Страсти по "Интелу"
АрхивВ истории Америки есть один денек, который никогда не забудут, - 19 октября 1987 года - Черный Понедельник. Пусть у читателя не возникают несостоятельные аналогии с отечественным Черным Вторником (12 октября 1994 года), когда наше правительство умышленно обвалило валютный рынок, чтобы в очередной раз залатать дыры своей патологической некомпетентности. Курс на ММВБ упал за один день на 21,5% - с 3081 до 3926 рубля за доллар. Я хорошо помню, как лукавые вожди делали круглые глаза перед журналистами и валили вину то на Центробанк, то на коммерческие банки, то на "антигосударственный заговор", эдакий путч #... (который там по счету?). Непосредственные исполнители этого фарса понуро позировали перед камерами в ожидании заслуженной "кары". Нужно ли говорить, что никто наказан не был, - в самом деле, ну кто будет наказывать самого себя? А обыватели, многократно обворованные и тем закаленные, это событие вообще не заметили.
Нет, что ни говори, а заокеанский Черный Понедельник был всамделишным - трейдеры сыпались из окон Нью-Йоркской фондовой биржи, как семечки из прохудившегося мешка. Вошли в моду анекдоты типа:
- Могу ли я поговорить со своим брокером, мистером Спенсером?
- Мне очень жаль, но мистер Спенсер скончался. Может быть, я могу вам помочь?
Сколько еще случилось самоубийств по всей стране в тот злополучный день - предстоит уточнить истории, но денег было потеряно немереное количество. Сегодня сложно говорить о подлинной причине катастрофического обвала рынка ценных бумаг, скорее всего этих причин было несколько. Одно очевидно, что первую скрипку в этой катастрофе сыграли компьютеры, вернее технологии, ставшие возможными благодаря компьютерам.
В середине 80-х годов в моду вошла одна из разновидностей программного трейдинга - страхование портфеля (portfolio insurance). Прежде чем объяснить смысл этой стратегии, сыгравшей роковую роль в 1987 году, необходимо понять, что такое финансовое страхование. Крупные инвестиционные компании - паевые фонды, брокерские конторы, финансовые холдинги и инвестиционные банки - всегда стремятся защитить свои портфели от непредвиденных рисков. Такая защита называется хеджированием (hedging). Самая распространенная форма хеджирования - покупка одного пут-опциона на каждые 100 акций компании. Но как быть в том случае, когда портфель, скажем, какого-нибудь паевого фонда состоит из сотен тысяч акций десятка компаний? Если покупать пут-опционы, то страховка окажется чрезмерно дорогой. В этом случае на помощь приходят индексные фьючерсы.
Даже ничего не знающие о финансовых рынках читатели хотя бы раз слышали об индексе Доу-Джонса. Индекс Доу-Джонса, точнее так называемый Dow Jones Industrial (производственный Доу-Джонс), включает в себя тридцать самых старых и почетных компаний-производителей, таких как "Форд", "Кодак", "Дженерал Электрик", "Дженерал Моторс", "Мак-Дональдс", "Боинг" и др. Помимо Доу-Джонса существует несколько десятков других индексов, но Доу-Джонс - самый знаменитый. Для профессионала индекс Доу-Джонса имеет чисто символическое, если хотите, эмоциональное значение, поскольку, во-первых, охватывает очень незначительное количество компаний, во-вторых, при вычислении Доу-Джонса учитывается только цена акций, но не их капитализация, в-третьих, на этот индекс нет фьючерсных контрактов. Профессионалы пользуются индексом Standard & Poor 500, который учитывает движение пятисот самых крупных американских компаний. Индексный фьючерс - практически не отличается от любого другого фьючерса, за той лишь разницей, что предметом договора купли-продажи в будущем выступает не какой-либо товар (зерно, апельсиновый сок, соевые зерна), а совокупность акций компаний, входящих в индекс. Самым ударным выступает фьючерсный контракт на индекс Standard & Poor 500 (сокращенно - S&P 500). Символическое обозначение этого фьючерса - SPX.
Вернемся теперь к страхованию портфелей. Как я уже сказал, в середине 80-х годов стало модно страховать большие портфели с помощью не пут-опционов, а SPX. В самом деле, вместо того чтобы покупать сотни и тысячи часто дорогих опционов по одному на каждые сто акций, можно продать один индексный фьючерс и хеджировать не сто, а пятьсот акций, причем не какой-то одной, а пятисот самых крупных компаний. Стратегия по страхованию портфеля выглядела следующим образом. В момент формирования портфеля, то есть первоначальной закупки акций, никакого хеджирования не происходило. Однако, как только рынок падал на определенную, заранее установленную величину, менеджер осуществлял продажу фьючерсов SPX в размере 10-20% от совокупного размера портфеля. Если рынок падал дальше, менеджер продавал еще фьючерсы, пока не добивался, что каждая акция в его портфеле была уравновешена фьючерсными контрактами.
