Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Появилось время написать статью

Архив
автор : БОРИС ЩЕРБАКОВ    26.05.1997

 

Во-первых, я считаю необходимым напомнить, кто такой Борис Щербаков. Это управляющий, которому молва приписывает всем известные успехи фирмы Hewlett-Packard в деле писификации России. Надеюсь, всем теперь понятно, почему я с удовольствием печатаю его статью. Нет ничего ценнее информации "из первых рук", даже если это руки человека, ни на миг не забывающего об интересах своего бизнеса.

Во-вторых, я приношу Борису Щербакову свои извинения. С ним действительно поступили некорректно. Наши сотрудники использовали материалы одной и той же беседы в разном контексте и на разных условиях. Я считаю, что для профессионалов, освещающих компьютерную промышленность, это серьезная ошибка. В следующий раз с ними просто не станут говорить. Помня о правах журналиста, мы не можем позволить себе забывать и об интересах своего бизнеса тоже.

Георгий Кузнецов


Наконец-то у меня появилось время написать статью! Да и трудно было бы этого не сделать после опубликования в 17 номере "Компьютерры" окололитературных изысков г-на Козловского на тему домашних компьютеров, "простушек" и "немотивированного" Щербакова, который, как оказалось, даже толком и не знает, что же это за зверь такой - "домашний компьютер".

Не вдаваясь в технические подробности самих устройств, я хочу отметить другое - интуитивно верное представление г-на Козловского об определяющих свойствах домашнего компьютера как явления нашей жизни привело, тем не менее, к такой удручающей передержке, выраженной в незатейливой форме фарса, что потребителю и впрямь следует вскричать: "Дурят нашего брата!"

А ведь и правда, дурят. Только не те, кто эти компьютеры продает и рекламирует, а те, кто подогревает у потребителя неоправданно завышенные ожидания.

Ну скажите, кто из пользователей вполне домашнего телевизора, или личного автомобиля, или домашне-личного чего бы-то ни было другого из дорогостоящей и пусть даже технически сложной продукции, кто из нас мог бы, подобно г-ну Козловскому, опечалиться тем фактом ,что по первому нашему требованию не приезжает к нам бесплатно и с улыбкою при этом консультант технической поддержки или сервисный мастер? Как-то понятно сразу, что это на сегодняшний день в наших пенатах - абсурд. А вот к "простушке" с непонятно каким, но - по определению, домашним - компьютером, мастер просто обязан приехать немедленно!

А ведь услуги по инсталляции, техническому консультированию, послепродажному сервису на компьютерном рынке развиваются естественным образом, как одна из немаловажных составляющих маркетинговой политики и производителей, и продавцов. Уже существуют горячие линии телефонной поддержки (мне легче говорить о том, о чем я знаю - в "Хьюлетт-Паккарде", например, да и в "Партии" тоже), существуют специальные услуги по расширению сервисного обслуживания техники (либо продление гарантийного срока, либо, действительно, выезд специалиста независимо от "тяжести" оборудования - см. Support Pack у того же "Хьюлетт-Паккарда"), существует множество провайдеров Интернета, уже реальностью становится удаленное диагностирование техники (см. комментарий Г. Беспалова из компании "Вист"), и т. д. То есть, в принципе, знай "простушка" о реалиях рынка персональных компьютеров и, в частности, домашних компьютеров, она вряд ли стала бы изгаляться над честными менеджерами компьютерных магазинов, у которых ее причудливые эскапады вперемежку с приступами амнезии наверняка вызвали весьма смятенную реакцию.

Должен был бы г-н Козловский "простушке" и объяснить, что многие из услуг по сопровождению домашнего компьютера - о, Боже! - платные! Я предполагаю, что с течением времени и с развитием нашего рынка многие формы послепродажной поддержки домашних компьютеров могут стать и бесплатными, но, наверное, это произойдет не сразу... где-то ближе к тому времени, когда пешеходы перестанут стоять на переходе и ждать, "пока машина не проедет" (пусть вас не смущает такая аллюзия нашего быта: именно на примере этой, весьма жизненной, ситуации очень легко и доходчиво объясняется естественная разница культур и, соответственно, поведения "наших" и "ихних" людей, да простит меня spellchecker...).

Тут я плавно перейду ко второй части моего комментария по поводу... То, что приписано мне как "фрагменты февральского интервью", скорее даже "беседы на троих", относящейся к теме номера, заставляет меня восстановить в памяти все ее детали - а не было ли это, действительно, нечто "на троих"?

Вряд ли по обрывкам эмоциональных фраз и междометий с многоточиями, которые г-н Козловский представил в качестве моего "интервью", кто-то мог понять реальную суть проблемы с "Павильонами" в России. Признаюсь, трудно было это сделать и мне самому по прочтении столь оригинально "необработанных" фрагментов. (Мне всегда казалось, что задача журналиста - это нечто большее, чем включение и выключение диктофона, разве я не прав?) Ну, да ладно: мысль, которую надо было бы выразить более доходчиво (ну - не писатель!), заключается в том, что от неспособности больших компаний быстро реагировать на изменения обстановки на динамичных рынках страдают все - и российские потребители, которые этих новинок не видят, и российские дистрибьюторы, которые должны из кожи вон лезть, чтобы все-таки эти новинки до потребителя довести. Почти два года "Партия" успешно торгует домашними компьютерами Pavillion (и успешно их поддерживает!), и все эти два года мы боролись за право начала "официальных" их поставок в Россию. "Официальных" только с точки зрения включения этой группы в план, ибо всю остальную часть работы по технической поддержке, сервису, обучению конечного пользователя уже давно делали специалисты "Партии", "протаптывая" этот рынок для "Хьюлетт-Паккарда".

Спешу обрадовать читателей - с этого месяца "Хьюлетт-Паккард" начинает официальные поставки долгожданного Pavillion'a в Россию, и, стало быть, он - "официальный" - появится на полках магазинов фирмы "Партия".

Ждет ли та же участь Presario? Хотелось бы, чтобы в московском представительстве Compaq'a ответили на этот риторический вопрос отрицательно. Я же, зная изнутри сложную "кухню" решения вопросов в транснациональных компаниях, оптимизмом себя не утешаю... а компьютеры Presario в магазинах "Партии" были, есть и будут! Вот такие парадоксы "официальных" каналов поставок популярной домашней техники. К несчастью для "небольшого" российского компьютерного рынка (где-то 1% от мирового, наверное?), инерция принятия решений относительно инвестиций в него, да и просто сколь либо решительных действий на нем со стороны лидеров мирового компьютерного бизнеса слишком велика, к тому же эти решения сильно зависят от множества совсем не рыночных, зачастую, очень "человеческих" факторов...

А четкой концепции домашнего компьютера и нет - есть некая идеальная модель, идеальный набор функций и услуг, которые в разных странах к тому же сильно разнятся друг от друга, так что давайте лучше говорить о российском феномене домашней персоналки. Больше толку. Есть о чем подумать, стоя на пешеходной "зебре" и пропуская несущийся с ревом транспорт.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.