Последний вагон в Европу
Архив
Ни Россия, ни Польша не принадлежат к числу законодателей мод в компьютерном мире и вряд ли в обозримом будущем станут членами элитарного клуба. Но, сказал я себе, это-то и интересно. Как поляки смогли выкрутиться из того, что им оставил коммунистический режим в сфере компьютеров? Обогнали они нас или отстают? Теперь эти вопросы кажутся мне потрясающе дурацкими. Но в новой стране интересно все, причем сначала - как люди одеваются, ходят по улицам и едят. К тому же с первых дней жизнь стала преподносить мне самые разнообразные уроки. И я понял, что наши рынки, наши страны, и, вероятно, даже наше отношение к жизни при всем внешнем сходстве имеют совершенно разные глубинные ориентации. Эти ориентации - вовсе не повод для какой бы то ни было вражды. Более того, по-моему, многим вещам нам неплохо было бы поучиться. С другой стороны, я понимаю, что учиться-то уже поздно.
Где-то в 1992-93 гг. пути наших стран резко разошлись. И, вероятно, уже навсегда. Все, что мы теперь наблюдаем, лишь последствия этого. Две разные дороги от коммунизма.... Куда?
Так как же выглядит польский путь? Я не претендую на всеохватность. Я буду говорить только об информатике, компьютерах, коммуникациях и прочем, лишь иногда обращаясь к более общим вещам. Но, к сожалению, придется начать именно с "более общих вещей".
Базис
Польша никогда не была "образцовой социалистической страной". Прочие "соседи по лагерю", особенно "старший брат", всегда смотрели на нее с подозрением и опаской. Здесь с конца 50-х гг. не было всеобъемлющей колхозной системы, с 1956 г. Потихоньку развивался мелкий частный бизнес. Это наложило отпечаток на многое, в том числе на психологию людей. С другой стороны, в Польше всегда стремились копировать "настоящий Запад", изображать "последний форпост на границе цивилизаций", и это фрондерство в рамках социалистической системы тоже сыграло свою роль. В 1989 г. власть мирным путем перешла в руки оппозиции (которая, кстати, в Польше всегда существовала в почти полностью легальной форме), начались экономические реформы (пресловутая "шоковая терапия"). Их результаты сейчас оценивают весьма неоднозначно, но все-таки во многих областях удалось сделать успехи. Меня больше всего поразила культурная жизнь в Варшаве, которая, по нашим понятиям, прямо-таки кипит. Это неспроста, подумал тогда я.
Мне повезло. Здесь постоянно встречались люди, готовые прокомментировать тот или иной факт местной жизни. Первым человеком, ответившим на мои аморфно сформулированые вопросы, оказался русский, уже несколько лет работающий здесь по контракту в одной частной фирме (кстати, сетевым администратором). Личность, скептически относящаяся и к России, и к Польше, и, пожалуй, мизантроп по природе своей. Но сказал он довольно интересную вещь:"Знаешь, а их правительство вынуждено считаться с людьми. Поляки, они ведь привыкли еще со времен коммунизма - чуть что не так, сразу шум, забастовка, демонстрация, гражданское неповиновение. Горячие парни, в общем. Попробуй не заплати им три месяца, как у нас! Власти, можно сказать, их слегка побаиваются. Поэтому все, что в Польше делается, делается для основной массы населения, и правительство это всегда специально подчеркивало. Мол, мы ориентируемся на средний класс". Вообще же, добавил он, в исторической Польше так уж повелось искони - каждый думал только о себе, а на правительство и всяких там королей откровенно чихал. Раньше это приводило к катастрофам. Сейчас такой подход уже вполне оправдан. Вот вам базис "капитализма по-польски".
Реальность
Я еду в Краков экспрессом. Напротив сидит коммивояжер со всеми своими коммивояжерскими атрибутами - органайзером, потертым ноутбуком, кучей записных книжек, карандашей и ручек, пачкой "зеленых" и т.п. Говорит по-русски, причем довольно неплохо. Оказался бывшим преподавателем технического лицея (нечто вроде техникума), еще в 80-е гг. исколесил весь бывший СССР - занимался мелкой торговлей. Сейчас занимается молочными продуктами. Едет поездом, потому что машину угнали, на железную дорогу злится - отвык. Разговор традиционно выходит на национальные особенности. Эта тема его почему-то задевает, он азартно начинает спорить сам с собой: "Мне русские в те годы всегда говорили, что поляки - торгаши по натуре, спекулянты и все такое прочее. А это ерунда! Они у нас не были. Типичный поляк - это рольник (крестьянин) с бутылкой водки или госслужащий, считающий торговлю чем-то постыдным. И так до сих пор! Да в любой польской деревне тебе скажут, что "спекуляция" - это плохо. Вот приучили "комухи" (коммунисты) людей! А ведь это - глупство! Ну чем можно еще заниматься в нашей стране? Ресурсов у нас никаких нет, промышленность никуда не годится, разве что легкая и пищевая, деревня совсем отсталая.... Остается связывать Запад с Востоком. На это и надеемся."
Мост, магистраль, линия связи - все эти эпитеты применяют в местной прессе для того, чтобы охарактеризовать нынешнее положение Польши. Так оно и есть. Все, на что сегодня может всерьез поставить страна, описывается кратко: торговля, посредничество, связи между СНГ и ЕЭС. Короче говоря, так называемые буферные услуги (термин мой). И на них можно заработать очень хорошую репутацию, не говоря уж о деньгах. Такова жестокая реальность, меняющая судьбы людей, которые выросли при коммунизме. Отсюда уже и следует все остальное. Перейдем к делу....
Тема номер один
Эти слова звучали повсюду: "Internet сейчас - самое интересное". Сначала все это мне казалось настоящим помешательством новичков на "Сети". Открылись Internet-кафе (в Варшаве их сегодня не менее 5). В течение трех месяцев на моих глазах в Internet выходили разные газеты. Одна за другой, правые, центристские и левые, прокатолические и прокоммунистические. Они создавали Web-страницы с содержанием свежих номеров. Интерес подогревался самими газетами. Выйдя в Internet, они сразу начинали активно разрабатывать эту тему.
Польская газетная культура - несколько иная, чем в нашей стране. Местная пресса больше похожа на немецкую или скандинавскую: это "крипичи" на 48-60 полос, содержащие все, что душе угодно (за что их подвергают критике любящие странную "конкретность" американцы). Чтение газет за чашкой кофе по утрам когда-то было, да и теперь еще остается здесь обязательным ритуалом. Что касается меня, то я почти каждое утро отправлялся на площадь Люблинской Унии, в "Читальню Прессы", и не только потому, что там можно было совершенно бесплатно просмотреть свежие газеты (в том числе сильно потрепанные российские), сидя за столиком. А еще и потому, что в углу читальни стояли два компьютера, как правило, совершенно свободных, и за ними можно было посидеть, попутешествовать по Web-страницам газет, узнать самую новейшую информацию из сообщений пресс-агентств, а также просто полазить по другим страницам (повторяю, все это бесплатно). Ибо многие хитрые сотрудники газет адресовали читателя на собственные страницы, а с них - дальше, в лабиринты Паутины. Так я смог основательно побродить по польскому разделу Web, попав однажды даже на страницу Военно-технической академии (http://www.wat.waw.pl.:8070).
Это всего лишь частность, но она неплохо характеризует ситуацию. А вот конкретные данные: с сентября 1995 г. здесь постоянно проходят конференции под названием "Internet в Польше". Наибольший интерес к коммуникациям такого типа проявляют две группы пользователей - научные институты и компьютерные фирмы. В последнее время эта тема обрела популярность и в политических кругах. Польские партии и пресса увидели в Internet "важнейшее из искусств", лучшее средство пропаганды, да и просто неплохую возможность продемонстрировать свою "современность" (кстати, вернувшись в Россию, я заметил, что крупнейшие наши газеты тоже пропагандируют свои WWW-страницы, и это обнадеживает). Как потом выяснилось, западные фирмы чувствуют потенциально большие возможности рынка телекоммуникационных услуг в Польше и вкладывают в пропаганду этих идей значительные средства, которые, насколько я понимаю, в самом скором времени дадут неплохую отдачу. Основывается это на простых вещах: страна маленькая, экономика динамично развивается, растет благосостояние основной массы населения, рядом подозрительные члены СНГ. Как ни крути, без улучшения коммуникаций не обойтись.
