Подпоручики же...
Архив- Это Неуловимый Джо!
- Его что, поймать нельзя?
- Можно, только кому он нужен?
Застойный анекдот
Структура сообщества пользователей Сети в США все более приближается к структуре населения в целом. За полгода, с сентября 1995-го по апрель 1996-го, его численность возросла на 50%. При этом число компьютерных профессионалов уменьшилось с 23 до 11%, мужчин - с 67 до 60%, граждан, имеющих образование на уровне колледжа и выше - с 59 до 39%, а количество членов семей с годовым доходом свыше 80000 долларов упало с 27 до 17%.
Компания Nielsen Media Research, распространившая в прессе эти данные из своего исследования о перспективах торговли в Интернете, констатировала, что пользователь прежних времен, однако, был более многообещающим покупателем...
За год, прошедший с тех пор, на первый план вышли провайдеры для "чайников" - типа America OnLine, но все-таки приток новых пользователей сильно замедлился. Вновь заговорили о свершившемся разделении североамериканцев, а за ними и всего человечества на два подвида - wired и unwired, со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями. Как заметил один юморист, wired вскоре будут встречать представителей подвида unwired только в зоопарках (по-видимому, виртуальных).
Демография российского населения сети пока что мало кого интересует всерьез. А если не всерьез, то я бы предположил, что доминирующий контингент составляет артистическая богема и всякого рода гуманитарные активисты. Пакеты компьютерных профессионалов и обозревателей "Компьютерры", несущие полезную информацию, с трудом протискиваются через русскоязычную тусовку, раскинувшуюся на обоих берегах Атлантического и Тихого океанов. У ее членов есть один характерный отличительный признак - они считают, что "виртуальный" значит "ненастоящий", "воображаемый". Похоже, это слово в этом странном понимании символизирует для них высший смысл, добродетель, ценность, которую они находят в Сети.
Не очень хочется обсуждать то, чего я не понимаю. Никогда не тянуло принять участие в одном из тех чатов, ньюсгрупп или "эх", где общаются фотомодели, обладатели черных поясов, киногерои, самоубийцы, поклонники Мадонны или противники Microsoft. Домашней страницы Web у меня тоже нет. Да, я скоро уже два года как пишу эти "колонки", но сорок лет до того прожил без таких вот средств самоутверждения и впредь, по всей вероятности, прекрасно обходился бы.
Хотел бы лишь выразить свое частное несогласие с мнением отдельных специалистов, отмечавших особую склонность жителей России к лжедмитриям, подпоручикам киже, черубинам де габриак, штирлицам, мертвым душам и потемкинским деревням. Хотя примеры российская сетевая жизнь доставляет в изобилии, но такие же черты свойственны, на мой взгляд, всем вообще обитателям бюрократических империй (возьмите хоть Кафку).
В этом смысле у нас ничего не изменилось: нет царя, но престол и по сей день сохраняется в полной исправности. В местах, где первичны и полноправны не суверены и юридические лица, а просто люди, все обстоит по-другому. Хотя и в свободных странах у граждан хватает своих проблем, которые субъективно воспринимаются не менее тяжело, но их страдания идут на пользу экономике, а не наоборот.
Однако, к делу. При современном состоянии технологий Интернета, его пользователи могут манипулировать сетевыми идентификаторами практически как угодно - порождать их, любых видов (для разных услуг) и в любом количестве, обмениваться, скрывать и выдавать один за другой.
То, что между реальными личностями и сетевыми субъектами возможно отношение "многие ко многим", считается в порядке вещей. Это, кстати, напоминает о традиционно мягкой системе идентификации граждан в США, хотя было бы ошибкой считать, что в наши дни там запросто можно получить водительские права или полицейское удостоверение личности на какое угодно имя; да и многоженство не поощряется.
Сокрытие своего сетевого идентификатора и/или личности приветствуется не везде. Однако, по нашим сведениям, даже власти Германии, известные как гонители сетевых свобод, исходят из того, что пользователь имеет естественное право оставаться неузнанным, если он ничего не нарушает и никому не вредит. Понятно, впрочем, и то, что другие пользователи имеют право не доверять неизвестному.
А вот самозванство, насколько я могу судить, совершенно неприемлемо. Использование чужого имени (в отличие от явной анонимности или клички-псевдонима) может быть уголовно наказуемым или, по крайней мере, отягощать преступление. Прецедент такого рода в США был недавно создан в результате суда над бывшей сотрудницей фирмы Oracle, обвинившей президента фирмы в том, что он пытался затащить ее в постель. Суд пришел к выводу, что соискательница предъявила в качестве доказательства подложное сообщение, переданное ею самой по электронной почте под чужим именем.
Баловство с именами сходит с рук лишь до тех пор, пока их носители не участвуют в экономической жизни. Если Неуловимый Джо становится виртуален настолько, чтобы тратить или зарабатывать деньги, его приходится однозначно связать с банковскими счетами. Все существующие законы регулируют права и обязательства только "физических" граждан или учрежденных ими корпораций. Даже грядущее внедрение киберденег, которыми можно будет пользоваться без расчетных центров, ничего тут не изменит. Существенно новые проблемы, по-видимому, возникнут лишь в связи с появлением настоящих "киберлюдей", сознание которых сохранено в компьютере после смерти.
Между прочим, корпорации как виртуальные (в истинном смысле слова) субъекты появились за столетия до Интернета. Практикуемые в Сети множественные связи между пользователями и именами легко ввести в рамки существующих законов и обычной деловой практики. В одиночку или совместно с другими людьми и предприятиями можно наплодить сколько угодно экономически активных "аватаров", если регистрировать их как фирмы и назначать управляющих с правом распоряжения счетом.
Хорошей иллюстрацией сказанному служит опыт фирмы VeriSign. Она предлагает детально разработанную схему услуг, в рамках которой пользователи могут получить "электронные паспорта" (собственно файлы), а поставщики товаров и услуг - проверять предъявленный им "паспорт", обращаясь для криптографической сверки на сервер VeriSign. Чтобы получить паспорт второй и особенно - третьей категории, необходимо надежно "удостоверить" свою личность, а первая категория выдается в регистрационном порядке практически любому. Имея "паспорт", можно, в частности, пользоваться безопасной электронной почтой, в которой сообщения шифруются и VeriSign удостоверяет личность отправителя по запросу получателя.
Бизнес у VeriSign идет неплохо. Но вот лихие ребята с сайта www.digicrime.com сообщили миру, что им удалось беспрепятственно получить "паспорта" первой категории на почтовые адреса типа root@localhost и postmaster@localhost. Понятно, что пользователь Сети, которому пришло письмо за такой "подписью" да еще и с удостоверением от VeriSign, скорее всего, безропотно подчинится требованиям своего местного авторитета и попадет в ловушку.
Вы спросите, что меня побудило написать эту "колонку"? - Нечистая совесть. Я только что своими руками замогилил несколько статей из "темы" этого номера - про виртуальные свободы, про Катю Деточкину, про сетевых богов, гуру и хакеров, а также про Ромео и Джульетту. Авторы старались, сочиняли. Обидно.
Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки: