Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О недосказанном…

Архив
автор : Андрей Шипилов   16.06.1997

Перед каждым человеком, который впервые приступает к созданию своей персональной Web-странички, встает множество вопросов: что такое HTML, какими программами лучше пользоваться, где взять "место" под свою страничку, как лучше творить - в режиме WYSIWYG или писать на HTML, как привлекать посетителей на свою страничку?..

Эта тема подготовлена разными людьми. Среди них есть и профессиональные Web-дизайнеры и новички, которые только-только сваяли свою страницу и теперь спешат поделиться с читателями своими открытиями. Они хорошо и толково отвечают на множество вопросов. Я коснусь в своей статье только того, что они упустили или осветили недостаточно подробно.

Итак, для того, чтобы сделать свою страницу, вам нужно прежде всего найти место, где вы ее разместите. Многие провайдеры предоставляют своим клиентам такую услугу, как место для размещения Web-странички, однако далеко не всегда - на приемлемых условиях. Если, к примеру, ваш провайдер дает вам бесплатно 0,5-1 Мбайт дискового пространства и разрешает разместить там любое количество текста или картинок, то с этим можно работать. Если дают меньше, или ограничивают, к примеру, количество размещаемых картинок, то лучше поискать место на стороне.

В сети существуют десятки организаций, которые разместят вашу страничку бесплатно. Взамен же потребуют сущий пустяк. Например, попросят разместить на вашей страничке свой логотип. Или просто запретят размещать коммерческую рекламу. Довольно большой список этих организаций можно увидеть на моей странице по адресу http:\\www.cterra.com\aship, в разделе "халява". Еще больший список, но на английском языке, есть по адресу http://www.vivanet.com/~woodj/money-mart/freeway/homepages.html.

При выборе места обратите внимание на то, каким образом вам предложат конструировать и обновлять страницу. Есть два способа. Многие провайдеры предлагают так называемый конструктор домашней странички, эдакий своеобразный Wizard. Вам просто предложат ответить на ряд вопросов о том, какой вы хотите видеть свою страничку, попросят ввести текст и объяснят, как переслать картинки. Для того, чтобы сделать страничку таким образом, вам не нужно ни программного обеспечения, ни каких-либо особых знаний. Но и результат будет далек от идеала. Кроме того, процесс может занять довольно много времени (до нескольких часов), а время в Интернете, увы, дорого.

Другой способ заключается в том, что вы создаете страницу на своем компьютере, используя специальный редактор, или пишете ее на специальном языке - HTML. Хотя многие авторы темы и утверждают, что при визуальном создании страницы знать HTML не обязательно, с ним лучше все же ознакомиться. Ничего сложного в нем нет. Подробные описания на русском языке можно найти по адресу http://www.machaon.ru/digest/rusinter.HTML.html.

Созданную страницу надо переслать провайдеру. Для этого нужна специальная программа - FTP-клиент. Большое количество бесплатных FTP-клиентов можно найти на сервере http://www.eunet.fi/tucows/. Лично я предпочитаю пользоваться программой CuteFtp (ее можно найти там же). При пользовании этой программой вам нужно будет просто соединиться с провайдером (адрес и пароль он вам сообщит) и перетащить созданный вами файл в открывшийся каталог. Провайдер должен сообщить вам, как назвать этот файл (скорее всего, он будет называться Index). Однако учтите, что большинство провайдеров работают в операционной системе Unix, которая различает прописные и строчные буквы. Поэтому название файла всегда пишите в нижнем регистре.

И в заключение о "раскрутке" своей странички.

Самый простой способ добиться того, чтобы на вашу страничку заглядывали посетители, - это включить ее в индекс поисковых машин интернета. Ничего сложного в этом нет. Практически у любой поисковой машины на входной страничке есть пункт "add URL" или что-то в этом роде. Достаточно указать свой сетевой адрес (иногда вместе с некоторыми дополнительными данными), и спустя какое-то время поисковая машина доберется до вашей странички, обследует ее и включит в свою базу данных. Теперь любой человек, задавший для поиска ключевое слово, присутствующее на вашей страничке, автоматически получит ссылку на нее. Однако это еще не значит, что он попадет на вашу страничку. И дело вот в чем.

Допустим, вы обожаете собак. И больше всего любите кокер-спаниелей. И ваша страничка посвящена именно им. Однако в Интернете кроме вас еще несколько тысяч любителей этой породы собак имеют свои персональные страницы. И если ваш потенциальный посетитель задаст поисковой машине для поиска слово кокер-спаниель, она ему тут же все эти тысячи ссылок и предъявит. Да еще и добавит сюда же все статьи, хотя и не относящиеся к делу, но в которых в той или иной форме кокер-спаниели упоминаются. Как вы думаете, велики будут шансы, что посетитель среди этой мешанины выберет именно вашу страницу? А если еще учесть, что машины по умолчанию, как правило, выдают не весь список, а только несколько десятков (или сотен) первых надписей, то шансы на то, что ваша страничка вообще не будет предъявлена посетителю, очень и очень велики.

