Удобства - в массы!
АрхивКаждому пассажиру - по мягкому месту!
(Троллейбусный фольклор)
Давайте я вам намекну, о чем речь пойдет. "Сдается полдома, гараж, сад. Удобства - во дворе". Или - "Дом двухэтажный, двенадцать комнат, котельная в подвале, без удобств". Вы чувствуете?! Два этажа, двенадцать комнат и своя котельная - это НЕ УДОБСТВА! Удобства, следовательно, есть нечто иное, несомненно желаемое, но не всегда имеющееся. Или, скажем точнее, имеющееся внутри жилья. Жилье, где удобства снаружи, даже при наличии всего-всего - это уже low end.
Возможно, отсюда проистекают все заблуждения на счет удобств как таковых. Принято, чтобы они были, и были внутри, под... рукой, так сказать.
Неправда! Есть, по крайней мере, две вещи, относящиеся к числу потребностей человеческих, удобства которых должны быть "во дворе", т. е. снаружи. Одна из них была в ходу и пользовалась спросом на рынке в каменном веке и называлась жилой пещерой. Другая - в большом ходу сейчас и зовется персональным компьютером.
И тут мы подходим к главному. Пещеры с "удобствами внутри" никому не нужны, зато компьютеры "без удобств" - "на ура", как само собой разумеющееся. Неизбежное зло, вроде дискомфорта от сидения на колченогом занозистом табурете при отсутствии глубокого мягкого кресла.
Впрочем, если кому-то всерьез нравится сидеть на табурете, балансируя на трех ножках, приноравливаясь задом, чтобы сучок попадал не "в", а "между", совершая ежедневно некий ритуал пользователя сидящего - перед - монитором - и - нажимающего - кнопки - не - могущего - отойти - ибо - привязан - проводами - пожалуйста!
Но лично мне не по душе шаткие табуретки и не нравится работать с современными компьютерами. Скажу больше, я не хочу работать с компьютером! Потому, что неудобно.
Да, мне как человеку давно и привычно работающему с компьютером, тем не менее, НЕУДОБНО с ним работать. Неудобно быть привязанным к нему кабелями мыши и клавиатуры. Неудобен и не радует глаз монитор, особенно после нескольких часов работы. А электронные издания! Ну не могу я убедить себя, что "вот это" способно хоть в малой степени заменить читателю привычную печатную продукцию. Ввиду одного-единственного фактора: с книгой и журналом УДОБНО работать! И не следует думать, что позабыл я про звук и анимацию плюс гипертекстовые ссылки вкупе с общей интерактивностью. Не позабыл. Просто говорю, что со всеми этими замечательными вещами на обычных нынешних компьютерах работать неудобно. "С чем вы сейчас работаете?" "Со сказкой про трех поросят". Чувствуете, какая мощь?!
По-моему, ни один нормальный человек не хочет работать с компьютером как с таковым. Я, например, хочу работать с данными, деловой информацией, решать задачи, посылать и принимать сообщения, играть, в конце концов! И для максимального удобства заниматься всем этим мне не нужен компьютер в привычном "табуреточном" (см. выше) виде, а - Внимание! - один монитор, но в форме устройства, размерами и строением напоминающего журнал, который вы держите в руках, только пусть страниц в нем будет всего 2-3. И пусть каждая страница будет экраном с привычным полиграфическим разрешением. И пусть они не светятся! Ни к чему им светиться.
В руках у меня теперь привычный, предельно удобный инструмент - книга. Только с движущимися картинками. На одной странице - привычные "окна", на другой - что-то из области электронной почты или Интернета, на третьей - глава книги, которую сейчас читаю, в привычном "напечатанном" виде, и все это с музыкой из наушников, с ручкой-мышью в руке, в любимом кресле (на рабочем столе, на диване, в детской и т. п.). Удобно! Удобно же!
Для формирования цветных элементов изображения лучше всего, видимо, подходит интерференционный принцип (вспомните, на этом принципе основана технология радужных "голографических" декоративных пленок) - ни тебе красителей, ни тебе люминофоров, конструкция тонкая, гибкая как бумага. Достигаемое при использовании этой технологии разрешение 800-1200 dpi позволяет получать изображения практически полиграфического качества.
А системный блок и привычную клавиатуру связать с журналом-монитором по ИК или радиоканалом. Чтобы было удобно. Идея понятна?
