...а с бумажкой - человек!
АрхивАвторизованное обучение в России появилось не так давно - чуть более пяти лет назад. Сегодня в стране существует уже более десятка авторизованных учебных центров Novell и Microsoft, несколько центров Oracle, Lotus, Santa Cruz Operations, Informix и других компаний. Так что же это такое - "авторизованное обучение"?
Авторизованный учебный центр готовит специалистов по работе с программным и аппаратным обеспечением той или иной компьютерной компании по разработанным ею же планам. Он должен отвечать требованиям, предъявляемым патроном: иметь специально подготовленных инструкторов (преподавателей), располагать необходимым оборудованием, и так далее.
Наиболее распространены, как в России, так и во всем мире, образовательные программы Microsoft, Novell, а также различных Unix'ов - операционные системы нужны каждому компьютеру, а обслуживание их (особенно в больших организациях) становится все более сложной процедурой. Отсутствие специалистов по сложным системам может отрицательно сказаться на продажах последних. Соответственно, компьютерные компании разрабатывают специальные курсы, направленные на быструю (но при этом качественную) подготовку специалистов по работе со своими продуктами.
Титул "авторизованный учебный центр" означает, что данный центр полностью соответствует предъявляемым требованиям: имеет одного или нескольких подготовленных инструкторов (сертифицированных специалистов), располагает необходимой технической базой (зачастую это компьютерная сеть, охватывающая все классы, где на каждого слушателя приходится один компьютер класса Pentium).
Считается, что одной из самых масштабных является образовательная программа Novell. Стартовавшая в 1989 году и рассчитанная тогда на обучение специалистов по администрированию NetWare 2.15, сегодня, согласно официальным данным Novell, она охватывает почти 1500 авторизованных учебных центров по всему миру, в которых современные сетевые решения компании изучает ежегодно несколько десятков тысяч человек (не так уж и много для обслуживания 55 миллионов официальных пользователей программного обеспечения Novell).
В России сегодня 18 авторизованных учебных центров Novell.
Обычно такой центр не специализируется на обучении специалистов по продуктам какой-то одной компании, хотя бывают и исключения. Чаще всего это комбинация авторизованных курсов вышеназванных компаний плюс несколько оригинальных курсов. Это, как правило, пользовательские курсы и программы обучения собственным продуктам и технологиям (если такие имеются).
Значительная часть учебных центров образовалась на базе уже существовавших компаний (системных интеграторов, разработчиков программного обеспечения), часть на базе высших учебных заведений. А вот причины, побудившие компании заняться образовательным бизнесом, у каждой фирмы свои.
По словам менеджера учебного центра "АйТи" Симона Епископосяна, для компании, как для системного интегратора, открытие учебного центра было, что называется, "насущной необходимостью". Во-первых, компании нужно было готовить специалистов для себя, а во-вторых, обучать для заказчиков специалистов, которые будут работать с поставляемыми системами. Сейчас учебный центр в "АйТи" - это в значительной степени самостоятельный бизнес, который непрерывно развивается.
Компания "Микроинформ", как подчеркнул директор одноименного учебного центра Олег Литвин, с момента образования (1988 год) относилась к образовательному бизнесу как к одному из основных направлений своей деятельности. И когда другие направления в "Микроинформе" оказывались в кризисе, окупавший себя учебный центр позволял "находиться на плаву" всей организации. Сейчас в центре, имеющем шесть классов, по словам Олега Литвина, ежемесячно проходит обучение от 150 до 200 специалистов из России, стран СНГ и Балтии. Всего центр подготовил около 4500 специалистов и более 1500 конечных пользователей.
Открываются учебные центры и под крылом представительств крупных зарубежных компаний (IBM, HP, Oracle). Наличие у Hewlett-Packard собственного учебного центра (в котором преподаются курсы не только по технологиям HP), по словам руководителя группы технических консультаций HP Дмитрия Лисовицкого, позволило около полутора лет назад ввести для партнеров и крупных заказчиков бесплатные курсы, ориентированные на технический персонал, работающий с товаром перед продажей (составление спецификаций, подбор продукта). Такое обучение, как считают в HP, позволило значительно увеличить объем продаж, особенно сложных продуктов (серверы, сетевое оборудование).
Если попытаться обобщить, то основные причины, по которым компании решают заниматься образовательным бизнесом, - это прибыльность, возможность предложения заказчику новой услуги (которая может стать решающей при выборе партнера), и, наконец, престижность такого рода услуг.
Стоимость обучения складывается из нескольких составляющих, которые приводятся ниже (порядку перечисления не всегда может соответствовать "весомость доли" этих составляющих). Они назывались всеми руководителями учебных центров, с которыми вашему корреспонденту довелось беседовать.
Прежде всего, надо платить за звание "авторизованный центр", за возможность преподавать лицензионные курсы. Сюда же входит стоимость комплекта учебных материалов (student kit), которая зачастую превышает сотню долларов.
Далее идут инвестиции в техническую базу. Если в учебном центре преподаются авторизованные курсы нескольких компаний, то апгрейд техники - явление постоянное. А ведь чем более современные технологии преподаются, тем выше требования к технике. Например, в "Микроинформе", по словам Олега Литвина, заниматься этим приходится по несколько раз в год. И если учебные центры при больших компаниях могут выдержать такой "экзамен" относительно легко (отбракованная из-за нехватки тактовой частоты техника всегда может найти применение в других подразделениях "метрополии"), то для остальных учебных центров...
Дорого стоит и персонал. Инструктор (преподаватель), в первую очередь, должен обладать способностью обучать людей. К тому же, инструктор авторизованного учебного центра должен быть высококлассным специалистом в своей области, а значит - иметь высокую "рыночную стоимость". Руководители всех учебных центров, с которыми вашему корреспонденту довелось встречаться, отмечали, что для них инструкторы - один из самых больных вопросов: для того, чтобы "воспитать" хорошего инструктора (при этом далеко не каждый способен им стать) требуется более года, а для того, чтобы потом "удержать" (спрос на таких специалистов очень высок) - немалые расходы.
В России стоимость одного дня обучения в различных центрах (по различным авторизованным курсам) колеблется от 100 до 200 долларов - это значительно ниже, чем в европейских странах, притом, что уровень обучения примерно одинаков. Средняя стоимость авторизованных курсов для специалистов там составляет 500-700 долларов, а оригинальных курсов для пользователей 80-250 долларов.
Вполне естественно, что подавляющее большинство слушателей курсов составляют специалисты, чье обучение оплачивают работодатели. В "Микроинформе", например, по словам Олега Литвина, количество слушателей, которые сами оплачивают свое обучение (не по пользовательским, а по авторизованным курсам для специалистов) не превышает 12%, в учебном центре Hewlett-Packard, как отметил директор центра Владимир Оверченко, за все время его существования было всего несколько человек, самостоятельно оплативших свое обучение. А руководство учебного центра "АйТи" до сих пор помнит студента, за обучение которого платила... бабушка. Правда, ни в одном учебном центре нет достоверной информации о том, какое количество учащихся, из числа обучающихся за счет работодателей, сами убедили свои компании в необходимости прохождения таких курсов (а их не так уж и мало).
Постепенно меняется в московских авторизованных учебных центрах соотношение между слушателями из московских компаний и компаний из других регионов России. Если несколько лет назад доля последних составляла в среднем 30%, то сейчас она достигает 50-60%.
Экономическую выгоду для компаний от обучения своих специалистов оценить сложно. Но Novell, например, настоятельно рекомендует, чтобы при достижении определенного уровня нагрузки на администратора сети, он получил статус сертифицированного администратора (CNA) или инженера (CNE). В любом случае уровень специалистов должен соответствовать уровню требований компании к своей информационной системе.
Что касается самих специалистов, то, как отмечали бывшие курсанты, авторизованное обучение помогает систематизировать (и приобрести новые) знания по конкретному продукту или технологии, а по окончании курсов каждый учебный центр выдает слушателям сертификаты об окончании курсов. И хотя эти сертификаты довольно высоко котируются в отделах кадров различных компаний, реальной ценностью обладают все-таки сертификаты международного образца, которые выдаются только после сдачи экзаменов (тестов) в независимой организации - Sylvan Prometric. Сертификаты международного образца - необходимое условие для приема на работу во многие иностранные и крупные российские организации, а зачастую - еще и солидная прибавка к зарплате. Такие документы одинаково котируются во всем мире.
Наиболее распространенные в России курсы посвящены сегодня операционным системам Novell (NetWare 3.12, NetWare 4.11, IntranetWare), Microsoft (Windows NT, в меньшей степени Windows 95), технологиям Internet/intranet и работе с Unix. Среди пользовательских курсов чаще всего встречаются курсы по основам работы с компьютером, операционным системам и офисным приложениям Microsoft, работе в Internet. Пользовательские курсы в таких учебных центрах также стоят немало (в среднем от 50 до 150 долларов в день), и здесь также преобладают слушатели, за обучение которых платят работодатели.
|