Я понимаю, что читатель может прийти в изумление от фразы "продавать фьючерс". Почему, собственно, продавать, а не покупать? На самом деле, все не так сложно. Предположим, вы выбрали для своего портфеля следующие компании - Microsoft, IBM, Intel, General Motors и Ford, и решили приобрести по 10000 акций каждой из них. Скажем, на этот момент на рынке существуют следующие котировки на покупку (так называемая ask-price):
Microsoft - 20 долларов за одну акцию;
IBM - $40;
Intel - $35;
General Motors - $70;
Ford - $30.
Покупка портфеля обойдется вам: 20х10000 + 40х10000 + 35х10000 + 70х10000 + 30х10000 = 1950000 долларов. Перед вами стоит задача застраховать свой портфель полностью. На этот момент индекс S&P 500 составляет 400 пунктов. Один фьючерсный контракт SPX стоит соответственно: 400х500=200,000 долларов. Вашему портфелю соответствует: 1950000 : 200000 = 9,75 фьючерсных контрактов. Для удобства, будем считать, что 10. Что произойдет, если вы продадите 10 контрактов SPX? Это будет означать, что у вас на руках окажется договор о вашем обязательстве продать 10 индексов S&P 500 по цене 400 пунктов. За это ваше обязательство ваш счет будет кредитован на 2000000 долларов. Дело в том, что на бирже можно продать то, чего у тебя еще нет. То есть, сперва продать, а позже купить.
Предположим далее, что рынок опрокинулся, пошел вниз и в какой-то момент на ваши акции установились следующие цены:
Microsoft - 15 долларов за одну акцию;
IBM - $28;
Intel - $20;
General Motors - $55;
Ford - $24.
Иными словами, стоимость вашего портфеля: 15х10000 + 28х10000 + 20х10000 + 55х10000 + 24х10000 = 1420000, то есть вы потеряли 530000 долларов. Стоимость портфеля уменьшилась на 27%. Но хитрость в том, что и индекс S&P 500 тоже уменьшился приблизительно на эту же самую величину, то есть составляет теперь 292 пункта. Когда вы продали фьючерсный контракт, вы уже получили деньги за свои договорные обязательства в будущем. Теперь - самое удачное время, чтобы закрыть позицию и рассчитаться по контракту. Что вы делаете? Вы покупаете 10 фьючерсных контрактов (10х500х292=1460000) и закрываете свою первоначальную позицию:
1) когда вы сначала продали 10 фьючерсов, вы получили 2000000 долларов;
2) когда вы затем купили 10 фьючерсов, вы заплатили 1460000 долларов.
Таким образом, в результате этой операции вы заработали: 2000000 - 1460000 = 540000 долларов. При этом ваш портфель упал в стоимости на 530,000 долларов (лишние 10000 - результат округления). В итоге вы остались при своих деньгах, несмотря на 27-процентное падение стоимости ваших ценных бумаг.
К великому сожалению, у этой стратегии был один скрытый недостаток - она строится на теоретическом предположении, что движение рынка происходит плавно и не будет подвергаться нерациональным порывам. Вот тогда-то и случился кошмар 19 октября.
В августе 1987 года рынок ценных бумаг достиг своего пика - индекс Доу-Джонса составлял 2700 пунктов. После небольшого падения, к началу октября Доу оправился и составил 2640 пунктов. Первая ласточка появилась 6 октября, когда Доу упал за один день торгов на 92 пункта. Однако сразу же после этого рынок оправился вновь, и 13 октября Доу был около 2500 пунктов. И вот тут-то оно и началось. 14 октября Доу упал на 96 пунктов, 15 октября - еще на 57, наконец, в пятницу 16 октября - еще аж на 109 пунктов. Такое резкое падение рынка застало рассудительных портфельных менеджеров врасплох. До этого они планомерно продавали SPX и хеджировали свои портфели в полном соответствии с теорией. Однако за три дня рынок упал так резко, что оставил очень значительную часть акций незащищенными.