Сейчас самое время вспомнить о винчестерах (можно и о других вещах, но уж больно слово родное). Не о тех, которые на столько-то там гигабайт, а о тех, которые на 16 (кажется) патронов. Если бы я писал эту статью в начале прошлого века в каком-нибудь салуне, я бы, вероятно, посвятил бы ее тому, что уж больно неудобно стрелять из карабина, а уж тем более из кремневого ружья. То есть, можно стрелять и даже еще как стрелять! Но - неудобно. Вот если бы патроны были бы не в патронташе, а в самом карабине, и если бы досылать их (чувствуете профессионализм репортера из Оклахомы) не пальцами, а специальным механизмом, и чтобы стрелять хотя бы раз в пару секунд, то это было бы УДОБНО.
Внимание! Первое важное замечание. Музыку заказывает тот, кто платит, а платит покупатель.
Второе важное замечание. Принято считать, что покупатель предпочитает либо лучший товар, либо тот, который подешевле. С дешевизной все ясно, но вот понятие "лучший товар" требует конкретизации. В компьютерной индустрии обычно оно преподносится в духе олимпийских принципов: "Сильнее! Выше! Быстрее!" Тактовая частота столько-то мегагерц и выше, быстродействие столько-то операций в секунду и быстрее, а уж что по силе сравнится с нашей новой рабочей станцией "Карбид-К". К примеру. И это все верно, однако в понятие "лучший товар" с точки зрения покупателя всегда входило понятие "более удобный".
Удобство как товар
Покупатель за него платит, но тот, кто его создает, на этом зарабатывает! При этом, создание вещей более удобных, чем аналогичные имеющиеся на рынке, требует зачастую не столько финансовых, сколько умственных и, порой, изощренных умственных усилий, однако, в конечном счете эффективность их (в смысле выручки) может оказаться очень высокой.
Вообще говоря, большого откровения во всем этом нет - основной задачей маркетинга как раз и является выявление потребностей покупателя для последующего удовлетворения. Просто потребность в удобных вещах есть всегда, но ввиду тривиальности и постоянства она как-то выпадает из поля зрения.
Скажу проще: не можешь выпускать винчестеры вместо карабинов, так хоть приклады делай более прикладистые. И к тебе потянутся люди.
Вот нынче термин появился - "усовершенствованная реальность". Те же самые VR-шлемы, но с полупрозрачными окнами-очками, на которые проецируются изображения, накладывающиеся на реальные пейзажи. (Идея, кстати, не нова. В самолетах информация приборов и целеуказание для летчика проецируется на полупрозрачное стекло, накладываясь на "вид из кабины". В основе то же самое - удобство для летчика, т. е. пользователя самолета, если можно так сказать.)
Не вооруженным глазом видно, что эта штука, наконец, сделает действительно удобными такие вещи, как словари (приехал я, допустим, в Рим, ни полслова не понимая по-итальянски. Хожу по городу, афиши, вывески читаю, вокзальные расписания и даже газеты мне совершенно понятны, так как вижу я их сразу с подстрочным переводом) и даже калькуляторы (пишу условия действий на бумаге, ставлю знак равенства, а мне тут же видится вычисленный результат. Мечта двоечника!). Вы можете себе представить количество потенциальных покупателей таких удобных вещей?! Или вы действительно убеждены, что давить на кнопки лучше?
Последнее важное замечание. Об идеях, витающих в воздухе. Они действительно витают, но при ловле их следует соблюдать осмотрительность. Что я этим хочу сказать? Нет смысла ловить идею строительства завода полупроводников стоимостью 8 млрд. долларов, если у нас этих денег нет. Хотя идея замечательная, большая, красивая, ее приятно ловить... но ни к чему сейчас. Точно так же не стоит ловить идею создания "своего" Intel-совместимого процессора новой передовой архитектуры. А что, разве плохая идея? Отличная, но пусть пока себе витает.
Давайте будем ловить идеи, для реализации которых у нас все или почти все есть. Идея зарабатывать деньги, выпуская и продавая ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО УДОБНЫЕ компьютеры, - одна из таких.
Между прочим, используя принцип журнала-монитора, без труда можно реализовать действительно удобную электронную записную книжку-ежедневник. Знаете, сколько их продается во всем мире - обычных, бумажных? И такой доселе невиданный ширпотреб, как настенные плакаты-календари с движущимися картинками, плакаты для детских комнат с фрагментами мультиков, анимационные учебные плакаты для школ. Вы можете вообразить себе объем рынка этих изделий?!
Я уж не говорю о такой прозе, как обои-телевизор. Не говорю. Я не говорил, вы не слышали. Хотя, согласитесь, оч-чень удобно!
Удобства - в массы!
Лозунг дня, деловая рекомендация, маркетинговая политика, источник успеха, путь спасения - воспринимайте как угодно, но удобства - в массы! Каждому пассажиру - по мягкому месту!