Оказывается, едва ли не крупнейшим держателем Internet-услуг в Польше является Научная и Академическая Компьютерная Сеть (NASK), зачатки которой возникли еще при коммунизме (кажется, это был проект, призванный заменить плохо работающую государственную систему научно-технической информации). Базис был создан неплохой, и теперь на его основе держится очень многое. Пока что это государственная организация. Для нас подобная характеристика звучала бы, как смертельный приговор. Но здесь ситуация в бюджетной сфере значительно лучше по ряду легко объяснимых причин. По крайней мере, NASK вполне спокойно следует концепции развития территориальных узлов своей сети, причем ставится цель, чтобы максимальное расстояние от пользователя до ближайшего узла не превышало 50 км. Вероятно, уже к 2000 г. эта идея будет реализована. И важно отметить следующее: даже самые бедные научные институты имеют доступ к Internet. Об этом заботится государственная Комиссия по научным исследованиям. В самое последнее время возможностями Internet заинтересовались министерства вроде МИД, в некоторой степени Управление Охраны Государства (аналог ФСБ) - ибо появились на это средства. Государство с некоторым скрипом начинает осваивать современные технологии. Стало модно указывать на визитных карточках госчиновников адрес e-mail. Но и это еще не все.
Постоянно возрастает число обычных, частных пользователей. Это связано с резким ростом в последние 2-3 года числа компьютеров в личном пользовании. Как правило, типичные пользователи Internet в Польше - молодые люди с высшим образованием или студенты. При этом они интересуются новинками современной науки и техники. Вообще говоря, слово Internet для многих поляков уже ассоциируется со словом "студент". Услуги фирм-провайдеров постоянно дешевеют. И нет ничего удивительного, что в прошлом году Польша оказалась на первом месте среди стран Восточной Европы по использованию Internet.
Борьба
Но оказалось, что развитие доступа к Internet приводит к самым серьезным последствиям в общественной жизни. Выходят на арену ранее неизвестные силы, борющиеся за контроль над какой-либо частью этого перспективного рынка. Именно здесь ломаются теперь копья, и от решения этого вопроса в чью-то пользу зависит очень многое.
Как только идея Internet приобрела некоторую популярность "в народе", стало ясно, что нынешняя структура телекоммуникаций в стране не отвечает современным потребностям. И развернулась настоящая, не подковерная, а открытая борьба за строительство "коммуникационного моста". В сентябре 1995 г. начало свою деятельность Польское Общество Internet (PSI - http://www.gumbeers.elka.pg.gda.pl/WA/ISOC-PL), которое возглавляет Марек Цар (mcar@idsserv.waw.ids.edu.pl). В программе Общества прямо сказано, что оно будет заниматься "внедрением Internet в школах, учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, органах государственной администрации...." Общество пообещало бороться с монополией АО Telekomunikacja Polska (нечто вроде нашего МГТС, но в масштабах всей страны), за свободную конкуренцию на рынке коммуникаций. Будет создан некий Сетевой Информационный Центр, благодаря услугам которого окажется возможным получить доступ к самой разнообразной потребительской информации (расписания поездов, цены на товары и т.п.).
Помимо всего прочего, внедрение Internet активно начинается даже в средней школе. К примеру, городской совет не самого большого города Калиш выделил 10 тысяч злотых (около 20 миллионов рублей) на подключение к Сети городских школ. Это лишь часть стоимости услуг, остальное покроют родители учеников.
Таким образом, на польском рынке Internet-услуг выявились основные действующие лица: государственное общество NASK, сеть Академии Наук, Telekomunikacja Polska SA (далее TP SA) - крупнейший монополист услуг связи, Польское Общество Internet, а также западные компании, для которых этот рынок довольно заманчив. Взаимоотношениями государства, общественных структур и иностранных инвесторов в ближайшие годы и будет определяться состояние дел в данной области.
Об интересе западных фирм говорит хотя бы такой факт: в середине декабря в Варшаве прошло Internet-шоу под лозунгом "Интернетуй с нами!" (буквальный перевод). Я пришел посмотреть, на что все это похоже, и был просто поражен. Идея оказалась крайне примитивной - в зале поставили десятка четыре компьютеров, подключенных к Internet и дали всем желающим возможность поработать. Народу было очень много, и пробиться к какому-нибудь компьютеру мне так и не удалось. Зато я увидел кое-что более интересное. А именно: фирмы-организаторы (все те же лица - Optimus, Microsoft ....) проводили викторину с призами, и главным условием было заполнить анкету с вопросами типа: "Что вы знаете об Internet?", "Какая техника у вас есть?", "Готовы ли вы подключиться к Сети?". Под шумок шло довольно любопытное социологическое исследование среди тех, кто интересуется современными технологиями. Если не ошибаюсь, одна из фирм даже предложила придумать "народный" лозунг для своих услуг. Убивалось сразу несколько жирных зайцев.... Впрочем, нашим "охотникам" еще предстоит победить одного сильного и опасного посткоммунистического зверя.
