Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Интеллектуальная собственность в Сети. Публикация 2.0. (Часть 1)

Архив
автор : Эстер Дайсон   12.05.1997

Чему же мы научились?

Что же такое интеллектуальная собственность в Сети? Экономика интеллектуальной собственности разительно меняется по мере того, как затраты на распространение и воспроизведение информации сводятся к нулю. Все больше и больше компаний отдают интеллектуальную собственность задаром - исходя не из моральных или правовых соображений, но просто согласно модели бизнеса.

Год тому назад мы приводили аргументы о том, что конечные потребители или же пользователи будут приобретать копии большинства объектов интеллектуальной собственности совсем бесплатно (или по минимальной цене). Владельцы содержания должны будут найти новые модели бизнеса - другие пути получения непрямых платежей за содержание, например, через предоставление дополнительных товаров и услуг. Нормой скорее всего станут подробные соглашения сторон о цене таких товаров и услуг, а не оплата копий и лицензий, запечатанных в термоусадочную пленку.

Наша отправная позиция была не достаточно строго обоснована. Мы не должны говорить, что интеллектуальная собственность (ИС) является (или должна стать) бесплатной или же что она вообще не имеет ценности. В самом деле, в некоторых моделях бизнеса, где содержание отличается высокой ценностью (например, заказные исследования или театральные сценарии), сохранится применение контрактов, согласно которым запрещено копирование, и тем не менее бизнес придет в устойчивое состояние, продвигаясь другими путями.

Мы утверждаем, что владельцам авторских прав, или копирайтов (copyright), будет все сложнее делать деньги, просто продавая копии. Поэтому большая часть содержательных произведений будет объединяться с некоторыми дополнительными изделиями и услугами. Или же они будут поставляться действительно бесплатно - в виде рекламных объявлений других услуг или продуктов, например, как интеллектуальные компоненты Java рекламируют компанию Sun Microsystems и все ее продукты. Далеко не все из использующих такие объявления Sun когда-нибудь будут покупать все эти привязанные товары, точно так же как не каждый наблюдавший рекламу Кока-колы когда-нибудь купит даже баночку напитка. Реклама подчиняется законам статистики.

Мы признали, что не всякое содержание станет бесплатным. Создатели содержания - лица, работающие по найму - будут по-прежнему получать материальную поддержку от спонсоров, издателей, работодателей и других заинтересованных лиц. А вот поставщики ИС (которых можно рассматривать как оппозиционеров создателям) должны будут планировать и развивать свой бизнес на основе бесплатного предложения, потому что именно к этому движется и в конце концов придет весь мир. А экономика работает на тенденциях, а не на догмах.

Наконец-то мы извлечем пользу из продолжавшейся целый год реакции на эти развивающиеся тезисы. Данный очерк отражает эволюцию нашего мышления в процессе ответов на вопросы и возражения, вызванные нашими тезисами, и является попыткой привлечь внимание к некоторым выводам. Как выяснилось, основные вопросы, которые волнуют и создателей, и владельцев содержания, таковы: как создать ценность? как с помощью содержания построить надежное конкурентоспособное имущество или собственность? (Подтекст таков: нечестно менять правила в ходе игры!)

Очень короткий ответ на вопросы владельцев ИС таков: попробуйте понять, как можно построить интеллектуальный капитал! Давайте разберемся…

Интеллектуальная собственность как имущество

Год назад мы определили три основных типа ИС (которую для благозвучия будем называть также содержанием): программы, развлекательные материалы и деловая информация или знания. Конечно, эти группы ИС взаимоперекрываются, но существенные различия имеют место быть. Каждый из этих типов обладает собственными характеристиками и изменяющейся с течением времени ценностью, как это было отмечено в Release 1.0, 12-94.

Чего мы действительно не сделали, так это не дали явного определения самого понятия ИС. Аналогии, конечно, полезны, однако и они имеют недостатки. ИС отличается от других типов собственности. А в сущности, именно и только ИС как капитал и как изделия можно воспроизводить без истощения исходных ресурсов.

