Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Герои своих времен

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    24.02.1997

Героем первого этапа коммерческой компьютеризации России был безымянный "желтый" писюк. Тот самый, AT/286, с кривой VGA, винтом на сорок и косыми флопями. С приложением какого-никакого софта он поставлялся под названием "Автоматизированное рабочее место". Этот трюк давал поставщику возможность избежать клейма спекулянта-посредника и выставить себя производителем, получив кое-какие вытекающие из этого статуса преимущества. Ну что, вспомнили?

На втором этапе пришли "белые" писюки, выдававшие себя за что-то иное. Оснований для этого у них было не больше, чем у европейцев... называть себя белыми людьми - по сравнению, скажем, с китайцами. Ничем не отличаясь по содержанию и внешности, пришельцы стояли на более высокой ступени цивилизации, поскольку принадлежали семействам с громкими именами. Это помогло им быстро вытеснить безымянных диких сородичей; а местным фирмам-писюководам, не сумевшим или не захотевшим выхлопотать себе удел и лицензию на княжение, пришлось вступить в борьбу за рынок системной интеграции. Теперь вот "белые" писюки, в свою очередь, отступают под натиском лучше приспособленных к местным условиям "красных" полчищ, но речь не о них.

Речь о героях исторического второго этапа - файловых серверах и локальных сетях, которые вдруг расцвели на российских просторах несообразно буйным цветом, как лопухи с крапивой на помойке. Каждый банк и каждый офис, в котором набиралась сотня-другая рабочих мест, ставил суперсервер и прокладывал оптоволоконный "хребет". Видя это, наивные люди думали, что новые русские, научившиеся "делать бабки" раньше, чем читать, не могут справиться с электронной почтой, и потому устраивают компьютерную видеосвязь на каждом рабочем месте.

В действительности, на втором этапе герои-интеграторы встретились с плодами своей юношеской невоздержанности, ставшими к тому времени программным наследием в ранге критически важных для бизнеса приложений. Какое-нибудь наскоро слепленное АРМ кладовщика или бухгалтера, перенесенное в локальную сеть, стало главным героем повести об успехе дистрибьютора бакалейных товаров или банка. Что ж, сбросив с хвоста ответственность за свои труды, разработчики, а ныне интеграторы, закатали рукава да и сняли со старых посевов еще один урожай.

Информационные системы первого поколения написаны на базе дешевых средств (dBase, FoxBase, Clipper), изначально предназначенных для создания персональных записных книжек. Они состоят из разрозненных файлов с данными в виде плоских таблиц и прикладных программ. Когда такую персональную поделку переносят в сеть для коллективной работы, то данные размещают на файловом сервере, а приложения - на клиентских рабочих станциях.

Для того, чтобы выполнить любую операцию, рабочая станция тянет к себе через сеть весь файл (так, как будто он лежит у нее на диске), ищет в нем нужное место, читает, изменяет или записывает данные и кладет файл обратно. С ростом бизнеса увеличивается количество рабочих мест и размеры файлов. Скажем, если людей и данных становится вдвое больше, то нагрузка на сеть возрастает вчетверо. Когда становится ясно, что люди проводят больше времени ожидая данные, чем работая, предприятие безропотно раскошеливается на суперсерверы и стамегабитный Ethernet. После очередного удвоения, в сети опять становится - не продохнуть, но дальше наращивать вычислительно-коммуникационные ресурсы технология пока не умеет.

Бизнес пытается приспособиться путем деления на относительно независимые меньшие части, но не всегда это возможно. Например, система резервирования билетов хороша только в том случае, если она решает эту задачу в реальном времени и в масштабах крупной транспортной системы - национальной, или даже глобальной сети. Аналогично, система поддержки "розничных" банковских услуг хороша только в том случае, если любая операция - откуда бы она ни была вызвана - немедленно отражается на счете клиента. Иначе систему слишком легко обмануть.

Конечно, можно было бы прибегнуть к простым трюкам - например, разделить растущий файл с данными на несколько, но это будет первым шагом к переделке программ, за которым последуют новые и новые заплатки. К тому же, такие маневры могут ускорить выполнение одних приложений, но драматически замедлить другие. В итоге фирма окажется втянутой в дорогостоящие, мучительные вивисекции. Как раз этого эксплуатационщики жизненно важных систем боятся, как огня, а разработчиков уже и след простыл.

Успешному предприятию свойственно расти, не изменяя существа своей деятельности. Хорошая система автоматизации должна быть готова вырасти вместе с ним и в десять, и в сто раз, поскольку переделка ее может вылиться в серьезнейшую угрозу. Американские специалисты называют это масштабированием.

Дешевые персональные системы плохо масштабируются. Они соблазняют клиента, а затем становятся препятствием для роста бизнеса. В эту ловушку попало огромное число фирм, и не только в России; а между тем, решение известно было задолго до появления первого писюка. Замечу, что и названо оно было системой управления базами данных (СУБД) задолго до написания dBase.

Героями нового рынка PC стали неквалифицированные потребители. Одной из идейных основ этого движения был протест против тогдашней практики компьютеризации "сверху". В итоге протестующие сбились с пути, и даже сам термин СУБД прочно связался в массовом сознании с персональными продуктами. Когда настала пора возвращаться к настоящим СУБД, пришлось, во избежание путаницы, придумать новые слова и говорить о переходе от серверов файлов к серверам данных.

Вы помните конец этой истории. Геройские поставщики персональных систем управления данными - фирмы Ashton-Tate и Fox Software - долго обещали вытащить своих клиентов из болота, в которое сами их завели, а потом были куплены софтверными гигантами Borland и Microsoft. Одновременно с этим, гиганты обзавелись серверами данных Interbase и Sybase, чтобы попытаться геройски перекинуть мостик и заработать на спасении фирм, утопающих в трясине плоских файлов. По правде говоря, у них это тоже не очень получилось. Единственный на сегодня разумный выход - подготовить совершенно новую систему на базе сервера данных и откачать в нее информацию из старой.

Масштабирование - не единственная проблема дешевых информационных систем. В них, например, обработка данных намертво объединена с интерфейсом пользователя. После того, как приложение отлажено, едва ли кому-нибудь удастся снова в нем разобраться. Система на базе сервера данных состоит из хорошо обозримых слоев: как минимум, это сами данные; затем встроенные в них так называемые деловые правила, нарушить которые программисту не позволят; затем запросы к СУБД, выполняющие полезную работу; и, наконец, надстройка над ними, осуществляющая связь с пользователем. Так удается создавать сложные конструкции, не запутавшись в них. Наконец, современный сервер данных предоставляет еще много важных для дела услуг: например, он автоматически поддерживает отношения с соседями в сети, восстанавливает базу данных после внезапной остановки оборудования, управляет защитным копированием. Все это создатели дешевых систем всегда откладывают "на потом".

Сейчас для окрепших российских фирм-пользователей наступила пора перехода. Он труден, поскольку требует средств и квалификации, которыми эксплуатационный персонал обычно не располагает. Героями завтрашнего дня могут стать консультанты, способные решить для своих клиентов эту задачу.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.