Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пятна

Архив
автор : Денис Викторов   10.02.1997

   Мы решили несколько изменить лицо "письмоносца". Вернее - сделать фуражку переходящей. До сих пор Лена Дубальская честно прочитывала все письма и, отбирая самые интересные, предлагала выпускающим редакторам на них ответить. Однако в последнее время объемы корреспонденции, поступающей напрямую редакторам, резко возросли. К тому же мы сами все чаще призываем читателей активно реагировать на те или иные материалы, "темы номеров" и провозглашаемые лозунги. Иными словами, строим обратную связь, чтобы процесс шел по всем правилам системотехники. Высказавшись по поводу преподавания информатики в статье "Темные пятна" ("Компьютерра" #3 за 1997 год), я предложил публике присылать отзывы и предложения. Дискуссии как таковой не вышло, однако некоторые письма мне показались достойными опубликования и открытого ответа. Так что надеваю фуражку и вскрываю почтовый ящик.


   
  • "Здравствуйте.
       Ваша статья напомнила мне, как я получил некоторое компьютерноеобразование.
       Можно сказать, мне повезло. С 8 класса я учился в школенаучно-инженерного профиля (кстати, почти единственной в нашей городе, которая не стала называться "лицеем" или "гимназией", хотя только она этого и заслуживала), достаточно хорошо укомплектованойкомпьютерами. У нас было три класса, сначала БК, Искры, IBM, апотом парк компьютеров постепенно обновлялся и сейчас уже стоятПентиумы. Так что с ни с материальной, ни с интеллектуальной базойпроблем в общем-то не было. И не смотря на это, стать квалифицированными пользователями смогли не все. Именно тогда я заметил, что все же самое главное - это желание. Без него никакие хорошие методики, ни увлекательные формы обучения не помогут. Если человек хотел работать на компьютере, он пробивался в кабинет информатики любыми путями.
       Я не знаю, как вы не заметили среди своих студентов таких, которымкомпьютер - до лампочки. А ведь по моим наблюдениям - это примерно треть всех студентов. Обучать человека, которому на предмет наплевать, очень трудно. Но пока компьтеры не распространятся повсеместно - не смогут они понять, что им действительно необходимо быть компьютерно грамотными.
       Если постоянного доступа к компьютеру нет и нет в нем необходимости -обучение не даст результатов. А если компьютер доступен - то оно просто бесполезно. Надо учить не работе с компьютером, а ее правильной организации. Так что, наверное, лучше исключить такой предмет, как информатика (или как он еще называется) из курсов не связанных с ней специальностей. И укомплектовать вузы компьютерами, да не просто укомплектовать, а компьютеризировать - поставить их и в библиотеках, и в кабинетах, и прямо в коридорах. Чтобы житья от них не стало тем, кто их боится. Тогда волей-неволей придется разобраться. А если еще поставить непременное условие - выполнять все курсовые, рефераты и пр. с помощью компьютера, выдав вместе с методичками описания необходимых программ, то студенты и Word, и Excel изучат.
       А еще моя несбыточная мечта - посадить всех обычных пользователей на соответствующие им машины - например, на Макинтоши. Хотя теперь я и не против варианта PC + Win95 (который, по моему мнению как пользователя и как программиста, с Мака содран, чем и хорош).
       Кстати, и методическим комиссиям найдется работа - разрабатыватьописание тех же вордов и экселей..."

    WBR Victor.   


    Д.В. Да нет, тех, которым "до лампочки" я как раз устаналивал довольно быстро. Через два-три семинара группа перестает быть просто сборищем и распадается на отдельных персонажей. В моем случае речь шла о гигантской пропасти между сухими, скучными лекциями и тем, к чему все это относилось - компьютерами. Так что это самое долампочное состояние было как правило не исходной установкой (если только сильно не подгадили в школе), а результатом уже самого процесс преподавания. Приходилось скакать, прыгать, корчить рожи у доски, рассказывать байки и прежде всего - располагать к себе. В итоге получалось, что линия проходит уже не между ними и мной со всеми этими компьютерами, ОСами и прочим, а мы с ними вместе ее пересекаем. И затем все получалось. С другой стороны важно и то, как человек себя идентифицирует. Как только он видит себя героем некоторого красивого сюжета, сидит за компьютером спокойно, уверенно, как те, кто казался раньше носителями тайного знания, дело идет лучше. Так что тут очень много психологических фокусов, а занимался я этим просто потому, что у самого еще были свежи в памяти хорошие и дурные примеры преподавания. А когда занятия с живыми людьми, которым ты должен помогать, превращается в рутину, лучше, честное слово, с этим заканчивать. Насчет доступа к компьютерам и желания научиться вы правы абсолютно. Когда я учился в институте, "машинное время" приходилось по знакомству снимать где попало. В каких-то НИИ за разработку программы, на ВДНХ, помню, в ВЦ сиживали, на кафедрах по вечерам. Часа два СМ кочегаришь, пока ей поработать не захочется, и вперед. Но это не всем удается. Надо же себя заставить в конце концов! А методическим комиссиям пособия лучше не разрабатывать. Я давно убедился: если что-то где-то называется "комисия" или "совет", лучше с этим не связываться. Пусть уж досидят свое и исчезнут как вид.



  • Уважаемый Денис!
       Только что прочитал в "Компьютерре" от 20 декабря тему номера" Компьютер и образование" в том числе вашу статью. Очень здорово и интересно! Правда пока тема образования далека для меня, тем не менее. Мне импонирует ваша мысль о том что компьютер для большинства людей - лишь инструмент для работы (а учебные заведения , по моему разумению, и должны давать знания в качестве инструмента для помощи в жизни в этом мире, для помощи в достижении своих целей и удовлетворения желаний).
       Это понимание и необходимо привить учащимся и учить их использовать компьютер для достижения любой цели, будь то работа , отдых, развлечение. И естественно при понимании такого расклада в учебных заведениях возникнет желание у преподавателей и самим научится и учеников научить а при желании можно сделать все что захочешь не смотря на денежные или иные трудности.
       В общем было очень приятно и от самих мыслей в статье и теме номера и от того что здравомыслие наконец то прорывается на страницы печати. Буду рад встречать почаще подобные (необязательно по теме , но по свежести мысли) на страницах КТ.

    Искренне Ваш,
    Михаил Кадников


    Д.В. Спасибо, Михаил! Однако как раз с этим самым "здравомыслием" что-то и не получается никак. То есть здравомыслия в чистом виде у нас хоть отбавляй. А на деле получается какая-то дрянь. Спросите любого преподавателя, и он вам расскажет о проблемах образования то же самое, что и я. Но потом люди снова идут работать и делают все с точностью до наоборот. Загадочная русская душа? Наследие большевизма? Оправданий можно найти сколько угодно, но сдвигов пока нет, и как их добиться не знаю. Хотя наладится все, наверное,, лишь тогда, когда преподаваатели выйдут на свободный рынок со своими услугами, а учащиеся сформируют спрос. Такой, как в случае с заборными "курсами освоения ПЭВМ". Тогда изменится и вся схема взаимоотношений. И дипломы российские признают.



       
  • Hi Denis!
       Привет!
       Прочитал твою статью "Темные пятна" - классно! Единственный комментарий - главное не впадать в крайности.
       90% должны осваивать компьютер, как инструмент sic! Но должны остаться 10% тех, кто должен глубоко понимать и нормальные формы Бойса - Кодда, польскую форму записи и др. Главное не выплеснуть и ребенка из колыбели - наша академическая подготовка была весьма и весьма неплоха, но ей не хватало обучения очень практическим вещам.
        Соединить бы это все вместе - вот это бы было образование.

    My best regardsИлья Биллиг
    Маркетинг менеджер Microsoft AO


    Д.В. Да, Илья, строго говоря, образование у нас действительно было неплохое. Разумеется, другое, мало напоминающее западные модели, но в чем-то оно давало выигрыш. По крайней мере нас уж точно научили не принимать на веру все, что говорится, а самим многое перепроверять, формировать собственные суждения. Тут, кстати, помогала даже "История КПСС". В итоге советское образование приводило не к механистическому, а, скорее, творческому восприятию мира. Теперь народ вдруг бросился копировать всякие заморские "прогрессивные" методики, а в итоге действительно повыплескивали массу полезных младенцев. Мне даже кажется, что провинциальные вузы сегодня выглядят несколько лучше столичных, которых здорово трясет от чаще всего странных попыток реформирования.



       
  • Hi, Денис!
       Прочитал в #3(180) номере "Компьютерры" Вашу статью "Темные пятна". Сразу же вспомнил историю своего почти законченного "верхнего образова-ния". Почти - скоро защищу диплом и все, прощай alma-mater. В приобретении знаний и навыков работы с компьютером институт, где я обучаюсь до сих пор, не виноват никоим образом. А специальность у меня такая: "ЭВМ,Системы, Сети, комплексы" #2201 - hard и soft пополам.
       Я думаю, Вы получили или скоро получите гневные письма, о том, что зарплату не платят по году, денег крышу починить нет, а тут еще учить кого-то надо и покупать новое оборудование.
       Система высшего образования разваливается, нет денег, возникнет еще тысяча причин, но может стоит принять то, что есть? Мир меняется, что-то было COOL 10 лет назад, а сейчас никому не нужно. Потребности общества в специалистах, цели образования меняются, пора начинать меняться самим. А если посмотреть поближе, получается, что два мира - за стенами института и вне их почти не сообщаются. Цель институтской подготовки - не специалисты, необходимые обществу, а горы макулатуры, и очередное признание заслуг отцов-основателей, которые уже по двадцать лет не заходили в лабораторию, потому что стали начальниками и у них 33 заботы каждый день, а труды пишутся без их участия, все равно никто не прочитает эти горы маразма по своей воле.
       Краткий курс компьютерных наук в МГИЭТ (бывш. МИЭТ).
       1 курс: Выгонят/не выгонят - выгонят!
       Два семестра преподается Паскаль. Изучение основ программирования. Hello, world! Ввести, вывести, сортировать, файлы, Norton. Претензий никаких - многие видят компьютер в первый раз. Кое-кто уже пишет собственные библиотеки с наработками, но таких мало. Что-то останется из этого курса.
       Спасибо лектору - упомянул про ООП, и примеры привел. В общем довольно продвинутый курс. И главное, желание учиться было.
       "Машинная графика" - изучение Autocad. Что такое CAD и с чем его едят, студент узнал, но в каждой бочке меда есть своя ложка LISP. Вот на нем-то мы и писали параметрическое проектирование. Теперь понимаю, что абсолютно зря.
       2 курс: Выгонят/не выгонят - скорее всего выгонят.
       Слухи о продолжении преподавания Паскаля не подтвердились. Основным языком программирования объявляется C. И полностью повторяется программа предыдущего года. Лабораторные работы, лекции и все-все аналогично, но в мозгах заваривается каша, т.к. структура и идеология C и Паскаля различны. Основы стиля, которые народ успел впитать на первом курсе, мгновенно испарились. Программа не обязана работать, она должна показать результат - первое правило отмазки, которое позже стало основной наукой.
       Лабораторные работы. Пока не зарисуешь в тетрадь внешний вид экрана NC/Full/Brief и не выделишь отличия от dir, с первой лабы живым не выйдешь. Кому-то нравился Volcov, мне - XTree, но ничего нельзя сделать: "Вы можете работать в чем угодно, но должны показать знание Norton'а". Не помогло, некоторые Norton не знают до сих пор.
       Все кончилось благополучно, тесты сломали, путем замены 4-х байт отстреливался входной пароль и можно было давать произвольные ответы. Видели бы Вы, какие меры по секретности тестов предпринимали девочки-лаборантки и столетние бабки-преподавательницы! Но про UNERASE девочки еще не узнали, а бабки строили в очередь, соблюдая технику безопасности.
       Итог - полное отвращение к C у большинства студентов (кроме тех, кто на нем пишет).
       3 курс: Выгонят/не выгонят - скорее всего не выгонят.
       Ничем особенным в плане компьютерных наук год не отличался, похоже про это забыли. 2-3 раза загоняли на Искру-1030, но пауза между нажатием на кнопку и реакцией превышала длительность занятий. Зато "АЛО ЦВМ" стало проклятием всего курса. Все возможные кодировки всех исторических и доисторических машин начиная с БЭСМ-6 (ну не дает покоя старичкам их молодость, когда они с колодой перфокарт на танки ходили). Арифметические операции - умножение, деление и т.д. все приходилось обсчитывать самому, чтобы проникнуться величием труда сопроцессора. 0 и 1, а также карты Карно для оптимизации и минимизации -- якобы уменьшать количество вентилей в схемах - просто маразм.
       4 курс: Выгонят/не выгонят - не выгонят!
       Видимо, кто-то понял, что существуют пробелы в знаниях о компьютере и программировании, поэтому посредством 2-х предметов начали впихивать знания в наши мозги.
       Курс "Организация ЭВМ, Комплексов, Систем и Сетей" в течении 2-х семестров развлекал энциклопедическими знаниями о процессоре MC68000 и 2 недели в конце курса о 8086. Причем старшие модели не затрагивались принципиально: "Основы - это главное, все остальное это лишь увеличение скорости, тактовой частоты, которая и так не используется полностью".
       Весь год был посвящен ТОЛЬКО СИСТЕМЕ КОМАНД 68000. Архитектура процессора и системы, вызовы операционной системы не рассматривались ВООБЩЕ, 1 лекция, где нарисовали CPU->BUS->MEMORY не в счет. Я так и не понял для чего нужен ассемблер - для полного эффективного низкоуровнего доступа ко всем ресурсам системы или для перекодировки шестнадцатеричного числа в ASCII. Зато мужик, который задиктовывал фирменный мануал Motorola, подчеркивал неоднократно, что 68000 - наибестейший и самый 32-х разрядный процессор в мире.
       Похожий курс, касающийся однокристальных ЭВМ Motorola. Единственный цельный курс за все время обучения в институте. Рассказали для чего, как и почему, дали попробовать. На альтернативном курсе ПО ПЭВМ весь год изучали ТОЛЬКО MBR/Boot sector винчестеров. Ужасно интересно и полезно.
       Еще был Пролог, но про него нет слов - одни буквы неприличные. Преподаватель мелко-мелко переписывал стандартные примеры от пакета на доске. Ни вопрос "а для чего это надо?" не получил вразумительного ответа, сплошное бормотание про экспертные системы, разбор синтаксиса, базы данных. Преподаватель считается крутым программистом местной величины, триггер от триппера, пардон, отличает с трудом.
       5 курс: Выгонят/не выгонят - а пусть попробуют!
       Тут наконец-то рассказали про один (не самый лучший) электрический CAD - PCAD v4.5. Правда, изучали сами, пока лектор нес чушь про структуру графических примитивов внутри программы и алгоритм Брезенхема под довольное ржание студентов, которые уже пишут распределенные системы, кто-то занимается графикой профессионально, но не в институте. Между прочим, многие пострадали из-за "Компьютерры" - читать что-либо на лекции это почти расстрельная статья.
       Результат такой: ни разработчики и не пользователи. Просто куча никому не нужных знаний. В соответствии с лучшими традициями советского образования.
       Вопрос: а стоило ли тратить массу времени и денег на бесполезные с точки зрения дальнейшего применения курсы, тратить тонны бумаги на дурацкие конспекты и лабники, жечь киловатты для обогрева помещений с помощью Искры 1030, 286.
       Ни одного пакета, который хоть где-то используется сейчас, ни крупицы знаний по современной технике. Что-нибудь действительно необходимое, подается так, что потом стыдно рот открыть в общении с профессионалами. Егор Гайдар 2 или 3 года назад, будучи в МГИЭТе, поразил всех присутствующих словами о том, что надо бы кое-какие ВУЗы прикрыть, мол не по средствам живем. Его никто не воспринял, а теперь я понимаю, что кое в чем он (Гайдар) был прав. Сон разума рождает чудовищ.

    А. О., студент МГИЭТ


    Д.В. Ну, тут у меня вообще комментариев нет. Человек все рассказал как есть. А гневных писем не было. И, скорее всего, не будет.



       
  • Уважаемый Денис!
       По моему скромному мнению - спорить тут не о чем! А вот если разбираться - сколько же всего еще не сказано на эту тему...

    Валентин Логинов
    Всех Благ и Доброй Работы!


    Д.В. Это уж точно, споры идут давно, а истина все никак не родится. Или родилась, но мы в суете ее не заметили. А она стоит тихонько в уголке и ждет, когда вся эта свистопляска прекратится. Может быть действительно стоит покончить с рассуждениями и просто заняться работой? Как у нас говорили, на каждом рабочем месте, у каждого станка. Можно, конечно, последовать совету доктора Преображенского и лупить себя по затылку до тех пор, пока вся дурь не выйдет, а затем заяться своим прямым делом - чисткой сараев. Но это какой-то позор.




  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.