В качестве копируемых изделий ИС, в принципе, можно репродуцировать в неограниченных количествах, в условиях, возможно, ограниченного спроса. А вот в качестве капитала ИС дефицитна и уникальна, и ценность ее заключается именно в уникальности.

Рыночная стоимость ИС, представленной копиями, размывается новыми низкими ценами воспроизведения, а также переполнением рынка конкурирующими между собой дешевыми копиями. Таким образом, ИС создает ценность, которую можно размножать почти бесплатно. Вот почему в большинстве случаев и приходится привязывать к этой копии что-то такое, что труднее производить, чтобы сделать приобретение более привлекательным.

Содержание как копии

Сейчас люди склонны рассматривать право делать копии как часть ценности ИС. И это верно, однако, ценность такого права убывает. (То, что потребители покупают как право, вообще говоря, не допускает репродуцирования, а только разрешает создать единственную копию, использовать ее и экспериментировать с ней.) Ценность права делать копии уменьшается и потому, что снижается ценность содержания как единого целого. А это происходит из-за того, что отдельным лицам становится все проще и проще создавать содержание (иногда вполне достойное). Ценность каждого отдельного фрагмента содержания тоже снижается с течением времени. Копии фрагментов также теряют цену, поскольку их можно сделать так много, что предложение превысит спрос. Кроме того, даже если каждая часть ИС уникальна, все содержание может в настоящий момент оказаться на рынке никому не нужным ширпотребом, поскольку копии многочисленных произведений вступают в конкуренцию на пространстве ограниченного времени потребителя. Как мы сказали в выпуске Release 1.0, 12-94, содержание потребляет внимание.

Простое копирование содержания и поставка его потребителям обычно означает распыление прибыли. При таком подходе поставщики содержания (книг, фильмов, музыки, новостей, комиксов, научных отчетов) упускают часть прибыли, которая достается дистрибьюторам и посредникам, поскольку те сами добавляют стоимость товарам - надежной доставкой, услугами подписки, рекламой продаж, поисками и отслеживанием товаров по заказам, тому подобными удобствами. Среди других методов добавления стоимости - подключение потребителя к онлайновому обслуживанию, обеспечение консультационного сервиса, введение привлекательных новшеств в кинотеатрах, поддержка фирменного программного обеспечения (возможно, бесплатная). В конце концов владельцы содержания обнаруживают, что зачастую более выгодно (и более эффективно) добавлять стоимость самостоятельно.

Право владения ИС помимо права делать копии также предполагает право контролировать использование распознаваемых элементов содержания, добиваться сохранения целостности произведения, предъявлять претензии в случаях внесения изменений и требовать признания прав. Никакая третья сторона не вправе взять рекламу Пепси, внести изменения и использовать новый вариант для рекламы, скажем, Коки. Владение правом копирования позволяет собственникам создавать так называемые дериваты (производные). Законы, нормативные акты и контракты в этом плане многообразны, а поэтому их следует обсуждать. Но в типичных случаях владельцы содержания могут преобразовать его в электронную форму, раскрасить, отредактировать, вырезать фрагменты, перевести на другой язык, использовать в учебных материалах, предоставить лицензии разработчикам содержания, создать продолжения или драматургические версии романов, копировать с целью бесплатного распространения в качестве рекламы или продвижения репутации владельца прав. Этот аспект авторских прав - общепризнанный и соблюдаемый (в определенной мере по моральным соображениям) более усердно в Европе, чем в США, - отражает роль содержания как капитала.

Содержание как капитал

Итак, давайте обсудим некий интеллектуальный капитал, который можно воздвигнуть посредством всеобъемлющего использования содержательного капитала1.