Поэтому основная задача состоит не в том, чтобы ваша страничка была включена поисковой машиной в свой индекс, а в том, чтобы она оказалась в первом десятке, или по крайней мере среди нескольких первых десятков записей, выдаваемых поисковой машиной. Этого добиться не просто, но возможно.

Выдавая по запросу посетителя записи, поисковые машины сортируют их сразу по многим параметрам. Место, которое займет та или иная запись в списке, может зависеть, например, от даты создания или обновления странички; от того, как часто встречается на странице ключевое слово; от того, как много ссылок имеется в индексе на вашу страничку; от наличия, кроме ключевых, и других специфических слов и от многих подобных факторов. У разных поисковых машин свои "причуды" сортировки. И они не составляют тайны за семью печатями. Как правило, желающие узнать алгоритм сортировки могут получить сведения о нем либо из Help'а, либо на многочисленных сайтах Интернета, посвященных этой тематике. Но если вы не собираетесь делать страничку, рассчитанную на какую-либо одну поисковую машину, то вам могут пригодиться некоторые общие рекомендации, верные, в той или иной мере, для большинства поисковых машин. Эти рекомендации помогут поднять рейтинг вашей странички.

Итак, прежде всего поисковые машины принимают во внимание только HTML-текст. Если на вашей странице надписи выполнены в графике, то любой поисковой машине она покажется пустой. Казалось бы, этот факт очевиден. Однако попробуйте присмотреться к страничкам, которые вам встречаются в Интернете, именно с этой точки зрения, и вы увидите, как много среди них таких, где поисковым машинам делать нечего. Даже если на такой страничке и есть какое-то минимальное количество текста, вряд ли он будет очень информативным, и такая страничка неизбежно окажется внизу.

Есть несколько способов "заставить" поисковые машины проиндексировать графические странички. Многие машины индексируют текст мета-тэгов, а некоторые включают в свои базы данные текст комментариев, хотя их и не видно на странице. Кроме того, можно, например, набрать текст белым шрифтом по белому фону, так что он будет невидим, спрятать его, набрав где-нибудь внизу самым мелким шрифтом. Можно вообще поместить на страницу "невидимый" текст из одних ключевых слов. Однако не забывайте, поисковые машины все же обладают каким-то интеллектом и в состоянии отличить видимое от невидимого. И принимают во внимание прежде всего то, что действительно можно увидеть на странице. Поэтому наилучшим выходом будет все же поместить на графическую страничку пусть и короткий, но предельно информативный обычный HTML-текст. Постарайтесь, чтобы в нем были все ключевые слова. В этом случае ваша страничка займет куда как более высокое положение, чем страничка с большим количеством "невидимого" текста.

Кстати, о ключевых словах. От их выбора зависит очень многое. Постарайтесь подобрать слова, предельно точно характеризующие содержание вашей странички, и вынести их в титул. Титул HTML-странички - это то, что заключено между тэгами <TITLE> </TITLE>. Это как бы заголовок странички, который, браузером не показывается (но его содержание высвечивается в титуле окошка браузера). Однако его содержание играет для поисковой машины немаловажную роль. Те надписи-ссылки, которые предъявляет вам поисковая машина, и есть содержание титула странички. Правильно подобранное содержание титула очень сильно влияет на положение странички в списке поисковой машины.

Дело вот в чем. Поисковые машины ведут статистику запросов. Они "знают", какие ключевые слова запрашиваются чаще всего. Странички, которые содержат в себе подобные часто запрашиваемые ключевые слова, машины стараются "держать поближе" и выдают их в первую очередь. Чем больше на вашей странице подобных ключевых слов и фраз, тем больше у нее шансов попасть наверх. Намеренно засорять текст странички подобными "ключевыми" словами вряд ли стоит, а вот в титуле они вполне уместны. Иными словами, при прочих равных условиях страничка с титулом "Это мой кокер-спаниель" окажется в гораздо более низкой позиции, чем страничка с титулом "Это моя собака - кокер-спаниель". Ведь во втором случае в титуле присутствует еще одно слово - собака, которое наверняка запрашивается гораздо чаще, чем кокер-спаниель. Можно даже слукавить и написать что-то вроде "здесь не секс, здесь собаки - кокер-спаниели". Ведь слово "секс" наверняка запрашивается очень часто.

Однако переусердствовать не стоит. Во-первых, поисковая машина не дура, она анализирует не только титул, но и содержание, и если титул содержанию не соответствует (например, слово "секс" в титуле есть, а в довольно большом тексте страницы оно не встречается), то она поймет, что ее пытаются обмануть. Во-вторых, представьте себе реакцию человека, пришедшего к вам за сексом, а получившего собаку. Тут и своп-файл по почте получить недолго. И еще, если вы перегрузите титул, сделаете его слишком громоздким или маловразумительным, то, увидев подобное убоище, посетитель поисковой машины скорее всего уже не будет вникать в его содержание и пройдет дальше. Очень полезно, если ваш титул написан на русском языке, продублировать его и на английском. Ведь даже русскоязычные пользователи зачастую предпочитают вести поиск по английским ключевым словам.

