Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не по правилам!

Архив
автор : Денис Викторов   14.04.1997

Когда Евгений Козловский предложил мне поделиться с народом своими идеями относительно "домашнего компьютера", я, честно говоря, прежде всего попытался "сделать ноги". Но увы. Как говаривал герой Мягкова в любимом всеми новогоднем фильме, "он ездит быстрее, чем я бегаю". Пришлось согласиться.

По логике вещей Козловский должен был бы пойти к Александру Петроченкову, главному редактору "Домашнего компьютера". Уж он-то наверняка должен знать, что такое этот самый ДК "как есть". И лишь впоследствии я понял, что не все так просто. А сюжет продолжал раскручиваться.

Прежде всего какие-то странные события вокруг городского кабельного телевидения (которое теперь почти перекрыло воздух привычной районной пиратской студии, потчевавшей нас Сталлоне и Шварценеггером абсолютно бесплатно) привели на экраны московских телевизоров программу "Виртуальный киоск". Там солидного вида дядя в пиджаке рекламирует домашние мультимедийные компьютеры, "верных помощников от "Виста"" и прочих.

Я заметил, что сочетание "домашний компьютер" произносится хозяином "киоска" как нечто для всех очевидное. Но только не для меня. С другой стороны, та же компания "Вист" рекламирует в "Компьютерре" универсальный компьютер для дома и офиса и системы начального уровня. Наверное, герою этой рекламы, Фоменко, все понятно. А мне вот не понятно опять.

Наконец, третий сюжет, возникший буквально на днях, заставил меня уже совсем серьезно отнестись к препарируемой в этом номере теме. Купив (как и полагается, со скидкой, по объявлению в "Экстра-М") коробку памперсов для ребенка, я понял, что на метро все это удовольствие везти очень не хочется. Таксист, глядя на упаковку, решил, что я засовываю в багажник свежекупленный компьютер, а узнав, что я работаю в "Компьютерре", тут же пристал с вопросами. "Хочу купить домашний компьютер сыну, ведь он же в XXI веке жить будет, понимаешь! А что купить - не знаю. Там, говорят, какая-то "мультимудия" должна быть и этот, как его, "Дум". А я в этом ну ничего не понимаю!"

После пятнадцатиминутного экскурса, который я все-таки для водителя провел, сам я, честно говоря, запутался окончательно. И, сунув на прощание "Компьютерру" опять же с вистовской рекламой, с радостью выскочил из машины. Теперь уже надо было разбираться с этими "домашними" и "дикими" компьютерами всерьез.

С точки зрения рекламы все вроде бы нормально. Вот, скажем, телепрограммы и журналы, посвященные автомобилям, вовсю оперируют своей, местной терминологией: "двух- и трехобъемники", "спортивные купе", "солидная машина бизнес-класса", "третья семейная машина" и т. п. Строго говоря, получи я вдруг наследство от американского дядюшки-миллионера, то, выбирая машину, уж наверняка пригласил бы кого-то из специалистов. А возможно, и без их помощи обошелся бы. Поскольку предполагаемые в этом случае деньги подразумевают некоторую ясность взаимоотношений продавца и покупателя.

Но компьютер - не автомобиль. Хотя бы потому, что в машинах как средствах транспорта более или менее хорошо разбираются десятки миллионов людей. Да и "интерфейс" попроще, тем более, если машина хорошая, и лезть под капот самому почти не придется. Чего пока не скажешь о машинах вычислительных. Еще и в том смысле, что введение в обиход понятия "домашний компьютер" оказывается вовсе неоднозначным ходом, если иметь в виду самую демократичную и широкую аудиторию, объединенную лишь желанием и возможностью купить компьютер для дома.

Реклама свое дело делает, массы - от таксистов до "новых русских" - уже запомнили "мультимедию", "интел-пентиум" и "уиндоуз" с "интернетом". Однако запоминание это вряд ли помогает реально оценить характеристики приобретаемого товара. Вообще я уверен, что уж если говорят "домашний", то дальше и думать не надо. Ведь, по логике, все это должно соответствовать некоторому потребительскому стандарту. В общем случае это означает, что, придя в универмаг, вы не купите стиральную машину для прачечных вместо бытовой, а плиту для ресторана вам не впихнут взамен обычной.

Так что массовое использование термина "домашний компьютер" можно было бы только приветствовать. С одной оговоркой: как и в случае со всеми товарами массового потребления - кофеварками, пылесосами, холодильниками и магнитолами - покупателю все-таки хочется иметь дело именно с определенным классом товаров и сопутствующих услуг. Если отбросить анекдоты о "новых русских", покупающих все самое дорогое (и ладно, пусть играют в "Doom" на каких-нибудь мощнющих серверах), то создается впечатление, что четкое определение этого самого класса товаров у нас отсутствует.

Да еще эти приторные картинки на обложках всех (и наших, и зарубежных) изданий, домашним компьютерам посвященных. Вы наверняка не раз видели их. Это семья в составе миловидной умненькой мамаши, делового и интеллигентного папаши и двоих детей - как правило, девочки и мальчика. Муж на компьютере строит важные диаграммы, оперирует каким-то образом на бирже и обязательно надевает при этом солидные очки типа "лектор" (знаете такие, они служат для того, чтобы удобно было бросать острый серьезный взгляд поверх оправы. Очень, так сказать, облагораживает). Жена, естественно, хранит базу данных по кулинарным рецептам и изучает в Интернете электронные версии модных журналов. Дети же вовсю наслаждаются мультимедийными энциклопедиями и игрушками (приятное с полезным). От этой патоки мне, честно говоря, всегда становилось тошно. Трудно себе представить этих людей живыми. Например, мучающимися расстройством желудка или искренне смеющимися. И уж точно, у нас таких "картинных" семеек пока не сыскать.

