Статья, которой не суждено увидеть свет
АрхивОгород Козловского С этим Козловским надо держать ухо востро: он всегда норовит протащитькакую-нибудь рекламу. Читатель - он умный, он все-о понимает. Хвалит,например, Козловский Россию-он-лайн - ясно, куплен с потрохами. А когда,спустя полгода, в статье о сравнении московских провайдеров переставляет еес первого места на третье, а то и четвертое - это, наверное, Россия-он-лайннедоплатила ему очередной взнос или Демос дал больше. Вот не совсем,правда, понятно, как у Козловского сложились отношения с фирмой Panasonic:в одной и той же статье в "КомпьюТерре" он ругает 15-дюймовыймультимедийный ее монитор и хвалит 17-дюймовый. Или, может, это двеконкурирующие фирмы Panasonic? Panasonic-1 и Panasonic-2?
Не слишком давно у меня случилась довольно примечательная беседа с умной иочаровательной заместительницей главного редактора журнала PC Week ЛенойМонаховой. Поводом стала ремарка редактора на тексте статьи о принтере"Casio": "Это же чистая реклама!".
Господи! Ну а как же иначе?! Мне в рукипопадает какая-нибудь "железка" или программа. Если они оставляют меняравнодушным, я просто о них никуда не пишу. Если понравились - хвалю, иделаю это эмоционально и с удовольствием. Если не понравилась - ругаю. Тоесть даю рекламу и антирекламу. В конце концов, это, кажется, и есть моязадача: рассказать о плохой (на мой взгляд) или хорошей вещи: чтобычитатель не нарвался или, наоборот, не пропустил. Кому, извините, нужнысухие констатации: "Фирма такая-то выпустила такой-то продукт". Ну и чтодальше? Хорошо, что она его выпустила, или плохо? Бежать покупать или,напротив, сторониться? В конечном итоге, рекламная эффективность моихстатей зависит от того, сколько раз тот или иной читатель, послушав меня,накололся.
То есть - от доверия ко мне, от авторитета, который мне удалось завоевать учитателей или не удалось. Я ставлю на кон мое, что называется, "доброеимя", а сохранять его "добрым" мне не только приятно, но и "профессиональновыгодно".
- Лена, - говорю я. - Я ведь вам этот принтерчик показывал! У вас же усамой глаза загорелись и вы сказали: "Давайте статью"! Я полагаю так: еслия в статье не привожу адрес или телефон дилера, это не реклама, авпечатление.
- Все не так просто, - ответила Лена. - Если вам что-то понравилось и выэто рекомендуете, - вы должны рассказать и где достать. То есть как раздать адрес и (или) телефон.Кстати, именно так поступают многие западные журналы и некоторые наши("Компьютер дома", например).
Я до сих пор не знаю, пошла в печать моя статья о принтере "Casio" илинет...
Была у меня беседа о рекламе и с хозяином издательского дома "КомпьюТерра"Димой Мендрелюком (я специально употребил слово "хозяин", потому что ономне нравится).Дима сказал, что, когда речь идет о фирмах класса Microsoft или Sony, можнописать, что угодно: скорее всего, никакая статья им серьезно ничего неубавит и не прибавит. Но "наезд" на какую-нибудь отечественную фирму малыхили средних (да даже и крупных) размеров может просто-напросто привести кее краху. А вряд ли в Москве (или не в Москве) найдется компьютерная фирма,которая никогда не даст повода для "наезда". Нарвешься случайно навременного, скажем, работника (студента на каникулах), который тебе нахамитили окажется некомпетентным, а то и определит тебя, как возможногоконкурента на его зарплату, - вот тебе и повод.
Не найдется, наверное, ифирмы, которая не дала бы повода ее похвалить. Мало ли: приглянулся тыкому-нибудь из сотрудников или он прознал (или просто почувствовал), что ты- журналист, - тут же и сервис, и внимание... Словом - сказка. А сдесятками других покупателей просто беспредельничают.
Безусловно, в Диминых словах есть резон. К тому же, он, как я уже написал,- хозяин и не только имеет право, но прямо-таки обязан определять политикусвоих изданий. Кстати, именно эта политика так привлекает меня ксотрудничеству в Диминых журналах. Но с другой стороны: кто будет кластьконец "беспределу" компьютерных продавцов, если не журналы?
Я принес как-то в редакцию "КомпьюТерры" статью (скорее, очерк, рассказ) омоих взаимоотношениях с ноутбуками: "Сага о блокнотах". Там я честнорассказал обо всех моих приятных и неприятных столкновениях по этому поводус теми или иными московскими компьютерными фирмами. Статью приняли, а,когда я увидел журнал с нею, с некоторым удивлением заметил, что всеназвания фирм заменены псевдонимами, а их местоположение намеренно смещено.С удивлением, но отнюдь не с огорчением, а скорее даже с удовольствием: ивпрямь: жанру "саги" конкретика только вредила.
