Дружба Интернета с "Быками" и "Медведями" (К вопросу о компьютерно-финансовой мифологии)
Архив
"Двадцать пять самых влиятельных журналистов" США единодушно присвоили Интернету титул "Главной темы 1996 года" (Top story of the year), имеющей все шансы превратиться в тему безоговорочно доминирующую в году наступившем. Поскольку не уточнялось, является это событие положительным или отрицательным, я с огромным удовольствием приобщусь к "самым влиятельным" и поддержу эту номинацию. Уж чего-чего, а пресловутых "Hype" и "Hoop-la" по поводу мировой компьютерной сети - хоть отбавляй. Вообще, ситуация вокруг Интернета очень напоминает брожение ("варку бульона"), предшествующее взрыву на финансовом рынке. Аналогию дополняет и полная неуверенность относительно последствий этого взрыва - то ли стремительный взлет (за "быками"), то ли головокружительное падение (за "медведями").
Каковы же доводы "быков" от Интернета? Вот они:
А вот доводы "медведей":
В конечном счете, принципиального значения этот спор не имеет в силу одного важного обстоятельства. Дело в том, что природа Интернета по своей философской сути вовсе не оригинальна. Интернет - лишь новая информационная среда (с акцентом на интерактивность) и в качестве таковой целиком и полностью зависит от информации, которой она заполняется. Поэтому, во-первых, в Интернете всегда будут присутствовать все пороки и достоинства человеческой природы (от порнографии до проекта Гуттенберг, хотя не ясно, почему я развел их по полюсам), во-вторых, став частью ноосферы, Интернет имеет все шансы выжить не только в 1997 году, но и в следующем столетии.
А посему, жизнь берет свое и Интернет как лампочка мотылька привлекает новые толпы коммерсантов. Не стал исключением и необъятный финансовый рынок. Как же складывается дружба подлинных "быков" и "медведей" с Интернетом?
На заре "катастройки" я защитил диссертацию о воплощении социальной мифологии в литературе. По юности и наивности главным пригрезившимся мне мифом был миф тоталитаризма, а посему я старательно внес посильную лепту в идеологический развал советской власти. О чем сегодня искренне сожалею и готов испросить прощения. Однако урок, который я извлек и который очень пригодится и мне и читателю для правильного понимания этой статьи, таков: к глубокому сожалению, похоже, что миф -- единственно доступный широким массам способ мышления и мы обречены развенчивать один миф с помощью и во имя другого мифа, даже не догадываясь об этом.
В компьютерном мире мифов ни чуть не меньше, чем, скажем, в политике или истории. Вот лишь малая толика - персональный компьютер создала IBM, экраны мониторов вредны для здоровья, сети кишат вирусами, OS/2 лучше Windows, Билл Гейтс - самый богатый человек, Микрософт придумала Basic, DOS и Windows, российский пользователь - самый квалифицированный в мире и т.п.
Не менее мифологичны представления о финансовом рынке и его отношении с компьютерами и сетями. Поговорим об этом поподробнее.
Финансовый рынок, то есть рынок ценных бумаг, был компьютеризирован почти тридцать лет назад. В 1971 году Национальная Ассоциация Дилеров Ценных Бумаг США ( NASD) освоила систему электронных торгов (Nasdaq) - общеамериканскую компьютерную сеть, доступ к которой имели дилеры в самых удаленных уголках страны. Лондонская биржа несколько припозднилась - система, аналогичная Nasdaq, под названием SEAQ (Stock Exchange Automated Quotations), появилась в 1986 году. Первый Токийский аналог - CORES - возник в 1982 году, а затем заменен на более совершенную систему - FORES - в 1990 году. Биржа в Торонто обрела компьютерный облик в форме CATS (Computer-Assisted Trading System) в 1977 году.
Однако, в столь ранних сроках ничего удивительного нет, поскольку и сам Интернет существует давным-давно, только пускали в него не каждого. Поэтому первая иллюзия, с которой нам предстоит расстаться, заключается в том, что возможность участвовать в торгах на бирже с помощью компьютера появилась не далее, как вчера.