Утром в понедельник, 19 октября, торги на бирже открылись сразу на 200 пунктов ниже пятницы. В этот момент менеджеры ринулись тупо продавать фьючерсы, лишь бы защитить то, что осталось от их портфелей. Они продавали и продавали SPX, пока не сбили курс самих фьючерсных контрактов так, что эти контракты шли по котировке на 15 пунктов ниже того, что они реально стоили. Это тут же заметили профессиональные трейдеры и стали продавать свои акции и покупать дешевые фьючерсы, тем самым гарантируя себе мгновенную прибыль в размере тех самых 15 пунктов разницы между ценой индекса и акций, входящих в этот индекс. В конце концов, рынок не выдержал и просто обвалился, закрывшись в понедельник на 508 пунктов ниже!
Этот биржевой кошмар стоил здоровья и даже жизни многим честным гражданам, которые, ничего не ведая обо всех этих опционах и индексных фьючерсах, вложили свои деньги в акции уважаемых и надежных компаний. И все эти акции надежных и уважаемых компаний превратились за один день в пыль.
Я подробно разобрал эту "страшилку" десятилетней давности для того, чтобы поведать читателю другую, очень свежую историю. Теперь, вооружившись необходимым знанием и пониманием терминологии, он с удовольствием оценит историю о том, как компьютерный гигант компания "Интел" чуть было не обвалила весь американский рынок. Но силенок ему не хватило.
Случилась эта история не когда-то, а не далее чем две недели назад, а именно - 30 мая 1997 года.
Сегодня корпорация "Интел" не только доминирует на рынке микропроцессоров, но и целиком определяет поведение так называемой technology group, группы компаний технологического профиля. Вернее - определяла до пятницы 30 мая, когда все сородичи "Интел" по компьютерному бизнесу показали ей дружную фигу, хотя бы только и на финансовом рынке. А вот как это случилось.
В четверг, 29 мая, ничто не предвещало грозы. Доу закрылся на 7330 (обрати внимание, читатель, куда ускакал рынок с 1987 года!). "Интел" - 163,75 доллара за одну акцию. Так уж случилось, что в этот день мы должны были открывать новую позицию. После довольно тщательно проведенного технического анализа, я и мой партнер все-таки пришли к выводу, что рынок созрел для кратковременной коррекции вниз, поэтому решение было однозначным - надо брать пут-опционы, иными словами, играть на понижение. По какому-то чудесному стечению обстоятельств весь наш выбор в конце концов сузился до трех кандидатов - индексного пут-опциона S&P 100 (не путать с S&P 500), пут-опциона на акции калифорнийского банка Wells Fargo и... "Интел". Мой партнер грудью стоял за "Интел". Уж не знаю, как мне удалось его переубедить (а этого я не прощу себе до конца жизни!), но я настоял на Wells Fargo. Черт его знает, чем я руководствовался, - может быть, сработала подсознательная вера в непотопляемость творца "Пентиума".
В пятницу утром (по московскому времени) я отследил все новости, которые так или иначе могли повлиять на биржевые торги: ни "Barron's", ни "Wall Street Journal", ни "Reuters" ничего особенного не сообщали, все было тихо. В 8:30 (по нью-йоркскому времени), за час до начала я включил спутниковый телеканал CNBS и принялся следить за торгами по фьючерсам SPX (уже знакомым читателю!), которые во многом определяют открытие рынка в положительную или отрицательную сторону. В 8:40 фьючерсы упали на три пункта, что вполне соответствовало моим ожиданиям того, что рынок пойдет вниз и подтверждало правильность выбора. В следующую секунду фьючерсы упали еще на 10 пунктов! У ведущего программы Марка Хэйнса просто отвисла челюсть и пропал дар речи! Он судорожно принялся стучать по клавиатуре терминала биржевых новостей и... вот оно сообщение: "Представитель "Интел" заявил о том, что доходы и чистая прибыль за второй квартал фискального года оказались ниже ожидаемых из-за падения спроса на продукцию компании в европейских странах. Доходы ожидаются ниже на 5-10 процентов, чем в первом квартале". И все! Да поверит мне читатель, это не бог весть какие новости, в любом случае, это никак не должно обрушивать фьючерсы на 15 пунктов! И тем не менее. Между тем события развивались с головокружительной быстротой. В ту же минуту акции "Интел" упали на 23 (!) пункта еще до начала торгов. В студии CNBS атмосфера напоминала бурное коллективное помешательство. Неужели опять обвал рынка? Все заговорили о Черном Понедельнике, затем принялись успокаивать себя и зрителей, призывая к мужеству и сдержанности реакции. Я рвал на себе волосы - если бы я послушал своего партнера, то за один день можно было заработать 2176% (две тысячи сто семьдесят шесть)!!! Каждая тысяча долларов превращалась в 21760. Самое обидное, что "Интел" была в числе кандидатов. Успокаивало только одно - весь рынок, по логике, должен последовать за "Интел", которому удалось обвалить фьючерсы, а значит, и наш Wells Fargo пойдет в нужном направлении. В 9:30 открылись торги на Нью-Йоркской фондовой бирже и на NASDAQ. В первые минуты Доу был минус 88 пунктов, композитный индекс NASDAQ, перегруженный технологическими акциями, был минус 50 - просто неслыханное падение! Вот что стояло за этими цифрами:
"Микрософт" упала на 8,375 пункта;
"Делл" упала на 10,875 пункта;
IBM упала на 3,25 пункта;
Compaq упала на 4 пункта.