Тем не менее, герои себяузнали, и я был удостоен звонка самого главы одного очень заметногоконцерна ("Зачем вы нас обругали? Те были совсем другие, а у нас уже никогоиз того персонала не осталось!.." и т. д.) и электронного письма главыдругого ("- Кажется, вы нас невзлюбили... За что?" -"За километр потерянныхнервов и недели потерянного времени, которые произошли от контактов с вашейфирмой двух моих друзей" - "Странная реакция..." Господи! чего ж в ней странного-то?!).
Возможно, все эти рекламные сложности начались с недоразумения, котороеслучилось при моем первом знакомстве с любимой "КомпьюТеррой": одинприятель с одной вполне добропорядочной, но ничем особо не выдающейсякомпьютерной фирмы заказал мне рекламную статью, место для которой ужеоплачено. То есть вот именно рекламную статью. Такой жанр тоже существуети, хоть не относится к числу моих любимых, безусловным табу для меня неявляется, так что пусть очень изредка, но я работаю и в нем. Дорожа, какуже сказал выше, своим "добрым именем", я попытался найти на фирме что-то ивпрямь интересное, изюминку, что ли, - и представил ее в статье. Статья пофаксу полетела в "КомпьюТерру" и у получившего редактора несассоциировалась с рекламным заказом - потому была помещена в журнале какпросто статья, без обязательной шапки "На правах рекламы". Это вызвало вредакции небольшую бурю, да и мне самому это недоразумение на пользу непошло в смысле доверия ко мне читателя: одно дело, когда "на правахрекламы", другое - точка зрения автора. Недоразумение прояснилось почти тут же, деньги за рекламубыли фирмой переведены, главный редактор "КомпьюТерры" написал специальноепояснение... Но шлейф, вероятно, остался.
Я и сам уж не знаю, что является сутью небольшой этой статьи: десятокпервых абзацев или реклама двух московских фирм, которую я пытаюсьпротащить, затуманивая внимание редактора и издателя (боюсь, что все равноне затуманю) вступительными рассуждениями. Но признаюсь (хотите - верьте,хотите - нет), что это - не журналистский прием, а и впрямь назревшаянеобходимость вскрыть нарыв, который все больнее и неприятнее внутри себячувствую.
Как-то пару лет назад я получил для тестирования от фирмы "Вариант" модемZyXEL, пробился с ним с год, практически ни разу ни с кем не сумевсоединиться и сдал назад. Линия у меня, конечно, была, мягко скажем, таксебе, но модемы других фирм все-таки худо-бедно ее одолевали, а вотZyXEL... Слышал я о ZyXEL'ах подобное и ото многих других, хотя знал илюбителей именно ZyXEL'ей. Однако свой опыт дороже любых слухов - вот я имто тут, то там и делился.
А фирма "Вариант", превратившаяся тем временем в "Data Express Corp." былав курсе моей ругани, но помалкивала и усиленно работала над приспособлениемZyXEL'а к тяжелым российским условиям.
И вот буквально на днях я получилдля тестирования очередной ZyXEL: Omni288S. Я не вдаюсь в подробностинасчет голосовой почты и автоматического определения номера (я их даже ещеи не попробовал, а, возможно, поленюсь пробовать и впредь), потому что ценюмодемы "не только за это", - но вдруг выяснилось, что линию модем держитзаметно на глаз (на ухо) лучше, чем казавшимся мне явным российским лидеромUS Robotics Courier, и, что поразило меня больше всего (буквальнопоразило!) - ловит любые российские сигналы "Занято" - Busy. Я был уверен,что такое невозможно в принципе. Кроме того, в этот модем поддерживаетпротокол сотовой связи, которая, как известно, характеризуется временными(на период перемещения абонента из зоны одной радиостанции в зону другой)затуханием сигнала вплоть до полного пропадания. Обратили внимание, как это похоже на работу отечественных проводных телефонных линий?
Что ж мне делать? Смолчать? И тем самым лишить не одного читателявозможности решить модемную проблему? "Data Express Corp." фирма, судя повсему, не очень бедная и на чистую рекламу не особенно скупится, но ктосегодня всерьез обращает внимание на чистую рекламу. Или даже на статьи подшапкой "На правах рекламы". И не исключено, что в двух-трех статьяхброшенное мною словцо о полной глухоте ZyXEL'ей в отечественных условияхнейтрализует два-три десятка красивых полностраничных рекламных листов"Data Express Corp."