Профессиональные инвесторы и трейдеры при желании уже давно могли получить электронный доступ к той или иной дилерской конторе.
Интернет, как мы понимаем его сегодня, а именно - всемирная компьютерная сеть, доступная широким массам, - должен был открыть, на первый взгляд, неограниченные возможности как для самих инвесторов, так и для брокерских контор. На поверку, все оказалось гораздо сложнее.
Начнем по порядку. Каковы возможности у жителя США, пожелавшего обменять свои честно заработанные доллары сегодня на те или иные обещания прибыли завтра?
Во-первых, разместить излишек средств на сберегательном счете (savings account) в коммерческом банке или сберегательном учреждении (thrift), либо там же приобрести депозитарный сертификат (CD).
Другой вариант - это отдаться любимцам американского народа - паевым фондам (Mutual Funds). Их сегодня в США - под девять тысяч (!!!).
Оба варианта - удел осторожного обывателя, у которого нет ни лишних денег, ни свободного времени, и таковых большинство. Однако всегда находится определенная группа непоседливых людей с повышенными амбициями и самомнением. Как правило, денег у них немного, поэтому терять их не так жалко, а попробовать самому хочется. Для подобного контингента существуют брокерские конторы (Brokerages).
В Соединенных Штатах существуют сотни брокерских контор, из которых крупнейшими являются следующие:
Брокерская контора | Активы на 1995 год (в млрд. Дол.) |
Merrill Lynch | 703.0 |
Smith Barney | 419.7 |
Dean Witter | 221.3 |
Paine Webber | 216.3 |
Charles Schwab | 195.6 |
Fidelity Brokerage | 181.0 |
Prudential Securities | 168.0 |
Степень концентрации капитала этих контор поражает воображение не только с невысокой колокольни национального валового продукта нашей многострадальной родины, но и с точки зрения видавших виды американских и японских финансовых элит. Для сравнения, активы крупнейшего банка США - Citycorp of New York - около 180 млрд. долларов.
Так вот, из вышеперечисленных контор, насколько мне известно, только Charles Schwab и Fidelity предоставляет брокерские услуги через сеть Интернет. Самые громкие имена финансовых брокеров в Интернете - E-Trade, Ceres Securities Online, Jack White & Company, Pacific Brokerage Services, The Net Investors, National Discount Brokers и т.п. - за малым исключением, сплошь неологизмы на горизонте финансовых услуг. Честь им и хвала за инициативу, однако их клиенты погоды на биржах не делают.
Чем же вызвано такое сдержанное отношение к Интернету крупных и зарекомендовавших себя брокерских контор? В качестве первого предположения на ум приходит очередной компьютерный миф о ненадежности и опасности финансовых операций в Интернете. Этот миф просто мучителен по своей одиозности. Его ближайший родственник в быту - это идея опасности авиации как вида транспорта. Не возмущало ли Вас, читатель, назойливое внимание к авиакатастрофам средств массовой информации? И это на фоне того, что под колесами автомобилей ежедневно погибают в десятки, сотни раз больше людей. Нечто похожее происходит с умом обывателя по поводу опасности Интернета. Тогда как в любом кафе, магазине и просто при заказе по телефону, шанс быть обворованным на порядок выше. Мой американский партнер Питер Тэйди пару месяцев назад заказал по телефону компьютер у какой-то калифорнийской фирмы. Компьютер доставили, однако с карточки VISA почему-то исчезла сумма в два раза больше полагающейся. Как оказалось, второй платеж был произведен в пользу совершенно непонятной тайваньской компании. Все аккуратно, без всякого Интернета. Кстати, деньги обратно Питер так и не получил, теперь вот судится.
Объективности ради стоит признать, что крупные брокеры все-таки учитывают этот миф, когда не спешат в Интернет. Какой прок от того, что специалисты понимают абсурдность подобных страхов, если большинство обывателей свято верят в эту сказку? В конечном итоге, коммиссионные будут изымать у этих самых обывателей, а посему - "хозяин - барин".
