Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Закон прикладной рекламофобии

Архив
автор : ГАМИД КОСТОЕВ    07.04.1997

Сирилу Норткот Паркинсону,
с любовью

Так доколе?!

Я вас, вас спрашиваю: доколе мы будем совершать вместилищем серого вещества базовое движение китайского болванчика под заунывные стоны о крушении науки?

Ну, право же, хватит.

Ибо пытливому исследователю, рыцарю познания и беспристрастному препаратору действительности вполне достаточно упомянутых вместилища и действительности, чтобы начать исследование и совершить открытие.

Так, истинный препаратор просто не в силах пройти мимо феномена, в просторечии именуемого рекламой. На законный вопрос: в чем же состоит означенный феномен? ответим: в полной несостоятельности доводов, назначенных к объяснению функций сего объекта.

Опуская промежуточные выкладки (читатель повторит их без труда), сразу отметим сомнительность исходной посылки, гласящей, что реклама является якобы одним из инструментов так называемого маркетинга, призванным обеспечивать некое "продвижение" товаров и марок.

В самом деле, непредвзятому исследователю трудно поверить, что эти лесные опушки, женские прелести, обляпанные чем-то неаппетитным компьютеры, угрюмые космические пейзажи, а также блистательные по креативной силе дырки в черепе, иголки в подбородке, отрубленные по локоть руки системной интеграции (продолжи сам, читатель) всерьез способны что-то добавить к образу товара или склонить вздрогнувшего потребителя к бестрепетному расставанию с условными единицами.

Вывод неумолим: реклама - вообще не для продавцов или покупателей.

А для кого?

Разгадка всегда была рядом - но, как часто бывало в истории науки, изначальная догма долго довлела над разумом.

Воздадим должное пионерам проблемы, отметив симпатичнейшего Мих. Мих. Жванецкого с его бессмертным "паровозом для машиниста". Не забудем также вплотную подошедшего к отгадке профессионала - главу рекламного агентства "Максима" г-на Евстафьева (не путать с носителем известной долларовой коробки), проницательно заметившего повсеместную переквалификацию преподавателей научного коммунизма в специалистов по рекламе.

Но - увы! - и он, увлеченный водоворотом забот, не сделал последнего шага, ведущего к Открытию.

Его (шаг) сию же секунду, сделаем мы с тобой, драгоценный читатель.

Бестрепетно приоткрыв завесу тайны, бесстрашно развеяв туман предрассудков, мы формулируем новый научный "Закон прикладной рекламофобии":

главной функцией рекламы является обеспечение возможности непрерывного написания о ней авторитетных критических текстов.

Главный критерий познания по имени "практика" предоставляет нам целый сонм доказательств Закона. Однако, учтя огорчительный недостаток места, ограничимся лишь одним примером, почерпнутым из поучительного труда маститого рекламиста И. А. Гольмана с длинным названием, оканчивающимся на "...Организация рекламной деятельности".

Пример хрестоматиен, поскольку сия архисвоевременная книга написана отнюдь не зачуханным теоретиком, но достойнейшим вождем именитого рекламного агентства "Гелла-Принт" (шутка ли, 9 лет в рекламе), вдохновителем ярких рекламных кампаний для АО "Кольчугцветмет", авиакомпании "Былина" и многих прочих.

Относится же пример к милой сердцу автора рекламе компьютерных компаний. А именно - рекламе PC Packard Bell от фирмы Optima, созданной студией "Пилот-Медиа", со слоганом "Беллеет Паккард Одинокий" и текстом о том, как грустно лидеру (по продажам в SOHO) в одиночестве...

Многие из незрелых исследователей полагали эту рекламу блестящей. Судите сами, твердили они: во-первых, афористичный концепт; во-вторых - обусловленная концептом "воздушная" компоновка становится уникальным "стоппером без стоппера"; в-третьих, найдена столь изящно-ироническая форма преподнесения тезиса о своем превосходстве, что есть немалая вероятность преодоления нормального человеческого сопротивления такого рода аргументам...

Наконец, восклицали незадачливые апологеты, слоган-каламбур уже повторяют в тусовках; а какая доблесть рекламиста может быть выше, нежели попадание в фольклор? ну вспомните, горячились они, хотя бы знаменитое "Ждем-с!"

Но... отбушевав свое, и они вынуждены были сдаться перед всепобеждающей методологией научной рекламной критики.

Цитирую: "...прием оказался неудачным... внизу - хвастливого свойства текст... объявление вызвало у автора (Гольмана - Г.К.) чувство резкого дискомфорта... изыск текстовика понятен, обыгрывается... лермонтовская строчка... но смотрится неприятно, как и любая орфографическая ошибка... и дело не в тугодумии критика" (о, Фрейд! как ты угадал, про оговорки - Г. К.)...

И - главное, главное! - "о последующем тексте и писать не хочется. Поза и фанфаронство так и лезут из фраз. Вот мы какие крутые! ...следовало бы, оставив смысл текста... выбросить из него пижонское хвастовство и какое-то "немужское" кокетство" (о, Фрейд! - Г. К.).

Ну? это кто там из кювета вяло лапкой шевелит? есть еще желающие дискутировать?

Говорят, что лидер "Пилота" г-н Ганжа, опустошив с горя ящик пива, собирается повесить данный текст в серебряной рамочке рядом со всеми лауреатскими дипломами - в назидание, надо полагать, дабы не творить более такого кошмара...

Отметим теперь несколько наиболее важных научных следствий Закона.

Следствие 1: кривая зависимости количества критиков рекламы от ее объема в долгосрочном периоде не пересечет ось абсцисс.

Следствие 2: в силу Следствия 1 кривая зависимости занятости от объема рекламного рынка при положительном аргументе также не пересечет роль абсцисс.

Следствие 3 (практическое): теперь вы, как Скарлет О'Хара, вправе сказать: "отныне мои дети не будут голодать"; ибо вооруженные научно-критической методологией, вы всегда сможете стать квалифицированным рекламным критиком.

А методология - перед вами. Базовой ее составляющей является скрупулезная фиксация качеств, органически присущих рассматриваемому объекту (т. е. рекламе), и - внимание! - немедленное и гиперболическое возведение этих, повторим, органических качеств в ранг огорчительных недостатков, как раз и являющихся предметом вашего пристального критического рассмотрения. Дальнейшее - вопрос техники письма и ваших аппетитов.

Отныне, взяв любое рекламное объявление (хоть призера "Эпики"), вы зорким глазом немедленно фиксируете, что оно: 1. претенциозное, если не хамское; 2. хвастливое; 3. трудное для чтения и понимания; 4. малохудожественное; 5. не решающее маркетинговой задачи и т. п. (до 20 фатальных недостатков).

И перестаньте, наконец, о "роли рекламы в маркетинге"; как сказал один ковбой, "любовь придумали красные, чтобы не платить женщине".

Возможно, молодые исследователи, возбужденные Открытием, пойдут гораздо далее и раскроют тайный сговор между рекламистами и критиками, обуславливающий открытый Закон?

Успеха им. Однако, сие уже выходит за рамки сугубо научных задач автора - истинного и беспристрастного препаратора действительности.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.