Как отмечено, просто продавать копии - не слишком удачная долгосрочная стратегия: это дает сиюминутные выгоды, но не более. А вот само присутствие копий (неважно, приносит это доходы или нет), привлекает внимание к содержанию, а также к сопутствующим товарам и услугам. Неизбежным следствием является то, что использование копий какими-либо лицами само по себе еще не ставит вопрос2 о необходимости контроля их доступа к собственности как капиталу. То есть наличие копий в общем случае еще не означает, что эти люди смогут использовать их для пополнения своих доходов или интеллектуального капитала. Можете копировать майки с рекламами (T-shirt), постольку поскольку эти копии будут рекламировать чей-то продукт, а не ваш. Можете также поделиться видеофильмом Король Лев с вашим приятелем. Но не пытайтесь продавать изготовленные вами игрушки с изображением Короля Льва без оплаты компании Disney права использования этого произведения искусства. (NB - может быть, Disney не согласится с этим анализом. Но пусть пройдет несколько лет. Сказочная история, возможно, даст гораздо больше инвестиций для создателей разного рода поделок, нежели для компании Disney.)

Интеллектуальный капитал

Возмещение инвестиций идет двумя путями. Во-первых, в виде прямых доходов, часто получаемых от дополнительных услуг, как это было описано выше. А, во-вторых, за счет увеличения интеллектуального капитала, признания марки, обучения. Второй путь можно назвать также капиталом внимания, как это описано Майклом Голдхабером (Michael Goldhaber) в выпуске журнала Release 1.0, 3-92. Это отдача от апробации и использования содержания. Она удерживается покупателями и пользователями, но многие из благ перетекают к владельцам содержания.

Капитализированные ценности сидят в головах других людей и до некоторой степени - в продуктах, которые взаимодействуют с вашими продуктами, в книгах, которые ссылаются на ваши творения, в обучающих курсах для вашего программного обеспечения. Вот почему так важны аспекты авторства, подлинности и идентичности.

Капитал этого вида является результатом внимания, уделенного содержанию, а не самого содержания. Это заставляет нервничать владельцев содержания, естественно, по той причине, что они не могут контролировать такой капитал. (Более того, он может быть как позитивным, так и негативным, что хорошо известно многим политикам.) Такой капитал может быть приплатой, присоединенной к содержанию, владельцем которого вы стали, в результате чего будет подогреваться спрос, скажем, к дискам или бюстгальтерам Мадонны.

Два типа интеллектуального капитала

Существует два главных типа интеллектуального капитала:

признание марки (brand equity) товара (репутация, узнаваемость, образ и т. п.), которое побуждает людей покупать изделия, порождая ту самую приплату для этих изделий;

знания (образование, подготовка, приобретенные навыки разного рода и т.п.), помогающие людям совершать действия и принимать решения, которые благодаря знаниям имеют большую ценность.

Конечно, два типа капитала зачастую работают совместно. К примеру, покупатели могут предпочитать изделия компании Netscape - и потому, что им знакома признанная марка, и потому, что они знают, как их использовать в личных целях или, скажем, для предоставления услуг рекламному агентству (используя пример информационной эпохи).

Ни одна из этих идей не является чем-то новым для любого сколько-нибудь серьезного мыслителя или бизнесмена. Новым является только то, что в мире, где содержание и люди перемещаются все более свободно, эти концепции все в меньшей степени привязаны к физическим проявлениям и даже к компаниям.

Признание марки

Первый тип интеллектуального капитала, уже известный как признание марки, обычно побуждает людей покупать товары у владельцев содержания. Этот капитал делает продукты или их владельцев узнаваемыми и, вполне вероятно, привлекательными для потребителей, которые, может быть, и заплатят за товары или услуги, ассоциированные с признанной маркой.