Основная же причина, по которой крупные брокеры не идут в Интернет, так же банальна, как и отсутствие инвестиций в экономику России. Ответ прост - неинтересно. Чисто по-экономически, без всяких обиняков. Это "неинтересно" слагается из двух важных компонентов. Во-первых, американскому инвестору нет нужды входить в Интернет для того, чтобы осуществить покупку или продажу ценных бумаг. У него есть по меньшей мере три способа сделать то же самое более легким способом - бесплатно позвонить по телефону в брокерскую контору, где бы он не находился от Аляски до Гавайских островов, быстро осуществить сделку с помощью так называемого телеброкера - системы меню, управляемой с помощью обычного тонового телефона, наконец - связаться с брокерской конторой по закрытой компьютерной сети, минуя Интернет (тоже бесплатно).
Второй компонент экономической невыгодности - "мелкота" интернетовского инвестора. Как ни неприятно признавать, но в Америке как и России клиенты делятся на крупных (и важных) и мелких (то есть, не очень важных).
И тем не менее, Интернет все более наполняется сайтами, предлагающими брокерские услуги. В чем же тогда привлекательность этой среды?
Причин, на мой взгляд, - две. Первая - из области психологии потребления вообще и психологии инвестора в частности. Американский консьюмизм исторически отлился в очень своеобразную форму, не имеющую аналогии нигде в мире, в том числе и в странах Западной Европы. Не случайно, у крупного американского бизнеса розничной торговли постоянно возникают проблемы в процессе его экспансии на территориях западноевропейских стран, крупные супермоллы с трудом конкурируют с небольшими бутиками и магазинами, местных европейских торговцев. В чем же это своеобразие? В подходе к покупателю. В США, стоит вам только толкнуть дверь и появиться на пороге любой торговой точки, как к вам со всех сторон несутся свободные продавцы и менеджеры и атакуют вопросом: "Чем я могу вам помочь?". С непривычки хочется поднять руки и сдаться. Настойчивое желание услужить доходит порой до самоуничижения (естественно, в нашем, российско-европейском представлении). Помнится, когда я впервые приехал в Америку, то, прогуливаясь по Манхеттену, случайно заглянул в очень фешенебельный салон обуви "Бостониан". Продавец-итальянец по неписаному канону арестовал меня и моего американского приятеля уже в дверях магазина, снял мерку и притащил множество коробок на примерку. В этот момент освободился менеджер салона, здоровенный негр, который подошел к нам, представился, дал визитную карточку, затем... стал на колени и собственноручно принялся надевать туфли мне на ноги. Я был готов провалиться сквозь землю (вот она, советская скромность!). Но менеджер на этом не успокоился и взялся чистить обувь, в которой мы пришли, заявив на мои слабые возражения, что он любит этим заниматься. Он говорил очень искренне. В результате я купил две пары, хотя не собирался покупать вообще ничего. Такое распределение ролей - пассивный покупатель и сверхактивный продавец - чисто американское явление, отпугивающее не только советских людей, но и настоящих европейцев. В Лондоне, Париже или Мюнхене вы можете долго и бессмысленно бродить по магазинам в то время, как продавцы будут спокойно стоять поодаль и мирно беседовать между собой, покой вашей особы никто не нарушит и вас не введут в смятение сатанинским напором. Какой из двух подходов лучше, я судить не берусь, для нас важно лишь зафиксировать это отличие.
Вернемся теперь к Интернету как виртуальному брокеру, у которого вы собираетесь приобрести те или иные финансовые услуги. Почему же американский инвестор может предпочесть Интернет - аналог ненавязчивой европейской модели консьюмизма - общению с брокером напрямую по телефону, что соответствует более привычной американской модели? На первый взляд, налицо противоречие. На самом деле, покупка башмаков в магазине и оформление ордера на покупку или продажу ценных бумаг - явления совершенно полярные. В первом случае, от покупателя ничего не требуется - ни знаний, ни умений, ни опыта. Во втором, звонок брокеру подобно снежной лавине влечет за собой целый комплекс осложняющих обстоятельств - психологических, бытовых, социальных. Ведь для того, чтобы просто правильно сформулировать ордер, надо обладать целым набором знаний и при этом быть предельно точным в формулировках, иначе можно запросто потерять свои деньги. Посудите сами - нельзя просто сказать: "Я хочу продать сто акций IBM". Профессиональный диалог с брокером по телефону будет выглядеть, примерно, следующим образом:
Брокер: Доброе утро, меня зовут Билл. Чем я могу Вам помочь?
Клиент: Сообщите, пожалуйста текущую котировку простых акций IBM.
Брокер: Конечно. Ваше имя и номер счета, пожалуйста.
Клиент: Меня зовут Джим Джонсон, счет номер 9999-9999.
Брокер: Г-н Джонсон, цена на акции IBM - "бид" 140 ?,"аск"140 5/8.
Клиент: Я хочу продать сто акций.
Брокер: Ваш ордер - "маркет"?
Клиент: Нет - "стоп-лимит".
Брокер: Цена "стоп"?
Клиент: 140.
Брокер: Цена "лимит"?
Клиент: 139 7/8.
Брокер: Позвольте повторить для Вас: Ваш ордер - продать 100 простых акций IBM по цене <стоп-лимит>. Цена <стоп>- 140, цена <лимит> - 139 7/8. Правильно?
Клиент: Все правильно.
Брокер: Я ввожу Ваш ордер прямо сейчас. Вот - подтверждение. Ордер принят. Что-нибудь еще?
Клиент: Нет, спасибо. До свидания.
Вот такой разговорец. Даже невооруженным взглядом видно, что для участия в нем необходимо обладать железными нервами и хоть каким-то предварительным знанием. Однако такая эмоционально-образовательная нагрузка - лишь одна из причин, по которой американский (и вообще, любой) инвестор может предпочесть Интернет с его безликим общением прямому разговору с брокером.
Психологическая причина привлекательности Интернета как виртуального брокера дополняется социальной. Бытует миф, что достижения американской демократии привели к такому высокому уровню жизни среднего класса, что гражданину-обывателю стало наплевать как живет его сосед и насколько его машина лучше твоей. Это - величайшее заблуждение, вовсю культивируемое голливудским соцреализмом. Всем ой как не наплевать! А зависть просто не дает спать рядовому гражданину. Если к этому добавить повсеместный культ стукачества (которому, правда, далеко до немецкого), то стрессовый характер общественный жизни - налицо. Так вот. Одно дело заглянуть в магазин, почувствовать себя хозяином жизни, дать менеджеру почистить тебе башмаки и купить пару новых, и совсем другое - сделать рискованный финансовый ход, каковым является покупка / продажа ценных бумаг. Здесь целый клубок фобий и комплексов - не проявить себя полный идиотом, не позволить брокеру усомниться в твоих способностях, наконец, просто не потерять денег. А если добавить к этому тот факт, что брокер знает состояние твоего счета, а следовательно, знает, чего ты стоишь, и у тебя нет ни малейшего шанса изобразить перед ним крупного скотопромышленника из Техаса... Конечно, если у тебя пара-тройка миллионов, то никому ничего уже доказывать не надо, а если - этих миллионов нет? Вот тогда - милости просим в Интернет - конфиденциально, безлико, спешить никуда не надо и доказывать - тоже.
Итак, первая причина привлекательности Интернета - психологическая. Вторая - банально географическая. Когда я говорил, что для американского инвестора существует как минимум три способа связаться с брокером где бы он не находился - от Гавайских островов до Аляски, я не грешил против правды. Однако по ту сторону Аляски, в Тьмутаракани под названием Европа или Австралия, все эти удобства тут же испаряются. Бесплатный телефон 800 не работает, международные переговоры стоят дорого, одним словом, весь комфорт американского телефонно-коммуникационного рая исчезает. И вот тогда Интернет превращается из падчерицы в незаменимого друга. Скажем, находясь в Москве, Интернет является единственным средством доступа ко всем американским финансовым ресурсам.
