Танталовы муки
АрхивОгород КозловскогоЕдинственное, что охраняет нас от дурных российских законов - столь же дурное их исполнение.
А. И. Герцен
Тантал, сын Зевса и Плуто, плут, трепло и вор, подавший к столу олимпийцев мясо собственноручно убиенного отпрыска, был, как известно, наказан довольно изощренно: стоя по горло в воде, не мог напиться; касаясь губами плодов, не мог откусить ни кусочка…
Я ехал на днях по Московской кольцевой автодороге, соображая степень нажатия на педаль акселератора только со здравым смыслом и дорожной обстановкою. От не всегдашней разумности ограничительных дорожных знаков отечественной автоинспекции меня надежно хранил последней марки японский антирадар, мирно поглядывающий на меня в прорезь баранки успокаивающим зеленым глазком.
Бесконечно-вечный ремонт дороги вдруг ненадолго прекратился, свежий асфальт на шесть полос в каждую сторону лег под колеса, сколько доставал взгляд, нога автоматом прижала акселератор, стрелка спидометра плавно пошла направо. И тут антирадар пискнул и подмигнул красным. Я коснулся тормозной педали, ожидая нарастания писка, но… красный глаз тут же угас, уступив место зеленому, и я успокоился: мало ли что: рация какая-нибудь, помеха.
Но тут красный глаз снова открылся на мгновенье… В некоторой нерешительности, ни на тормоз не нажав, ни к акселератору не вернувшись, я проехал еще метров триста и увидел, как излучающий гордость сотрудник ГАИ приглашающе поманил меня жезлом на межпоточный пятачок, уже забитый несколькими сияющими иномарками.
- Что, гражданин водитель? Антирадарчик-то подвел?! - прямо-таки заливая лукавым доброжелательством, кивнул офицер на ладненький приборчик, приклеенный к моей торпеде. - Пройдите-ка на пост.
Прихватив с собою последний номер "Компьютерры" (на всякий случай: наша милиция по советских еще времен привычке выделяет из общей толпы нарушителей разных там артистов, журналистов и писателей), я поднялся по ступенькам в свежевыстроенную будку и оказался в хвосте небольшой очереди жертвоприносителей с заметной толщины пачками стотысячерублевок в руках.
Перспектива расстаться с аналогичной пачкой, конечно, опечалила меня, но не так сильно, как присутствие в будке двух компьютеров, беззастенчиво уставившихся окнами своих семнадцатидюймовых SyncMaster'ов. Левое окно являло дорожную даль, похожую на ту, что виделась в окне обычном, стеклянном, - разве что чуть сверху; правое - по вызову офицера-манипулятора - предъявило мне (когда до меня дошла очередь) изображение переднего бампера и кусочка капота собственной моей скромной восьмерочки со впечатанной в него криминальной цифрою: 95 км/час.
- Ваша машина? - с удовольствием спросил блюститель.
- Не очень как-то понятно, - принялся я кривить душой. - Номер какой-то мутный…
- А вот так? - блюститель щелкнул пару раз мышкою, и мой автомобильчик с очевидным мною за рулем выехал на середину экрана.
- Вот так - да-а… - уныло согласился я. (Особенно меня задело, что компьютерная телекамера смотрела на меня… свысока).
Я злобно уставился на компьютер:
- Я отдал тебе лучшие годы своей жизни, я сидел с тобою ночи напролет, я пропагандировал тебя в хвост и в гриву где только можно было, а ты!.. - говорил, вероятно, мой взгляд, полный упрека. - Ну да, конечно, ты, едва моя машина появляется в поле твоего зрения, засекаешь время, потом засекаешь его, когда я выезжаю из твоего кадра, потом делишь расстояние на время - и на тебе: энное количество минимальных зарплат. Дожили! И ведь никак тебя не уловишь, не придумаешь на твой хитрый телеглаз болта с левой резьбой: ты ведь ничего не излучаешь, только впитываешь информацию!
- Как интересно! - обратился я (уже вслух) к офицеру, срочно натянув на лицо заинтересов-ван-нейшее выражение. - Это непременно надо описать в журнале!
- А вы что, пишете? - вопросил офицер, после чего я с готовностью протянул ему "Компьютерру", предупредительно развернутую моей колонкой с фейсом.
- Пишу-пишу, возьмите! Так как это все у вас устроено?
- Обратитесь в технический отдел, - сухо и непреклонно сказал страж порядка на дорогах, после чего… отпустил без последствий.
Написать мне хотелось и впрямь - потому я, потратив всего дня полтора (милиция - место серьезное, и если всякий, с улицы, сможет туда проникнуть на раз - что же это будет за милиция?!), сумел поговорить с Юрием Евгеньевичем Сидоровым, в чьем веденье и находятся новинки по имени "Пост-1".
Юрий Евгеньевич очень успокоил меня, как недисциплинированного водителя, но разочаровал, как компьютерного фаната. Никакого градиента, никакого деления расстояния на время: обычный радар, который просто синхронизирован с цифровой телекамерой и впечатывает в снимок результаты своих замеров. "Нынче, - объяснил мне в приватном разговоре другой ГАИшный начальник, - народ богатый пошел, консультантов нанимает, юристов разных, в основном, - наших же, отставников (вот я тоже через год иду в отставку - как раз о такой работе подумываю…), - добавил явно в скобках, - так их просто на радар не поймаешь: докажите, мол, что это была именно моя машина! Доказать, конечно, можно, а можно оштрафовать, и не доказывая, но все это - лишние сложности и головная боль".
- А почему же антирадар не пищал? - поинтересовался я и вспомнил, что все же пару раз попискивал.
- На этом типе радаров (они, вообще говоря, уже лет десять как разработаны, только раньше спаривались с обычными фотоаппаратами) - другая частота, - раскрыл секрет г-н Сидоров.
- Тогда полбеды, - вздохнул я с облегчением. - Частотный диапазон умельцы на антирадарах расширят на раз! Да еще консультант найдется, который докажет, что изменение частоты вредно для здоровья водителей… (Юрий Евгеньевич, как бы мысли мои на этот счет подслушав, сообщил, что частота успешно прошла экспертизу на вред здоровью еще в большевистские времена). Вот если бы градиент и измерение по кадру…
- Думаем и над этим. Проект в работе, - ответил Юрий Евгеньевич.
И я снова остался на морально-психологическом распутье: с одной стороны, обидно, что у такого моего любимого, такой всемогущего компьютера что-то пока не получается; с другой - все-таки поездим еще какое-то время как Бог на душу кладет.
А разработало хитрый капкан известное по еще советским временам "оборонное" СКБ по имени "Тантал". Чему колонка, собственно, и обязана первым своим абзацем.
Заходите ко мне в гости: www.online.ru/people/ekozl/. Оттуда можно послать и письмо. Или пользуйтесь служебным e-mail-адресом: ekozlovsky@cterra.com.