Признание марки включает процесс распознавания образов и ответной реакции потребителей, которая вырабатывает органическое ощущение притягательности образа (этот механизм можно представить как противоположность действию иммунной системы, хотя некоторые фирменные марки могут вызывать и негативную реакцию иммунной системы). Кто-то распознает встреченный образ: О, да это очередная книга Стивена Кинга! Я люблю его книги! Или: О, ведь это Мадонна! Я ощущаю тепло и приятный трепет, когда вижу ее. Мне хотелось бы быть похожей на нее. Куплю-ка тот же сорт колы, который пьет она. Эти процессы включают также распознавание и таких образов, как шрифты и стилистика (например, заголовок газеты Вашингтон Пост), или стиль и имя автора, например, Уильяма Сэфайра (William Safire, современный американский публицист, историк, политик, писатель. - прим. перев.). Если бы его колонки были подписаны другим именем, то они не читались бы столь вкусно. (В сфере создания содержания не так уж много бизнеса, подобного деятельности OEM.)

Существует также распознавание образов реальных людей: я покупаю в булочной у Ила Форнейо (Il Fornaio), потому что мне нравится, что именно вокруг этого продавца всегда масса детворы. Или же: я являюсь успешным ответственным служащим AT&T, потому что у меня есть (или было!) множество друзей в этой компании. Мне нравится мой доктор, и я не хочу кого-то другого, поскольку ушло много времени, чтобы близко узнать ее, - и я надеюсь, что она думает так же. Это является своего рода интерактивным признанием марки, технологией, которую онлайновым службам не мешало бы построить… это было бы чем-то в хорошем смысле противоположным пассивным методам, созданным телевидением.

Именно маркетинг представляет наиболее всеобъемлющее использование содержания для повышения уровня его элитарности (снижения уровня ширпотребности).

Как насчет правовых аспектов?

В нашей модели содержание рассматривается как бесплатное, но установление его подлинности - привязка содержания к его создателям (а также к изделиям или услугам, которые могут пытаться продать вместе) - важно и ценно. Именно поэтому право копирайта остается важной частью закона об ИС, несмотря на то, что его наиболее важные части касаются категорий целостности, идентичности и подлинности содержания, а не копирования. Роль права контроля содержания будет возрастать по мере того, как будет все легче вносить изменения и все труднее их обнаруживать. Это право в настоящее время наиболее эффективно поддерживается в нормах копирайта3.

Итак, заметьте, мы говорим о том, что содержание per se (само по себе), вероятно, станет бесплатным для конечных потребителей. Мы видим, что это прерогатива бизнеса, а не права. Из этого утверждения следует, что дело не в том, как защитить копирайт, а в том, каким образом использовать содержание, чтобы добавлять стоимость другим товарам и услугам, которые можно продавать. Как с гордостью заявляют в Голливуде, люди продолжают посещать кинотеатры несмотря на доступность проката видеокассет - и они будут продолжать ходить в кино несмотря на свободный показ видео в Сети. И они ходят и будут ходить из-за добавленных ценностей: физической среды кинотеатра и большого экрана, чувства причастности к развлекающейся толпе, возможности удрать из дома от родителей или детей. И люди будут платить за попкорн, за сладкие плитки и за громадные бутылки коки. А тем временем кинотеатры будут собирать доходы от рекламы и афиш (с рекламодателей), а также доходы от продажи билетов (со зрителей). Обратите внимание: люди пока еще платят за содержание, но доля этих поступлений в общей сумме уменьшается. В общем, содержание, которое сейчас защищено законом, будет в большей степени защищено контрактами или же усилиями посредников, поскольку ограничения производства копий потеряют практический смысл. Это означает, что владельцы содержания должны сосредоточиться на том, как это содержание можно использовать, а продавцы чистого содержания должны строить цены исходя из опыта применения содержания, а не из затрат на копирование. Кое-что из этого уже можно наблюдать в программной индустрии, где цены формируются с учетом количества пользователей, числа транзакций, времени использования продуктов. Делается попытка оценить полезность, а не количество копий изделия - последнее становится полной бессмыслицей в электронном мире.

По иронии судьбы, определить полезность содержания и понять, как оценить ее, другими словами, сконструировать модель бизнеса ИС, - значит, увеличить ценность содержания. Можно было бы сказать, что модель бизнеса, разработанная Netscape, является ее наиболее ценным имуществом, - но, как и все ИС, ценность этой модели со временем уменьшается. Поэтому для успеха дела компании Netscape придется продолжать нововведения. Больше об этом будет в мартовском выпуске.