В завершение эссе о дружбе Интернета с "быками" и "медведями" несколько слов о нашей родине. Эту тему можно рассмотреть в двух аспектах - интернет-трейдинг и использование мировой компьютерной сети банками.
У Соединенных Штатов, такой противоречивой во всех отношениях стране, есть одно неоспоримое достоинство - несмотря на вездесущность государства, пытающегося контролировать все и вся, у человека все-таки есть шанс сказать любимой девушке или своему финансовому брокеру нужные слова и при этом не утратить ощущения приватности состоявшейся беседы. В нашем отечестве такого чувства никогда не было и, по-видимому, долго не появится. В годы Советской власти был анекдот о том, что молодожены обязаны покупать трехспальную кровать - для самих себя и Ленина посередине. В годы катастройки присутствие этого ленина усилилось десятикратно. Дело в том, что власть намеренно или случайно делает все от нее зависящее, чтобы не подпустить своих граждан к любой форме экономической независимости. А именно эта независимость лежит в основе как интернет-трейдинга, так и интернет-банкинга.
Финансовый трейдинг вообще и интернет-трейдинг в частности предполагает, что потенциальный инвестор самостоятельно решает, куда ему вкладывать свои деньги - в акции американских, японских или российских компаний. Свобода частных инвестиций - незаменимое условие существования настоящего финансового рынка. Так, в начале января был отмечен усиленный рост стоимости американского доллара по отношению к японской йене. Причина тому - доходность американских казначейских облигаций значительно превысила доходность японских, в результате чего японские инвесторы принялись скупать доллары, чтобы приобретать на них американские ценные бумаги. Такая ситуация просто немыслима в России, где столько сил тратится на выслеживание капиталовложений граждан и насильственное их изъятие для пополнения бюджета. Поскольку российское государство непоколебимо в своей уверенности, что его богатство - в полноте бюджета, а не в состоятельности самих граждан. Прогнозировать дальнейшее развитие событий может даже ребенок - деньги как утекали за рубеж, так и будут утекать и никакие драконовские меры не помогут. До тех пор, пока не будут выполнены два условия - радикальный пересмотр налоговой политики и прекращение нецелевого использования (читай - воровства) бюджета - на войны, генеральские вилы, политические кампании. Но ничего этого в ближайшие годы, похоже, не предвидится.
Нужен ли интернет-трейдинг в России? Сегодня ответ однозначен - нет. Хотя это и не исключает коммерческой выгодности данной инициативы, иначе компания "Мириад", в которой я состою, не обучала бы тому, чему она обучает. Услуги по практическому интернет-трейдингу в Москве предоставляет компания "Российский Валютный центр". Несмотря на такие недостатки как ограничение участия только биржевыми торгами FOREX, работа через финансовых посредников и отсутствие операций в режиме реального времени, "РВЦ" является пионером в этой области и заслуживает всяческих похвал.
Нужен ли Интернет банкам России? Ответ - "нет" в еще большей степени. Российским банкам вообще ничего и никто не нужен. Они самодостаточны. В лучшем случае им пригодятся технологии интранета да побольше брандмауэров, чтобы еще больше и надежнее отгородиться от назойливого населения. Есть ли возможности для внедрения интернетовских технологий в банках России? Возможностей - хоть отбавляй, достаточно выйти на улицу и поглядеть на местное в вашем районе отделение Сбербанка, думаю весь его фасад также отделан золотом, как и в моем районе. А как еще должен выглядеть банк, одним махом укравший все сбережения у своих вкладчиков?
Глубоко уважаемый мною Денис Викторов, предложив подготовить этот материал, предположил, что было бы неплохо сказать несколько слов о российских перспективах, надеждах и возможностях. Я человек обязательный и, видит бог, пытался изо всех сил разглядеть эти перспективы и надежды буквально под микроскопом, поворачивал объект исследований то одной стороной, то обратной, наконец - сдался. Видимо, трудно избавиться от темного наследия марксистского воспитания, полученного в годы "застоя", а посему говорить о перспективах взаимоотношений Интернета и отечественных банков просто язык не поворачивается.