Причем, я должен говорить о "Data Express Corp.", а не о тайваньской фирмеZyXEL, поскольку именно "Data Express Corp." приспосабливает ZyXEL'и кроссийским условиям, записывая в них долго и мучительно разрабатываемыйBIOS. А ZyXEL той же модели, но левым путем привезенный с Тайваня, можетоказаться не более, чем изящной подставкою под телефон.
Теперь следующая реклама: московской (впрочем, с тех пор, как у неепоявился филиал в Минске [а в Казани и Ульяновске - довольно давно] ееследует звать невообразимым словом "эсэнгэшной") фирмы "Инфорсер".Есть повод: не очень, правда, задевший меня лично, но вполне способныйзадеть очень многих компьютерных сидельцев. Весной известная фирма IOMEGAпровела кампанию тестирования на совместимость своих внутреннихстомегабайтных накопителей на трехдюймовых дискетах IOMEGA ZIP скомпьютерами красной (по преимуществу - московской) сборки. Единственнойфирмой, показавшей совместимость стопроцентную, оказался как раз"Инфорсер". В связи с этим на ближайшее время IOMEGA подписала с"Инфорсером" договор на эксклюзивные OEM-поставки (были внесены небольшие,но специальные коррективы как в BIOS самого ZIP'а, так и в BIOS материнскихплат Acer, исключительно на базе которых собирает свои компьютеры"Инфорсер") накопителей ZIP, так что с Нового Года те, кто покупаеткомпьютер у "Инфорсера" могут попросить укомплектовать его встроеннымZIP-дисководом. Это обойдется вдвое дешевле, чем купить такой же внешнийдисковод, а внутренние отдельно продаваться вроде бы нигде не будут.Почему это не задело меня лично? Потому что сегодня справедливое сознание,что стандартные 1,44-мегабайтные трехдюймовые дисководы устарели навсегда,уже поселилось в мозгах производителей и пользователей достаточно прочно,но по вопросу, что же должно прийти им на замену в качестве стандарта,война продолжается. На мой взгляд, наибольшие шансы на это - у триоCompaq-3M-Matsushita Kotobuki Electronics, которые предложили (и уже началивыпускать) стодвадцатимегабайтный трехдюймовый дисковод, совместимый с
1,44-мегабайтными дискетами, поскольку таких дискет у компьютерныхсидельцев скопилось великое множество. Но мой взгляд может оказаться иошибочным: может быть, как раз большинству сидельцев захочется резкопеременить жизнь и навеки распрощаться в тяжелым прошлым. Лично я насегодня в качестве не вполне стандартного средства общения компьютера свнешним миром и средства резервного хранения информации я остановился наоптических PD.
Тут же, кстати, о рекламе: я поменял два PD-дисковода фирмы NEC (на фирмеЛампорт с помощью фирмы "Инфорсер") и категорически антирекламирую NEC иЛампорт (первая отказывается на своем Web-сайте от поддержки этогодисковода, а его категорически не видит Windows NT; кроме того, два раза заполгода поменять дефектный дисковод - это о чем-то, да говорит; втораяберет за дисковод процентов на 30 дороже, чем многие другие московскиефирмы, не снабжает его никаким программным обеспечением, отказываетсяотвечать за бракованные 70-долларовые диски-картриджи, по сто раз нарушаетобещанные сроки и вообще, -создалось впечатление, что у Лампорта многосвоих дел, так что им как-то... не до отдельного покупателя), - ирекламирую Panasonic, чей PD-дисковод работает превосходно, отличноопознается NT, укомплектован диском-картриджем, полезным и интереснымсофтом на дискетах и CD и полноценной Adaptec'овской SCSI-картой, а такжеприятно упакован, стоя при этом на 200 баксов дешевле Лампортовского NEC'а,а если учесть карту и картридж - то и на добрые 400(!!!).
Итак, повод прорекламировать "Инфорсер" есть: единственная российскаякомпьютерная фирма, которая будет с Нового Года снабжать свои машинывстроенными IOMEGA ZIP-дисководами.Но я не хочу скрываться за поводом. На самом деле я давным-давно собираюсьрассказать про "Инфорсер" вообще, но вот эта вот боязнь рекламы воспиталаво мне отвратительного внутреннего цензора (то, что большевикам так и неудалось; правда, я тогда был моложе и легкомысленнее). Я разыскал эту фирмув какой-то газетке объявлений года четыре назад, когда собирался покупатьсвой первый Пентиум, - меня привлекла самая низкая (в газетке) цена.Фирма находилась (находится до сих под) в крайне неудобном (для меня)районе Москвы, располагалась в подвале жилого дома. Сотрудников былонемного и они показались мне симпатичными. Дело в том, что довольно легкоопределить (хоть и трудно описать), любит человек вещи, которыми торгует,или торгует всем, что в данный момент может принести побольше денег. Мнепоказалось, что сотрудники "Инфорсера" как раз любят (следовательно -хорошо в предмете понимают), и это впечатление при дальнейшем знакомстветолько укреплялось. Позже я узнал, что "Инфорсер" создали выпускникиФизматшколы новосибирского Академгородка - информация, способная многоесказать шестидесятнику.