Ого, милый, мы богатые!

Возможно, сейчас наиболее сильным воплощением интеллектуального капитала в мировом масштабе является сам английский язык. Это основной язык для бизнеса (немецкий и японский далеко позади), язык Интернета, язык пилотов гражданской авиации и наиболее предпочитаемый язык в мире в качестве второго.

Это означает, что если мы обучаем иностранцев английскому языку, то мы обучаем их делать бизнес вместе с нами - покупать наши продукты и услуги, создавать больше содержания на английском, предпочитать американский и английский в большинстве случаев. Анализ приводит к строгим выводам в отношении двуязычного образования в США: было бы вредно позволять детям (или заставлять их) изучать родной (не английский) язык, а не побуждать их изучать английский. По тем же соображениям для США является благом приглашать иностранцев в наши колледжи и университеты. Будет даже лучше, если мы будем разрешать им оставаться здесь и работать - хотя это менее важно, поскольку работа все меньше и меньше зависит от местонахождения исполнителя.

…но и ленивые!

Есть одно предостережение. Говорить только по-английски лучше, чем говорить, скажем, только по-венгерски. Но говорить по-английски и владеть еще каким-нибудь языком - еще лучше, поскольку двуязычный человек приобретает культурологическую чувствительность и, вероятно, способность к пониманию проблем людей (и взаимодействию с ними), говорящих на своем языке. Владея только английским, можно стать ленивым.

Капитал знаний

Другим видом интеллектуального капитала, известным как капитал знаний, являются образование, подготовка и навыки, которые помогают компаниям и частным лицам обеспечивать более высокий уровень сервиса. Капитал знаний также представлен невербальным обучением, которое обсуждалось Джоном Сили Брауном (John Seely Brown) и другими на PC Forum 94. Этот вид навыков объединяет членов рабочей группы и делает ее действия более эффективными, нежели действия группы людей, которые раньше не встречались, - где бы это ни происходило: в офисе, на кухне ресторана, во время проведения медицинских операций. (Как бы вам понравилось стать объектом хирургической операции, которую выполняет команда временно работающих медиков, собравшихся на денек в операционной палате?)

Этот тип интеллектуального капитала, подобно другим проявлениям доброй воли, сложно определить однозначно - частично вследствие того, что он взаимосвязан с врожденным интеллектом. Большинство людей могут сознательно увеличивать собственный капитал знаний. В противном случае он остается прежним - из-за лени, душевного заболевания, отсутствия мотивации, не говоря о том, что капиталом нужно пользоваться. (Подготовка требует активного участия обучающихся.)

Интеллектуальный капитал может быть знанием того, как пользоваться определенными программными инструментами, например, Lotus Notes. Ценность этих знаний захватывается компанией Lotus, а теперь и IBM, и многочисленными VAR (Value Added Reseller) в процессе продаж. А компания GBN, к примеру, распространяет собственный сценарный метод, интеллектуальный капитал от которого захватывается в виде гонораров за консультации по применению этого метода и, в принципе, содержится в качестве услуг, оказываемых с помощью этого метода. (Эстер Дайсон является членом совета директоров компании GBN. - прим. перев.). Каждый преуспевающий владелец содержания придает чрезвычайное значение тому, чтобы как можно больше людей было обучено пользоваться его средствами или работать с концепцией, а также научили этому других людей, которые в свою очередь обучат следующих. Лучшие пользователи капитала знаний могут преумножить его объемы в тысячи раз и более.