И раз уж речь зашла о ключевых словах, еще пара советов. Очень неплохо, чтобы первые строчки текста на вашей странице предельно полно отражали ее суть и содержание. Иногда даже полезно предварять саму страничку ее краткой аннотацией - эдаким эпиграфом. Резон простой. Вместе с титулом поисковые машины обычно высвечивают первые три-четыре строчки текста с вашей странички. Если, к примеру, ваша страничка о кокер-спаниелях начинается, ну скажем, с фактов вашей собственной биографии, то посетители поисковой машины, не видя нужной им информации, сочтут, что она ошиблась, и пойдут далее. Есть и другой резон. То ключевое слово, которое стоит в начале текста, многие поисковые машины считают "более важным", нежели такое же слово, стоящее в конце. Поэтому если на одной страничке ключевое слово стоит ближе к началу, чем на другой, то при прочих равных условиях эта страничка всплывет наверх.

Теперь поговорим о таблицах. Таблицы очень часто используются в HTML для выравнивания блоков текста. Но вот беда! Поисковые машины "не любят" таблицы. Хотя они и воспримут текст, находящийся внутри таблиц, но сочтут его менее важным, чем текст, находящийся вне таблиц. Соответственно, ключевые слова, заключенные в таблицу, имеют сравнительно небольшой вес. "Табличные" странички обречены болтаться внизу. Поэтому, если уж нельзя обойтись без таблиц, постарайтесь все же наиболее значимый текст вынести за их пределы.

Поисковая машина обычно просматривают таблицы сверху вниз и справа налево. Поэтому слово, стоящее в первом ряду третьего столбца, будет для нее менее существенным, чем текст последней строки первого столбца. Поэтому старайтесь построить таблицу таким образом, чтобы наиболее значащие слова оказались в первом столбце.

Что касается фреймов, то положение с ними еще хуже, чем с таблицами. Большинство поисковых машин попросту игнорирует то, что заключено внутри фреймов. А поскольку все больше страниц строится на их основе, то проблема индексации таких страниц поисковыми машинами стоит особенно остро. Наиболее простой и эффективный способ - если можно обойтись без фреймов, не используйте их. Или же делайте страничку в двух вариантах - с фреймами и без них. Если же это невозможно, то попробуйте воспользоваться советами, помещенными во врезки. Но учтите, стопроцентной гарантии они не дают.

Еще один тип страниц, которые поисковые машины очень "не любят", - это динамически изменяемые страницы. Прежде всего, имеются в виду страницы, генерируемые через CGI-скрипты или заполняемые данными из изменяемых баз данных. Пользователь, попавший на такую страничку в поисковой машине, рискует увидеть вместо описания череду вопросительных знаков. Уж если вы не можете обойтись без динамической странички, то как выход обычно советуют создать дополнительную статичную страничку с кратким описанием и уже оттуда дать ссылку на основную динамическую страничку. Но лично мне, например, этот способ не очень нравится. Слишком громоздок. Впрочем, есть надежда, что в скором времени поисковые машины научатся понимать такие страницы.

Еще один способ повысить ваше положение в списках поисковых машин - это добиться того, чтобы на вашу страничку было как можно больше ссылок. Дело в том, что поисковые машины, обследуя любую страничку, как правило, обследуют линки на ней. Наличие большого количества ссылок на вашу страницу свидетельствует о ее популярности. Некоторые поисковые машины стараются держать такие странички поближе и "предъявлять" их первыми.

Кстати, если у вас имеется несколько персональных страниц и ваша "главная" страница содержит ссылки на них, то достаточно будет указать поисковой машине адрес только основной персональной страницы. Она сама найдет все ваши странички по ссылкам и проиндексирует их. Но если на какие-то ваши странички ссылок нет, их надо будет проиндексировать отдельно. Хотя, надо заметить, лучше все же дать ссылки со всех ваших страничек друг на друга. Это заметно повысит их посещаемость.

И в заключение, еще один совет. Не забывайте, что дата создания или последнего обновления вашей странички имеет очень большое значение. Любая поисковая машина считает "более новые" странички более важными. Если две абсолютно идентичные странички имеют разные даты создания, то более поздняя однозначно окажется выше. Поэтому не стоит пренебрегать обновлением страницы - регулярно обновляемая страничка будет "всплывать" наверх в списках поисковых машин. Учтите только, что поисковые машины по своей инициативе будут заглядывать к вам не чаще нескольких раз в год. Поэтому не поленитесь напоминать о себе после каждого существенного обновления своей странички. Но и не переусердствуйте, там не очень любят, когда их просят индексировать сайты, уже имеющиеся в базе данных.

И в заключение: не забудьте, что кроме поисковых машин существуют еще и другие способы завлечь народ на вашу страничку - советы друзей, ньюс-группы, линки с других страниц сходной тематики, традиционные средства массовой информации и многое другое…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.