Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Наше дело

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    30.06.1997

В этом году счета за приходящую в "Компьютерру" электронную почту выросли в несколько раз. Практически все, кто занимается массовой рассылкой "мыла" - например, пресс-релизов, которые мы пока получаем через UUCP, - начали вместо простых текстов посылать файлы Word, приведенные тем или иным способом к безопасному подмножеству символов.

Причина, надеюсь, ясна. Столкнувшись разок-другой с тем, что его сообщения доходят в каком-то фантастическом виде, каждый PR инстинктивно начал наворачивать на них побольше "одежек", чтобы почтовые серверы не смогли докопаться до содержимого и переделать его в КОИ-8. Я не шучу: в нашей практике были надежно доказанные случаи, когда почтари "распаковывали" двоичные файлы, перекодировали их и запаковывали обратно - чтобы, значить, неповадно было лезть в благородное сетевое сообщество с маздайными виндами.

Даже среди сотрудников компьютерных фирм многие вовсе не желают пользоваться "мылом" и шлют все по факсу. Эти люди тоже узнали на собственном опыте, что такое электронная почта по-нашенски. В результате нам то и дело приходится OCR'ить длинные тексты, мучительно вычищая потом ошибки, или вбивать информацию вручную.

Между тем, волна невосстановимых многократных перекодировок в последнее время пошла на спад. Письма из России обычно приходят в исправности - чего не скажешь про СНГ. Но что значит "в исправности"? Почти всегда текст перекодирован в КОИ-8, хотя в абсолютном большинстве случаев отправитель работает в другой кодировке.

Почтовый клиент различными способами связан с другими объектами операционной системы, да и вообще, приемом и обработкой почты занимается далеко не только MS Internet Mail, поэтому КОИ-8 никак не дает о себе забыть. На этом витке мы вроде приспособились к обходным путям и лишним телодвижениям, но можно не сомневаться, что при каждом новом технологическом сдвиге наши национальные особенности будут вновь и вновь напоминать о себе самым неприятным образом.

Под национальными особенностями я имею в виду не алфавит (обходятся же греки без таких заморочек), а... вот, помните анекдот о том, как вворачивают электрическую лампочку впятером: один держит ее, стоя на столе, четверо берут стол за углы и ходят по кругу. Везде и всюду вспоминаю эту модель: в магазине, в аэропорту, в поликлинике, независимо от интерьера, количества импортного оборудования и претензий на крутизну. Я бы даже сказал, что чем больше денег потрачено на антураж, тем хуже получается работать.

Проблема эта у нас очень старая, многократно описанная в научной и художественной литературе. Капиталисты полностью в курсе и не намерены сдаваться. Кадры текут рекою. Куда ни приди, повсюду натыкаешься на новеньких девиц, над которыми стоят наставницы и объясняют, какие кнопки нажимать. Рестораны Мак-Дональда, с присущей им конвейерной организацией труда, в наших условиях превращаются просто в какой-то кадровый мусоропровод.

Я и сам, как управляющий, постоянно занят поиском работников - то есть людей, способных умело и честно зарабатывать деньги. Таких - доли процента. Остальные на работе живут, самовыражаются, ищут себя, ищут "кого-то", сводят счеты с окружающими за то, что не нашли, или стараются оставить как можно более глубокий след на каких-то им одним ведомых скрижалях. Возьмите продавщиц, уборщиц или компьютерных профессионалов - все едино.

Бедствие с КОИ-8 в точности этим и объясняется. После номера "Интернет по-russki" пришли десятки писем, авторы которых совсем не поняли, о чем речь. Все поливали меня за то, что я питаю личную неприязнь к хорошей КОИ-8 и требую перекодировать все письма в плохую 1251 (хотя я всего лишь предлагал не трогать их вообще). Каждый угрожал, что "коренное" население сети все равно заставит "чайников" соблюдать местные обычаи - для их же ("чайников") блага. Новички, порхающие по узлам Web со своими писюшками, понятия не имеют о том, какую ненависть питают к ним туземцы!

Продолжая этот разговор глухих, можно было бы взывать к сердцу "ветеранов" или объяснять им, что быть провайдерами публичных услуг - это совсем не то же самое, что тусоваться среди своих. А те в ответ будут доказывать, что "их" кодировка лучше как таковая, и т.п. Что толку? Есть один простой практический аргумент: жизненные установки такого типа обрекают на бедность каждого их носителя в отдельности и общество целиком. У меня предложение ко всем защитникам прав уборщиц не убирать, но следить за порядком. Господа, если вы не хотите зарабатывать деньги, то шли бы вы играть в песочнице!

Конечный критерий оценки технических решений - общественная полезность. Чтобы процветать, сетевое сообщество должно привлекать новых пользователей, а не отваживать их. Новичкам надо расчищать и мостить дорогу. Те, которые платят, но пока почти не пользуются Сетью, - самый лакомый контингент. Посмотрите, за что боролась AOL и почему при откровенно плохих финансовых показателях инвесторы были уверены в ее светлом будущем?

Много лет я держу собак и наблюдаю за ними. Они очень похожи на нас своими инстинктами общественного поведения, поэтому легко вписываются в человеческую семью, но вы только посмотрите объективно на собачью способность решать задачи!

Вид и запах прикормки в руке неумелого дрессировщика начисто отбивает у собаки всякие умственные способности. Случайно перебежав по другую сторону забора, вдоль которого идет хозяин, собака будет следовать за ним сколько можно, а потом начнет метаться в тупике, вместо того чтобы вернуться назад. Нет, вы не угадали, моя нынешняя собака успешно справляется с такими проблемами. Я говорю о средней собаке - и, к сожалению, о среднем человеке тоже.

Странным образом, можно успешно выучить C++, оставаясь решительно не в силах понять простую вещь: путь к цели может вести куда угодно, в том числе и в противоположную от нее сторону. Поэтому социалистический альтруизм, озабоченный общим благом до слюнотечения, никогда не достигает его, а корыстолюбивый эгоизм гарантирует общий успех, нимало о том не заботясь.

Наблюдая за сетевыми спорами "у них", легко заметить: аргумент общественной пользы действует без промаха. До всех давно дошло: процветание среднего человека выгодно даже самым отъявленным маргиналам, если у них есть хоть капля здравого смысла, чтобы приспособиться к обстановке.

Эгоистический порыв к общему благу достигает глобального размаха и неминуемо приносит пользу даже тем странам, население которых ожесточенно пытается укрыться от света разума, закопаться поглубже в нищету и несчастья. Интерес к Интернету в России усиливается вопреки идиотизму тех, кому это, казалось бы, больше всех нужно. Каналы связи начали прирастать со скоростью молодого бамбука, цены шатаются и готовы падать, а спутниковые и наземные беспроводные системы уже топчутся у порога.

Российское IP-провайдерство по телефону на глазах превращается из некой коммерциализированной разновидности Фидо (что-то вроде системы распределения даров духа за деньги) в нормальный бизнес, который гоняется за клиентами. Тем временем, компенсируя нехватку денег и инфраструктуры связи, на первый план у нас могут выйти провайдеры и потребительские кооперативы по месту жительства, о которых рассказывается в этом выпуске "Компьютерры".

Тему этого номера впервые подготовил Георгий Башилов. С нею он завершает свою стажировку, становясь - если не передумает - одним из четырех выпускающих редакторов "Компьютерры" и моим заместителем. Да, и вот еще что: летом очень мало рекламы, поэтому мы снова выходим на 48 полосах.

Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки:

snarky@cterra.com

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.