Оценка интеллектуального капитала

Длительность употребления не может характеризовать любой из видов интеллектуального капитала, поскольку капитал ИС не относится к товарам массового потребления и его ценность может значительно варьироваться от случая к случаю. Однако время является ресурсом, которого всегда мало. У любого человека есть не более 24 часов в сутки для восприятия различных видов содержания (при условии поглощения пищи перед экраном телевизора и сна с прослушиванием гипнопедических записей). Капитал ИС создается в процессе того, что люди уделяют внимание содержанию в течение какого-то периода времени (независимо от характера содержания: реклама, учебники, другие материалы). Стоимость доставляется либо в процессе покупки (выбор товаров или услуг и полная их оплата), либо в процессе предоставления… назовем это услугами на основе знаний (knowledge-enhanced services), например, консультаций, разработки новых продуктов, поддержки программного обеспечения, декорирования интерьеров согласно предписаниям Марты Стьюарт (Martha Stewart, современный, модный в США дизайнер. - прим. перев.). Действие капитала не всегда очевидно, но оно проявляется в повышении цен на товары, проданные первоначальными его собственниками (консультантом, написавшим книгу бесплатно, студии, в которой кинозвезды работают по контракту, рекламодателей, поместивших свои материалы в журнале Марты Стьюарт).

Пакет акций можно легко оценить и передать, чего не скажешь об интеллектуальном капитале. В любом случае, наилучшей проверкой ценности чего-либо является рыночная цена. Но интеллектуальный капитал куда сложнее определить и распознать. Можно купить компанию, которая заключила контракты с известными личностями. Можно купить права на программу - причем есть люди, которые знают как ее использовать, - или же построить очень похожую и вроде бы работоспособную копию программы, действуя в пределах (неясных) законов о копирайте. Можно купить товарный знак на изделие, а также производственные секреты, которые имеют отношение к этому изделию. Можно также привязать товары к чему-то, что уже привлекает внимание.

I have a lot of time for him - британское выражение расположения и уважения.

Деловое значение капитала знаний

Хорошо понятно, что такое признание марки. Но не менее занимательно значение для бизнеса первичной роли капитала знаний в качестве корпоративного имущества, во внутренних и внешних его проявлениях.

Сама идея о наличии интеллектуального капитала в головах других людей приводит традиционных бизнесменов в состояние нервозности. Люди вообще чувствуют себя комфортнее, если речь идет о реальном имуществе, которым можно владеть. Хотя каждый, кто когда-нибудь вкладывал в недвижимость, будь то золото или завод по производству дисковых накопителей, знает, что и реальное имущество может как повышаться в цене, так и обесцениваться4.

Совершенно верно, что ИС (до сих пор) весьма непредсказуема. Именно поэтому сейчас мы должны преодолеть сомнения в отношении того, что аргументы этой публикации могут быть поучительными.

Становится все труднее и труднее полагаться на интеллектуальный капитал. Компании создаются, а к вечеру исчезают; доброе имя заслуживается долго, а теряется после единственного упоминания в шоу Леттермэна (David Letterman, автор и исполнитель популярных комедийных и сатирических шоу. - прим. перев.); служащие более не благонадежны (поскольку никто не выказывает им доверия).

Служащие

Давайте сначала обсудим внутренний интеллектуальный капитал - служащих. Можно, конечно, перестать обучать людей и считать, что они останутся с вами навсегда (вряд ли большинство компаний хотело бы придерживаться таких убеждений)5.

В традиционном бизнесе на содержании источник доходов - потоки и движения услуг, которые оплачиваются покупателями в виде членских взносов и подписок. Чтобы генерировать эти услуги, придется включить в корпоративные активы служащих, повысивших свой уровень в неформальных внекорпоративных объединениях (или же в потоках интеллектуального капитала), что будет описано в следующем номере журнала Release 1.0. Эти активы будут строиться также и через обучение служащих, и через продолжающиеся взаимодействия между людьми, которые в идеальном случае дорастут до общего взаимного понимания и симпатий друг к другу.