Пентиум в то время был вещью штучной и крайне редкостной, Triton Intel'емвыпущен еще не был, поэтому привозимые из Юго-Восточной Азии материнскиеплаты были все разные и в работе - непредсказуемы.
Когда я стал слишком уж раздражаться довольно частыми падениями системы, яробко рискнул позвонить в "Инфорсер", понимая, что любой нормальныймосковский продавец пошлет меня куда подальше: "Тоже мне претензии!Компьютер зависает! Да у вас софт кривой стоит!" В "Инфорсере" же меня безслов позвали "привозить", и мы добрую неделю, засиживаясь порою сильно заполночь, меняли материнские платы, память, контроллеры и так далее, пока недобились удовлетворительной работы компьютера при самых могучих на негонагрузках. Сотрудникам фирмы это было не менее интересно, чем мне. Все этизамены обошлись "Инфорсеру" (не считая времени) наверняка за сотнюдолларов, но с меня не взяли ни копейки. Особо обращаю внимание, что на тотмомент ни в одном журнале ни одной строчки я не напечатал и даже писать вжурналы не собирался.
С тех пор я общался с "Инфорсером" постоянно (и общаюсь до сих пор), послалтуда десятки друзей и знакомых, ни один из которых за это меня не упрекнул.
Поскольку компьютеры "Инфорсера" довольно долгое время были достаточно(сравнительно) дешевы, полной уверенности в том, что ни одна его часть неоткажет, не было, - зато была полная уверенность, что по первой вашейпросьбе, без промедления, разговоров и выяснения обстоятельств вам еезаменят. Морока с поездками туда-сюда (если вам не повезло), впрочем,вполне компенсировалась выигрышем в цене. Сегодня компьютеры "Инфорсера",кажется, уже не держат первое снизу место по цене в Москве (хотя ушли неслишком высоко), - однако на надежность их уже можно полагаться. Один (ужеприведенный выше) факт, что материнские платы на "Инфорсеровских"компьютерах исключительно производства фирмы Acer, знающему человекуговорит обо многом.
За четыре года, прошедшие с тех пор, когда я выискал "Инфорсер" средидесятка других столь же мелких "подвальных" фирмочек, почти все они исчезлии растворились. "Инфорсер" же, напротив, расширился, открыл свои прилавки впяти заметных московских компьютерных магазинах (например, в супермаркете"Дом Техники" на Новом Арбате), свои филиалы - в трех городах и продает неменьше сотни компьютеров за день. У них сейчас (довольно давно) есть свойлейбл и они ведут переговоры о заказе специальных (на другие не похожих)корпусов. Они уже дважды участвовали в Комтеке и собираются снова. Персоналфирмы вырос с 5 человек до 50. Но что при этом всем самое поразительное -они сидят в том же самом подвале (хоть распространились по нему во всюдлину дома), а во дворе как стояли несколько стареньких "Жигулей", так истоят - никаких там сияющих BMW или Mercedes'ов! То есть очевидно, чтоприбыль идет в первую очередь на дело, а не на представительство, котороечаще всего оказывается просто удовольствием для владельцев, не думающих вперед даже на год.
Повторюсь, но повторюсь сознательно: когда я захожу в сверкающий хрусталеми полировкой пола компьютерный салон в центре Москвы, пробившись междутесными рядами обставших его "иномарок", я понимаю, что при покупке тамчего бы то ни было я заплачу за это что бы то ни было в лучшем случае дветрети денег, с которыми расстанусь - остальное заплачу за хрусталь и"иномарки". Когда я еду в "Инфорсер", у меня такого впечатления неостается.
Конечно, у "Инфорсера" хватит денег, чтобы поместить посвященную ему частьстатьи под шапкой "На правах рекламы" и в "КомпьюТерру", и в любой другойкомпьютерный журнал. Но будет ли это правильно и справедливо, когда онистолько жизни вкладывают в то, чтобы стать хорошей компьютерной фирмой? Ясознаю, что борьба за справедливость стоила человечеству крови и слезбольше, чем любая другая борьба, но иной раз очень уж хочется попытатьсяпринять в ней участие.
Что я и пытаюсь сделать с помощью этой статьи. Нисколько не опасаясь засвое "доброе имя". Но сомневаясь в том, что ее захотят напечатать."