Ничего удивительного - все компьютерные фирмы выступили солидарным фронтом в поддержку "Интел". В течение следующего часа случилось нечто невероятное - все компании, весь рынок неожиданно дружно плюнули на "Интел", оставив ее умирать в одиночку, и ринулись вверх! Больше всех старалась Compaq, в конце дня ее акции повысились на 6,375 пункта, тем самым дав совокупный взлет более чем на 10 пунктов! Доу преодолел падение на 88 пунктов и закрылся при плюс 0,86. (См. диаграмму.) Чертов калифорнийский банк Wells Fargo взлетел на 6 пунктов и разрушил нашу позицию до основания. "Интел" в гордом одиночестве закрылась в пятницу при минус 12,25 при каком-то феноменальном объеме торгов - 57 миллионов 395 тысяч акций на сумму более 8 миллиардов долларов! Шестой результат за всю историю американских бирж. (См. диаграмму.)
Несмотря на личную неудачу, вынужден констатировать, что американский рынок, а вместе с ним и американская экономика проявили 30 мая невероятную стойкость. Главный урок - никто не поддался панике и не позволил даже такому гиганту, как "Интел", утащить себя в болото. Что до самой "Интел", то за нее беспокоиться не следует - компания и вправду непотопляемая. В течение прошедшей весны она пережила плеяду отвратительных событий - то нашли очередную ошибку в новом чипе, то Digital подала в суд за нарушение патента, то Cyrix - с тем же самым обвинением. А "Интел" даже не вздрогнула.
В качестве послесловия позволю себе обратить внимание на одну маленькую деталь. Обвал акций "Интел" в пятницу 30 произошел из-за неудовлетворительных продаж в старушке Европе. Мне было особенно приятно об этом узнать, поскольку этой теме я посвятил статью "Сорок лет в пустыне" в одном из мартовских номеров "Компьютерры". В ней, в частности, я писал о том, что Европа всячески порывается обучать компьютерному делу Россию, тогда как сама находится в удручающем состоянии. И тот факт, что продажи компьютеров и микрочипов в Европе продолжают падать, лишний раз свидетельствует о том, что старушке пора бить в колокол и разбираться со своим компьютерным палеолитом, а не трафить своим жалким старомодным амбициям и расширять НАТО. Очень хочется посмотреть, как они это будут делать, - ведь экономическое состояние старушки просто аховое: долги растут, инфляция сдерживается на уровне государственного регулирования, а безработица вообще беспрецедентна. Скорее всего, придется опять доить Америку по типу плана Маршалла, которому, кстати, только что исполнилось пятьдесят лет, - с чем и хочется поздравить европейских братьев.
Пишите, как водится, по адресу: sgolub@doglover.com. Еще раз убедительная просьба: про Фидо больше не пишите, нет никаких сил!
Программный трейдинг (program trading) - покупка или продажа большого пакета ценных бумаг, которая осуществляется компьютерными программами.
Портфель - пакет ценных бумаг.
Опцион - договор (а также стоящая за ним ценная бумага), согласно которому продавец предоставляет покупателю право купить (кол-опцион) или продать (пут-опцион) определенное количество акций по заданной цене в течение определенного времени, например, одного месяца.
Индекс - композитная мера поведения рынка в целом или какой-либо одной отрасли, состоящая из акций большого числа компаний, соотнесенных с какими-то иными факторами, например, капитализацией (часть фондов компании, полученная от продажи ценных бумаг). Фьючерс, или фьючерсный контракт, - договор о купле-продаже, согласно которому доставка товара по заранее оговоренной цене, а также оплата за товар осуществляются в определенный момент в будущем.