Вообще, расстановка сил между творцами и менеджерами и между служащими и владельцами бизнеса (хотя каждая персона может играть несколько противоположных ролей) будет смещаться в пользу индивидуальных авторов. Служащие станут создавать стоимость (в принципе, добавляемую любым бизнесом) большую, нежели сырье, оборудование или процессы обработки. Одной из составляющих их вклада станет непрерывное конструирование новых товаров и процессов. Как общая тенденция совсем не продукт деятельности служащих per se станет ценностью, но их продолжительные интеллектуальные усилия: конструирование и сотворение нового содержания и моделей бизнеса, онлайновый менеджмент, содержательные услуги в реальном времени, уделение внимания потребителям.

1 Очевидно, что самая простая вещь, которую можно сделать с содержанием, - просто продать его напрочь. Но продать не в качестве копий, а в качестве капитала, со всеми сопутствующими правами показывать содержание, изменять его, извлекать из него прибыль. Интеллектуальную собственность именно таких свойств скупают Билл Гейтс и голливудские студии. Новые владельцы могут использовать свои приобретения как капитал либо снова продать их.

2 Существует массовая убежденность в справедливости микроплатежей и в необходимости поддержки системы, которая будет отслеживать отправку каких-то несчастных долей центов владельцам копирайтов каждый раз, когда на защищенную законом работу кто-то посмотрит, скопирует ее или использует каким-то другим образом. Возникнет или нет такая система - мы полагаем, что все это быстро закончится, став слишком сложным для того, чтобы работать на практике, вопреки интеллектуальной и финансовой привлекательности идеи. И все же это не меняет фундаментальных экономических тенденций, заключающихся в том, что содержание требует все более обширной поддержки, а человеческое внимание небезгранично.

3 Мы считаем, что некоторый будущий порядок изменит направленность копирайта. Предложенный новый вариант закона США о копирайте, который может превратить электронную передачу содержания в определенный, возможно, незаконный акт, особого смысла не имеет. Уж если что-то делать, то лучше уделить внимание созданию разборчивых копий для пользователей. Содержание, размещенное в Сети, должно быть либо свободным, либо явным образом ограничено для использования. А если свободно, то точно так же, как свободна для рассматривания информация на досках объявлений, в витринах магазинов или в газетных киосках. Если вы околачиваетесь слишком долго вокруг киоска, вас могут и послать, однако, причиной тому будет вовсе не то, что незаконно читать первые полосы газет, не покупая их.

4 Какова разница между владением содержания журнала и превращенным в собственность вниманием к журналу? То, что вам в будущем действительно потребуется, так это умение накапливать больше внимания. Это значит, что нужно создавать интересное содержание и, главное, что для продолжения начатого нужны подходящие люди. И хотя любой бизнес сегодня заявляет, что люди являются главным его достоянием, кажется, что никто не представляет, насколько это верно.

5 Заметим, что компания может потерять служащих, и тем не менее они останутся ее клиентами. Если служащие подготовлены должным образом, то у них останется нечто вроде остаточной привязанности, от которой компания сможет получать выгоды и далее - конечно, если ее изделия будут обладать некоторыми отличительными особенностями, важными для клиентов. Например, если вы владеете софтверной компанией, то люди, которых вы обучите, возможно, сохранят свою привязанность к вашим продуктам и после увольнения. Средство SAP, один из примеров такого рода, создает колоссальный интеллектуальный капитал среди служащих ее главных партнеров из Big Six (консультационно-аудиторские фирмы Arthur Andersen, Coopers & Lybrand, Deloitte & Toche, Ernst & Young, KPMG, Price Waterhouse. - прим. перев.). Более того, когда служащие компаний-клиентов, применяющих SAP, покидают свои компании, то они, вероятно, скорее захотят перейти к другим клиентам SAP, а не туда, где применяются, скажем, средства Oracle Financials. Поэтому и будущим работодателям, и самим служащим будет лучше, если они продолжат работать с SAP. Однако служащие или пользователи, имеющие дело, к примеру, с изделиями Compaq, способныпереключиться куда легче. Они могут быть привязаны к Compaq как к компании и как к марке, но столь же вероятно, что они легко приспособятся к любой другой марке аппаратуры класса Wintel.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.