Сегодня TP SA, государственное акционерное общество, владеет практически полной монополией на телефонную связь в масштабах всей страны. Естественно, сегодня такая монополия, как и в нашей стране, зачастую используется в целях прямого обогащения. И вот TP SA использует свою власть для того, чтобы создавать новые линии за счет людей, стоящих в очереди на телефон. О, как это знакомо! В моих Химках, к примеру, человек, не имеющий телефона, имеет два пути - заплатить аж три тысячи баксов (!) и получить номер "прямо завтра" или ждать в очереди до второго пришествия. Отличие от России в Польше есть, и довольно существенное: здесь общество совершенно не желает мириться с "естественными монополистами", и в прессе постоянно звучат обвинения TP SA в нарушении антимонопольного законодательства. Васька, конечно, слушает, да ест. Однако над головой этого польского кота сгущаются тучи (чего пока не скажешь о его российских собратьях).
Во-первых, стремительно развиваются услуги сотовой связи. Подключиться к сети GSM здесь, по российским меркам, почти ничего не стоит - заплати около миллиона рублей, купи телефон и звони, знай только оплачивай счета. Поэтому в Варшаве на каждом шагу, даже в супермаркетах, попадаются пешеходы с сотовыми аппаратами. У нас цены на аналогичные удовольствия в три-четыре раза выше. Во-вторых, TP SA грозит довольно быстрая, практически обвальная приватизация. Западные фирмы (вроде Optimus) уже разработали довольно неплохие концепции переделки польской коммуникационной системы и изо всех сил их пропагандируют. Кроме того, в преддверие вступления Польши в НАТО о состоянии связи многим и многим следует уже подумать всерьез.
К примеру, в интервью варшавскому журналу "Впрост" (нечто вроде нашего "Огонька") посол США в Польше М.Рей откровенно заявил, что он этим самым состоянием недоволен. По его мнению, на то, чтобы довести польскую связь до уровня Западной Европы, потребуется 15-20 миллиардов долларов (!). Цифра эта вызвала самые разнообразные недовольные комментарии (правда, на "кухонном" уровне) местных специалистов. Однако она взята не с потолка. Похоже, г-н посол оперировал так называемым "большим счетом" и, как истинный защитник интересов своей страны, дал понять, что, если Польша желает вступить в НАТО, то неплохо было бы ей отдать решение проблем с коммуникациями тем, у кого эти 15-20 миллиардов есть. Надеюсь, всем понятно, что речь идет не о местных, даже богатых фирмах....
Сегодня в борьбе с монополией TP SA объединились слишком многие. Оказывается, что эта компания действует настолько "плодотворно", что сегодня Польша стоит на одном из последних мест по телефонизации в Европе (15 телефонов на 100 человек. Для сравнения, в ФРГ - 60 на 100). Европейский Союз вообще поставил приватизацию TP SA одним из главных условий вступления Польши в свои нестройные, но престижные ряды.
Правительство Квасьневского-Чимошевича, проповедующее пресловутый "здоровый патернализм", видимо, считает, что нужно еще подумать, проанализировать все последствия такой приватизации. И в самом деле, не очень пока понятно, к чему обвальная приватизация приведет. Но, похоже, желание выглядеть по-европейски победит. По крайней мере, руководству Польши явно не льстят комментарии вроде "вмешательство государства в экономику в Польше намного заметнее, чем в ряде других стран, даже таких, как Словакия" (данные Heritage Foundation). Тем не менее из TP SA средствами массовой информации (и во многом вполне заслуженно) сделан такой монстр, что, как я считаю, раздумья и анализ в верхах не будут продолжаться слишком долго.
Вот так обстоят у поляков дела с Интернетом. Есть и другие, подчас любопытные и поучительные наблюдения, которыми, надеюсь, еще удастся поделиться с читателем.