Но шут с ними, этими любимыми персонажами домашних компьютерных журналов. Дело в другом. Такая реклама довольно точно соответствует западному образу домашнего компьютера. Иными словами, ставка делается на баланс интересов всех членов семьи, а значит, компьютер становится как будто бы необходимым и покупка его происходит без длительных дискуссий по поводу того, нужно это или нет (учтите, кстати, чрезвычайную экономность тех же американцев, да и европейцев тоже, а пример насчет моих друзей-голландцев, людей не бедных, год назад купивших 286-й - для набора текста этого хватало, а большего не требовалось, - я уже приводил, отвечая на одно из читательских писем). Вопрос в другом: что конкретно купить.

Когда у меня в 1992 году появился первый "домашний" компьютер (просто потому, что это был мой личный, персональный, компьютер, стоящий дома, "домашним" я его и называю), я понял одну простую вещь: дома работать гораздо лучше, производительность растет в разы, качество - соответствующим образом. За день я мог написать столько почти не нуждающегося в отладке кода программ, сколько на кафедральном персональном компьютере коллективного, разумеется, пользования недели за две.

Так что в этом смысле стоит явно различать профессионалов (по крайней мере, так будем называть тех, кто активно использует компьютер в своем бизнесе) и любителей. Что-то в духе "профи" и "профов", давным-давно описанных Георгием Кузнецовым в "колонках". Ясно, что на профессионалов сказки о "домашних компьютерах" не действуют, они сами прекрасно знают, что и в каком виде им нужно. Таких не проведешь на мякине. Однако же на мой взгляд именно эти "домашние пользователи" и составляют у нас большинство. Чего не скажешь о народных аналогах упомянутых выше приторных семеек с обложек.

Все эти нищие (а иногда - не очень) студенты, программисты, переводчики уже давно используют дома компьютеры, самые разные - от старичков 286-х до самых навороченных "пентиумных" машин. Кроме того, именно этот класс домашних пользователей и является самым активным потребителем свежей информации, и в общем-то - довольно интересным рынком. Но похоже, что термин "домашний компьютер" к их ПК не относится.

Хорошо. Если так, то давайте вернемся к обычному человеку, выныривающему из толпы с пачкой денег и являющемуся как раз тем самым представителем платежеспособного спроса на рынке домашних компьютеров. Для него "133 MHz", "ATX", "MMX" и прочее - темный лес. Говорят, компания Intel и прочие вендоры требуют на любой рекламе точного указания своих торговых марок и жестко определяют выносимую на рекламные площади информацию. Увы, я не раз убеждался, что в итоге потребитель оказывается полностью дезориентированным массой непонятных ему технических подробностей.

Он знает, что надо купить компьютер. Для себя, для детей, да вообще не важно почему - это его дело. Но столкновение с миром "домашних компьютеров" делает для него покупку чуть ли не еще более сложной. Сказано, что компьютер, который стоит на прилавке, - домашний. А поди-ка пойми, так это или нет, и соответствует ли выставленное устройство ожиданиям? О том, как у нас компьютеры продают и как продавцы "консультируют" покупателей даже и говорить не стоит, все знают! Так что, выходит, лозунги, исполненные в терминах "домашних компьютеров" и "идеальных компьютеров для дома", ведут пока обычного неискушенного потребителя в никуда.

Помню, сопровождал я своих друзей-историков в магазин покупать компьютер. Долго мы выбирали между интеловским и более дешевым, а судя по прайс-листу, и более производительным AMD'шным процессором. Объяснял я им, объяснял все известные мне тонкости, а "клиенты" мои все об одном: а Word и Windows будут работать? Будут, говорю. А тогда - какая разница? Ну, говорю, "Интел" - это флагман, а AMD - тоже хорошо, но они все время вторыми идут. В общем, купили мы компьютер, но сколько сил я потратил!

Разумеется, ни реклама, ни статьи в журналах, ни уж тем более продавец с таким покупателем работать не собираются. Не мне вам объяснять. Разговоры идут на разных языках. Люди знают, что компьютер надо купить надолго, что работать они хотят с текстами, играть в игрушки и т. п., а главное - учиться уже потом, дома, в спокойной обстановке, приглашая на чай с пирогами знающих друзей. "Нортон" они называют "сеткой", и в процессе демонстрации работоспособности компьютера не понимают ровным счетом ничего. А им талдычат о процессорах, звуковых картах, активных и пассивных колонках и прочем.

Что делать? Меня не прельщает роль советчика. Тем более я не собираюсь давать рекомендации тем, кто "домашние компьютеры" продает. Что бы они сами под этим ни понимали. Пусть сами делают свой бизнес, а если кто разорится, я и не посочувствую. Тут уж каждый сам за себя.

Но я за то, чтобы люди имели возможность получить за свои деньги то, что нужно. И, наверное, не стоит ждать золотых времен, когда совокупные усилия прогресса, прессы и всех видов школ приведут к повальному знанию потребителем технических свойств приобретаемого товара. Может быть, просто определить правила игры так, чтобы они были понятны всем? Скажем, сделать покупку домашнего компьютера такой же радостью, каковой для ребенка является прогулка в "Детский мир". И избежать усиления комплексов и технофобий, вызванных только тем, что недоучившийся студент-технарь, работающий консультантом в торговом зале, не в состоянии изъясняться по-человечески?

Уверен, в таком случае никто не проиграет, а уж компании, эти самые "домашние компьютеры" продающие, - тем более. Хотя их судьба меня волнует меньше всего.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.