Деловые игры
АрхивВо-первых, при деле, а во-вторых, навар мой...
Застойный анекдот
Время от времени я получаю деловые предложения. Например, "сотрудничать" с некой фирмой, которая будет сообщать нам бесценную информацию о своей деятельности, а мы за это будем ее любить и прославлять. Или - разместить у нас публикацию. Возможно даже за деньги, но не за такие сумасшедшие, которые указаны в рекламном прейскуранте, и без навязчивой надписи "на правах рекламы".
Не так давно наши ребята напечатали порядком-таки саморекламную статью одного местного пахаря нивы народного просвещения. Положили, что называется, палец в рот. За этим последовало любезное приглашение изучить их Web-сайт и сообщить подробно о замечаниях и предложениях. Пришлось просто послать проходимца подальше.
Объясняя, почему мы сопротивляемся любым формам скрытой рекламы, я писал, что тут действуют не столько моральные, сколько деловые соображения. Например, стоило художникам по наивности нарисовать в гостевой колонке гамбургер с надписью IBS, как все остальные "гости" потребовали изображать логотипы представляемых ими фирм. Бизнес есть бизнес, в нем никто своего не упустит, и стоит сделать уступку одному рекламодателю, как остальные потребуют своей доли. Самое смешное, что выручка от рекламы никак не зависит от степени редакционной непреклонности. Стоит поддаться, и у издания попросту выкупят всю площадь за те же деньги.
Но это старая песня. Сегодня меня интересует другое. Почему всякого рода ловкачи так уверены в том, что остальные готовы удовлетворять их на халяву? Похоже, потому, что они не ощущают сопротивления среды. Окружающие действительно позволяют эксплуатировать себя. Простой пример. Наряду с вышеупомянутым я получил уже, наверно, десяток приглашений отрецензировать коммерческие сайты - причем, естественно, в форме письменного доклада... но только приглашали-то вовсе не владельцы, а разработчики. По-видимому, они сами трудятся не за деньги, а за... хотел сказать, за интерес, но интерес у нормальных людей означает участие в прибылях.
Короче, разработчики жертвуют собой и ожидают того же от других. Они пишут - мол, мы понимаем, вы, наверно, сильно заняты, и все-таки... За этим "все-таки" стоит как минимум день работы. Люди предполагают, что я занят, но исходят из того, что я занят самопожертвованием, и вполне могу поменять один бесплатный труд на другой. Как бы не так! Если бы у меня нашлось время, я предпочел бы написать меморандум о рекламной политике для Мендрелюка, потому что он мне платит. Или дать ход залежавшимся интервью.
В итоге один читатель уже упрекнул меня в корыстолюбии. Он, кстати, предлагал "Компьютерре" провести маркетинговое исследование для выяснения коммерческих перспектив какой-то радиосети стоимостью в миллионы долларов, к которой сам не имел никакого отношения. При этом он наизусть цитировал "Четыре колонки" и вообще проявлял к нам душевную симпатию. Боюсь, я его сильно разочаровал.
Остается предположить, что под наружностью многих сегодняшних российских дел на самом деле скрываются деловые игры. Деловые игры отличаются от дела тем, что играют в них не на деньги. Нет того азарта. Я начинаю думать, что презираемая нами западная привычка с малолетства думать о деньгах, мерить все на деньги и во всем видеть материальную сторону - поистине великая вещь. Мне уже пришлось расстаться с несколькими способными кандидатами в редакторы по той причине, что они никак не могли научиться видеть за каждым предложением чью-то конкретную корысть, а в результате легко становились игрушкой в чужих руках, инструментом чужого влияния.
У нашего общества ослаблен интерес к деньгам, а потому - ослаблен иммунитет к жуликам. За этим неминуемо проявляются признаки общего слабоумия. Я, кстати, не имею в виду истории с пирамидами. В них-то как раз вкладчики искали свою выгоду. Население любой страны уязвимо, если зайти с неожиданной стороны, с которой народ не привык ждать подвоха. Мавроди как раз и нашел такой подход. Нет, я как раз о тех типичных случаях, когда люди соглашаются работать даром и тем самым добровольно лишают свой труд цены и смысла. Например, в России ни к чему рационализировать и автоматизировать рабочие места. Слишком дешевая рабочая сила.
Все это отчетливо проявилось и в логике "темы" этого номера. Она, вроде бы, о деле, о довольно крупном секторе компьютерного бизнеса, но общее отношение к нему - как к возне в песочнице. Чего стоит один сквозной мотив противостояния частных консультантов и корпораций: лучшие времена позади, надо наниматься на службу, частник ненадежен, и так далее.
К сожалению, у меня тоже не нашлось времени заняться исследованиями, чтобы попытаться поставить тему компьютерного консультирования в надлежащую историческую перспективу. Но я вспоминаю свои первые впечатления от настоящих живых консультантов. 1991 год, Нью-Йорк, небольшая фирма-VAR не может запустить своими силами "Нетварь" на площадке заказчика. В Novell звонить бесполезно - они намеренно отдают весь бизнес по внедрению систем своим консультантам. Приходят консультанты - с чемоданами на колесиках, в которых у них все вплоть до электрической отвертки, с пейджерами на поясах и прочими атрибутами своего кочевого ремесла... Облом.
Потеряна неделя. Владелец в бешенстве сказал своему ведущему инженеру fuck you. Этот эпизод бурно обсуждается в курилке: а не подать ли на сукина сына в суд? Но тут появляется комичный толстенький гай в черной хасидской тюбетейке, и все сбегаются поглазеть. Шепчутся, что это один из самых крутых спецов Нью-Йорка и Нью-Джерси. Мужик берет за час семьсот пятьдесят долларов и решает проблему за два часа. Ему платят с облегчением. Примерно столько вылетает у владельца из кармана за два дня простоя работ по контракту.
Мне рассказывали, что стать консультантом - мечта всех инженеров. Они начинают свою карьеру в корпорациях и, достигнув определенного профессионального уровня, стараются уйти на вольные хлеба. При успехе доходы подскакивают "в разы". Затем многие даже создают собственные фирмы, поскольку им с налоговой стороны выгодно быть CEO, а жену числить президентом. Я знаком с несколькими компьютерщиками, которые более или менее успешно идут по этому пути. Дело трудное, результат не гарантирован, но сделать к пенсии свой миллион - вполне реально.
Мне рассказывали, причем, рассказывали знающие люди, что сотрудникам серьезных фирм запрещено привлекать консультантов "с улицы". Отделы кадров создают пулы проверенных специалистов по различным проблемам. Попасть в такой пул - большое дело, но при этом ничто не препятствует работать одновременно и на конкурента.
Не так давно, в связи с общим ростом интереса к сектору малых и домашних офисов SOHO, начали проводиться исследования его рыночного потенциала. Некоторые результаты публиковались, и "Компьютерра" о них сообщала. Так вот, оказалось, что "вольные стрелки" являются чуть ли не главным мотором прогресса. Именно консультанты - причем отнюдь не только компьютерные - первые и самые компетентные покупатели дорогих новинок.
Сегодняшние российские консультанты, успевшие создать себе лояльную клиентуру, уже держат свое будущее в руках. Их доходы теперь будут автоматически расти. Эта форма бизнеса необычайно важна для народного хозяйства. У нас очень недостает хороших специалистов. А не водятся они на воле по простой и всем понятной причине: в России неблагоприятная и даже враждебная для дела обстановка. Играть в ней еще как-то можно, а вот работать решаются главным образом те, кому в конторе не ужиться.
Напоминаю мой адрес для конфиденциальной переписки: