Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Президент XXI века

Архив
24.02.1997

   Как гласит раздел 3 статьи II Конституции США, Президент "должен периодически предоставлять Конгрессу информацию о состоянии Соединенных Штатов и рекомендавать обсуждение [Конгрессом] таких мер, которые он сочтет необходимыми и приемлемыми ..." Выступление перед Конгрессом, сделанное 4 февраля этого года Биллом Клинтоном, избранным президентом США на второй срок, было во многом необычным и знаменательным. Конечно, особую окраску и торжественность речи президента придавало то обстоятельство, что нынешнее его правление закрывает век 20 и открывает не то, что век, а целое тысячелетие. Воистину библейские метафоры! Но самое главное, что сделало речь президента совершенно не похожей на все предшествовавшие события такого рода - это ее содержание. Конечно, как и положено, в адресе нашли свое место и проблемы национальной безопасности и борьба со СПИД, и партнерство ради мира, и демонтаж атомного хозяйства Северной Кореи. Но, ... 90 процентов эмоциональной и интеллектуальной мощи президентского действа пришлись на проблему образования и связанную с ней проблему массового применения Internet. Почему? Только такой вопрос и кажется возможным. Общий ответ таков: нужный человек, на нужном месте, в нужное время. А вообще, попробуем обратиться к истокам и источникам - может быть, что-то и прояснится.

   Президент США
   Наверное, вы осведомлены о "скандальных" фактах жизни Билла Клинтона, например, о том, что он уклонился от "патриотического долга" принимать участие во вьетнамской бойне, что целая армия соблазненных им женщин тщетно пытается взывать к его чувству морального долга, что он с малых лет обожает, а это вообще невозможно понять, играть на саксофоне. Познакомьтесь, пожалуйста, с официальной биографией президента США.

   Нынешний президент, первоначально нареченный именем Уилльям Джефферсон Блит III (William Jefferson Blythe III), родился 19 августа 1946 года в маленьком городке Хоуп (Hope) штата Арканзас. Он получил имя в память о своем отце Уилльяме Джефферсоне Блите II, погибшем в автокатастрофе за три месяца до рождения сына. Пытаясь найти средства для существования, мать Билла, Вирджиния Кэссиди Блит (Virginia Cassidy Blythe) оставила сына на попечение строгих дедушки и бабушки, а сама отправилась в Новый Орлеан, шт. Луизиана, обучаться профессии медработника. В 1950 году мать Билла возвратилась в Хоуп, приобретя желанную квалификацию. В этом же году она выходит замуж за торговца автомобилями Роджера Клинтона (Roger Clinton). Когда Биллу исполнилось 7 лет, их семья переехала в Хот-Спрингс (Hot Springs - "Горячие Ключи"), шт.Арканзас, известный своими минеральными источниками, красотой окружающей природы и ипподромом. Город был побольше и давал лучшие возможности найти работу. Роджер получил хорошо оплачиваемую должность менеджера по сервису на предприятии его брата, а Вирджиния нашла место анестезиолога. В 1956 году появился на свет сводный брат Билла - Роджер Клинтон, младший. И когда Рождер собирался идти в школу, Билл использовал свой последний легальный шанс взять фамилию своего отчима. Последовавшие далее события достаточно хорошо известны из массовых источников, например, то, как сам президент Джон Кеннеди пожал руку юному Биллу Клинтону на встрече с представителями молодежных организаций в 1962 году. После окончания школы, несмотря на материальные проблемы, целеустремленному Биллу удалось продолжить образование. Благодаря хорошей подготовке, приобретенной в средней школе, и выделенной ему правительственной субсидии, Билл поступил в Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия. Для выбора этого учебного заведения было две причины: знаменитая программа подготовки специалистов по вопросам международной деятельности, а также то, что абитуриенту очень хотелось учиться в столице. Проходя обучение на степень бакалавра международного права, Б.Клинтон одновременно работает помощником секретаря сенатора от Арканзаса Дж.Уилльяма Фулбрайта (J.William Fulbright). Эта практика оказалась как нельзя более полезной для становления будущего политика. Когда Клинтон в 1968 году окончил колледж, он был награжден стипендией Роудса (Rhodes Scholarship), которая дала возможность продолжить образование в Оксфордском университете, Англия. Обучаясь там, Клинтон изучал политические науки и играл в рэгби. Возвратясь в США, будущий президент поступил в школу юридических наук Йельского университета. Там же он встретил свою будущую жену Хиллари Родхэм (Hillary Rodham). После получения докторской степени в 1973 году, Билл Клинтон возвращается в Арканзас для того, чтобы преподавать юриспруденцию в университете штата в городе Файеттвилл (Fayetteville).

   Теперь открыта дорога для политической карьеры. В 1974 году - первая попытка пройти в Конгресс, при полном отсутствии опыта, а поэтому - безуспешная. В 1976 году Билл Клинтон избирается Генеральным прокурором штата Арканзас. Через два года, когда ему было всего 32 года, он становится самым молодым губернатором США. Будучи главой правительства штата, он сосредотачивает все усилия на улучшении системы образования и строительстве автодорог. Снова неудачная попытка баллотироваться в Конгресс в 1980 году. Повторно избран губернатором в 1982 году. Подняты оклады для учителей, введены обязательные экзамены для окончивших третий, шестой и восьмой классы общеобразовательных школ. Клинтон агитирует граждан штата принимать больше участия в обучении их детей. Стремится, чтобы каждый ребенок в Арканзасе, независимо от доходов его семьи, мог получить качественное образование. С августа 1986 года оставаясь действующим губернатором, Б.Клинтон становится председателем Национальной ассоциации губернаторов (National Governor's Association) и распространяет свою активность по улучшению образования на всю территорию Соединенных Штатов. Осенью 1991 года начинает борьбу за президентское место. После нелегкого процесса первичных выборов Б.Клинтон становится кандидатом в президенты США от демократической партии. Тогда же он находит своего верного сподвижника - кандидата на должность вице-президента - сенатора от штата Теннесси Эла Гора (Al Gore). 3 ноября 1992 года Билл Клинтон был избран президентом США, а Эл Гор - вице-президентом.

   В настоящей биографии президента США просматриваются две "странности". Во-первых, Билл Клинтон происходит из обычной провинциальной американской семьи, не только не отмеченной печатью материального благополучия, но, напротив, испытавшей удары судьбы и финансовые проблемы. Во-вторых, при всем при том, Билл Клинтон даже формально получал образование в различных учебных заведениях на протяжении 21 года. Нет сомнений, что после прохождения таких университетов вся его жизнь должна представлять процесс непрерывного обучения. Может быть, именно эти особенности судьбы нынешного президента США дают ключ к пониманию некоторых "странностям" проводимой им политики.

   "О состоянии Соединенных Штатов"
   4 февраля этого года в 9 часов 15 минут вечера вновь избранный президент США Билл Клинтон обратился к конгрессменам и всем приглашенным в Капитолий с очередным докладом "О состоянии Соединенных Штатов" (The State of The Union). В первых же словах благодарности за оказанное доверие, обращенным к членам 105 Конгресса США и всем собравшимся, прозвучала новая тема - подготовка Соединенных Штатов к достойному входу в 21 столетие. Характеризовав состояние Соединенных Штатов как устойчивое и прочное(strong), Клинтон сразу же призвал всех присутствующих действовать, не теряя времени, для развития глобальной экономики, использования достижений информационных технологий, создания новых, немыслимых ранее сфер занятости и технологий улучшения существования американских граждан. Особенностью нынешнего выступления президента явилось то, что он предложил Конгрессу рассмотреть и принять подготовленный им проект бюджета США на весь период президентского правления - до 2002 года. Клинтон выразил надежду на то, что нынешний Конгресс будет последним, которому придется рассматривать бюджет Соединенных Штатов неожиданно. Предложенная практика должна стать традиционной при вступлении в должность каждого очередного президента.

   Далее Клинтон заявил, что, по его твердому убеждению, предоставление гражданам США гарантий получения наилучшего в мире образования - самый важный шаг на пути в следующий век, и решение этой задачи должно иметь высший приоритет во всей деятельности государства в последующие четыре года. Давайте работать вместе, призвал президент, чтобы добиться таких простых целей: каждый 8-летний должен уметь читать, каждый 12-летний должен уметь подключиться и работать в Internet, каждый 18-летний должен быть способен поступить в колледж, а каждый взрослый американец должен иметь возможность продолжать обучаться на протяжении всей жизни.

   Бюджет, предложенный президентом США, предусматривает выделение на образование только в этом году 51 млрд. долларов. Но требуется гораздо больше денег. И Клинтон обращается ко всей широкой аудитории с призывом включится в Движение за образование американцев (Call for American Education). По мнению президента, система американского образования должна строиться на следующих 10 принципах.
   Первое. Необходимо сформировать и сделать общепринятыми стандарты образования - но не формальные стандарты федерального правительства, а национальные критерии, определяющие, что же все-таки должны уметь и знать учащиеся, чтобы преуспеть в мире 21 века. Уже сейчас каждому штату и каждому учебному заведению следует очертить круг дисциплин, которые будут отвечать стандартам, и начать готовить преподавателей, которые будут способны подготовить выпускников нужного уровня.
   Второе. Нелегко будет учащимся соответствовать строгим критериям, и, естественно, некоторым детям не удастся сдавать экзамены сходу. Главным здесь является то, что новая система аттестации не должна превращать этих ребят в людей второго сорта, а напротив, должна давать мотивацию пробовать снова и снова, продолжая учебу.
   Третье. Чтобы учить, нужны учителя. На звание преподавателя высшей категории с 1995 года в США были аттестованы 500 человек. Для выполнения новой образовательной программы необходимы не менее 100 тыс. таких мастеров. Для этого необходимо поднять авторитет учителей, всемерно поощрять их, сделать профессию школьного учителя привлекательной в качестве деловой карьеры для начинающих педагогов. Прежде всего, надо научить детей читать самостоятельно. Как с горечью отметил Б.Клинтон, сейчас 40% 8-летних детей США просто неграмотны - они не умеют читать. Недавняя инициатива правительства, названная "Читающая Америка" (America Read), nтавит oaeu? привлечь aia?iaieuoaa к обучению детей США навыкам чтения. Io?ia iiiiuu ia iaiaa 100 oun. nooaaioia eieeaa?ae aey oiai, ?oiau добиться сдвигов в yoii aaea. I?aceaaiou 60 eieeaaжae o?a niiaueee i oii, ?oi eo nooaaiou iiaee??aony e i?ia?aiia, e каждый из добровольцев согласен в течение aiaа обучать детей грамоте.
   Четвертое. Родителям - гражданам США следует принимать гораздо большее участие в образовании своих детей. Невозможно переоценить ту роль, которую играет эмоциональная и интеллектуальная обстановка в семье для формирующегося сознания ребенка. Родители должны читать вместе с детьми каждый день, начиная с первых дней их жизни.
   Пятое. Каждый штат должен предоставить всем своим гражданам равные возможности по выбору общественного учебного заведения, наиболее соответствующего способностям и склонностям к образованию. Нужно приветствовать обучение в платных специализированных (charter) школах, поскольку они обеспечивают гарантированно высокое качество образования. Государство должно способствовать созданию новых таких школ. За четыре года их должно стать не менее, чем 3 тысячи, что примерно в 7 раз больше, чем в настоящее время.
   Шестое. Образование должно формировать гражданский характер, ученики должны стать достойными американцами. В образовании следует проводить идеи порядка, дисциплины и законопослушности. Нужно оказать поддержку общественности, которая ратует за ввод единой формы школьной одежды. Необходимы общие меры борьбы с прогульщиками и антисоциальными субъектами, оказывающими дурное влияние на других учащихся. Абсолютная нетерпимость должна быть проявлена к появлению оружия или наркотиков в учебных заведениях.
   Седьмое. Нельзя ожидать, что дети получат хорошее образование в школах, которые в буквальном смысле разрушаются. При постоянном росте числа учащихся, большая часть школьных зданий пришла в упадок, и это уже перерастает в национальную проблему. Предложенный бюджет включает еще одну инициативу: 5 млрд. долларов будут выделены местным властям штатов, чтобы они смогли организоваться и найти средства для строительства и ремонта школ на протяжении следующих 4 лет.
   Восьмое. Следует начать переход к 13-14-летнему образованию как общепринятому для США в 21 веке, предусмотрев, по меньшей мере, два года обучения в колледже. Для этого уже сейчас можно применить практику штата Джорджия, которая предполагает снижение индивидуальных налогов на 1500 долларов в год на протяжении 2 лет для тех, кто решил использовать эти средства для обучения в колледже. Более того, можно рассмотреть такую инициативу, согласно которой, все средства, которые накапливаются людьми для целей образования, будут вовсе освобождены от налогообложения.
   Девятое. До 21 столетия американцы должны получить право и возможности учиться на протяжении всей жизни. Все жители США, независимо от возраста, профессии, рода занятий, текущего уровня образования и места жительства должны иметь возможность обретения новых навыков.
   Десятое. Нужно в максимальной степени использовать все достижения информационных технологий в школах и колледжах. В прошедшем году были сделаны первые шаги к решению задачи подключению до 2000 года к Internet каждого школьного класса и каждой библиотеки. Главное, чтобы дети в любой школе, неважно, что это - богатая специализированная столичная школа или публичная школа в захолустном городке - имели доступ к одной и той же информации.

   Это и есть программа будущих действий президента США. Кому-то может показаться странным столь большое его внимание к вопросам образования. Кто-то скажет, что это только потому, что президент и его жена слишком долго сами учились и теперь просто одержимы этими идеями.

   Это не так. Как заметил Клинтон, нужно хорошо понимать значение этих планов. Одним из источников силы США на протяжении многих лет холодной войны было разумное противостояние двух политических партий, поскольку шла непрерывная внешнеполитическая борьба, и все были вынуждены балансировать на грани принятия рискованных решений. Теперь настало время объединить усилия всех, и губернаторов, и простых граждан, и учителей, и родителей, независимо от партийной принадлежности, в решении проблем образования - именно образование является ключевым моментом обеспечения национальной безопасности в будущем.

   Для того, чтобы подготовить США к 21 веку, нужно объединить и использовать на практике все достижения науки и технологии. Это первый доклад "О состоянии США", который передавался в реальном времени через Internet. Но это только самое начало пути к массовому использованию новых информационных технологий. Доступ к ним должен стать правом рождения каждого гражданина, наравне с другими неотъемлемыми конституционными правами. Еще только развернуты работы по подключению к Internet всех школ. Теперь нужно подключить все больницы, так, чтобы врачи могли немедленно передавать друг другу данные о своих пациентах, советуясь с лучшими специалистами и пользуясь обобщенными данными. Далее президент призвал частные компании без промедления обеспечить доступом к Internet в первую очередь детские больницы, чтобы больные дети не были оторваны от школы, семьи и друзей.

   Необходимо построить второе поколение Internet, которое даст возможность университетам и научным центрам общаться на скоростях в 1000 раз выше, чем нынешние, чтобы быстрее разрабатывать новые лекарства, новые источники энергии, предложить новые методы совместной работы. Но и это только часть пути. Поскольку Internet становится местом публичного общения, а компьютеры уже вошли в дома американцев, нужно дать возможность обучаться всему, чему угодно, и общаться с представителями всех возможных культур. Это более не отвлеченные мечтания, это уже насущная необходимостью. Построение именно такой всемирной системы образования и общения должно являться общей целью на протяжении следующего десятилетия.

   После всего сказанного президент Клинтон торжественно завершил свою речь, поведав следующее. За несколько дней до инаугурации епископ Роберт Шуллер (Robert Schuller) рекомендавал президенту прочесть из Книги Пророка Исайи стих 58:12, который звучит так: "И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения". Далее приведем фрагмент речи Б.Клинтона почти дословно. Построение единой Америки - самая важная миссия, это и есть "основание многих поколений", то, что должно быть построено к новому столетию. Деньги этого не купят, власть не заставит сделать, технологии не помогут создать. Это может сделать только дух человеческий. Америка - не просто географическое место, это идея, наиболее мощная идея за всю историю человечества. И все в этом зале являются проводниками этой идеи. Дети, которые появятся на свет этим вечером, не будут помнить почти ничего о 20 веке. Все, что они будут знать об этом времени, так это только то, что мы успеем сделать до прихода нового века. Нет времени медлить. Завтра останется всего-лишь чуть больше 1000 дней до наступления 2000 года. Всего одна тысяча дней, чтобы построить мост в новые замли обетованные.

   Отклик и мнения
   Немного о том, как конгрессмены и все присутствовавшие в Капитолии встречали речь президента Клинтона. Все, кто был в зале, независимо от партийной принадлежности, сразу же после первого приветствия поднялись со своих мест и уже стоя выслушали всю 60-минутную речь, сопровождая каждую фразу овациями. Дотошливыми наблюдателями зафиксировано 69 взрывов аплодисментов на протяжении этого часа. Настоящий фурор! Все это не только транслировалось по многочисленным каналам телевещания, но и до сих пор доступно на сайте Белого дома.

   Вообще говоря, очень скучно и даже противно после прочтения зажигательной речи Клинтона рассматривать в массовой прессе мелочные, не имеющие отношения в делу, и просто недоброжелательные отзывы на сделанный им доклад. В основном встречаются отзывы наподобие невероятно занудных откровений спикера Белого дома республиканца Ньюта Джинджрича (Newt Gingrich), который поведал миру, во время каких пассажей президента республиканцы стояли, а во время каких - снова усаживались в кресла, выражая таким сильным способом свою политическую волю и протест. Доклад о состоянии Соединенных Штатов и планы президента вызвали немалое беспокойство местных чиновников от образования, привыкших, как и везде, тихо творить свои дела. Возгласы раздаются очень знакомые: правительство пытается раздавить самобытные традиции американского образования, выхолостить национальную идею и ввести в школы дух космополитизма, принудив всех равняться на единые стандарты. Конечно, не обращая внимания на эти мелкие укусы, как показали опросы общественного мнения, уровень популярности президента после речи в Капитолии возрос как никогда.

   Чтобы не оставить без критики замечательный документ, излишне пряно пахнущий, правда, американским мессианством, приведу только, как мне кажется, вполне уместные иронические комментарии к нему, замеченные на одном из сайтов. "Родители, читайте с детьми! Люди искусства, прославляйте дух Америки! Штаты, вырабатывайте стандарты образования! Бизнесмены, проводите Internet в больницы! Работодатели, нанимайте безработных!"

   И еще. Парадоксально, но у меня чтение "The State of The Union" вызвало почти физическое ощущение, того, что я снова студент начала 70-х годов и изучаю планы очередного съезда Коммунистической Партии, особенно когда президент Клинтон приветствует введение в школах единой формы одежды для учащихся. Да, и аналогии и метафоры уместны, но только происходит все это на другом витке эволюции, если позволительно так сказать ...



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.