репродукции Чюрлениса? То, что есть, - переснятки с календариков и не считается). С другой стороны, никто не мешает мне самому выправить эту несправедливость…
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.