Статья получилась как бы черно-белая. Белая про Интернет и черная - про все остальное. Я позволил себе черную половину, памятуя о том летнем номере "Компьютерры", целиком посвященной теме "Голосуй или...". Мне кажется, дорогой нам всем журнал гордится своей гражданской позицией. И я горжусь своей. И это правильно - нельзя притворяться, что мы живем на планете Марс и кроме материнских плат и модемов ничего не существует.
"Uptrend" (обратно к тексту) (англ.) - устойчивый рост стоимости ценных бумаг.
"Downtrend" (обратно к тексту) (англ.) - устойчивое падение стоимости ценных бумаг.
Проект Гуттенберг (обратно к тексту) - одна из самых возвышенных и бескорысных инициатив в Интернете, направленная на переведение в электронную форму всего письменного наследия человечества. Уже сегодня доступны on-line десятки тысяч книг из золотого фонда.
"Катастройки" (обратно к тексту) Удивительно точное определение, принадлежащее перу Александра Александровича Зиновьева.
(обратно к тексту)После прочтения биографии Билла Гейтса, написанной Стивеном Мэйнсом и Полом Эндрюсом, у меня зародилсь уверенность, что Микрософт вообще ничего не придумал, а лишь умело пожинал плоды чужих достижений.
(обратно к тексту)Да не обидятся на меня "специалисты" всех мастей, ведь речь идет не об их частных и узко профессиональных знаниях, а о так называемом "общественном представлении", которое суть среда обитания всяких мифологем.
(обратно к тексту)Кстати, о терминологии. Инвестором условно называют участника рынка ценных бумаг, который более склонен к долгосрочным капиталовложениям (год и более), в противоположенность ему трейдер - склонен к краткосрочным спекуляциям (день, неделя, месяц).
(обратно к тексту)Да не возмутится читатель от вульгарности формулировки, поскольку именно так вводится понятие "инвестиции" в американской финансовой науке: "инвестиция, в широком смысле слова, означает жертву наличных долларов в обмен на доллары в будущем".
(обратно к тексту)В случае с отсутствием инвестиций в наше отечество бытует еще один миф - высокая степень риска. Это ерунда полная. Рискованность опциона или фьючерса на рынке Америки на порядок выше, чем страхи перед очередной хворобой российского президента или пресловутой мафией. Однако же фьючерсный и опционный рынок - многомиллиардный. Просто западные аналитики давно поняли то, что по непонятной причине до сих пор недоступно отечественным умам - отсутствие платежеспособного населения, которое и определяет неинтересность рынка. Другой миф на ту же тему - высокая рентабильность местных капиталовложений - ГКО и ОФЗ. На тех же американских опционах за один день можно заработать больше, чем на ГКО за год. Правда и потерять тоже можно.
(обратно к тексту)Ужасное слово, определяющее идеологию постиндустриального потребительского общества.
Супермолл (обратно к тексту) - удивительное изобретение американской цивилизации. Это не большие, а просто гигантские торговые центры, объединяющие под одной крышей иногда тысячи торговых точек, баров, ресторанов, кафе, кинотеатров, фотоателье, парикмахерских и т.д. Сегодня супермоллы превратились в культурные центры в небольших провинциальных городках, в которых люди проводят практически все свое свободное время.
(обратно к тексту)Такой диалог рекомендует брокерская контора Charles Schwab
(обратно к тексту)Биржевой специалист, поддерживая ликвидность рынка, всегда готов приобрести ваши акции по цене "Бид" (Bid Price) и продать вам акции по цене "Аск"(Ask Price).
Маркет (Market) (обратно к тексту) -это цены текущего спроса и предложения.
Стоп-Лимит (Stop-Limit) (обратно к тексту) - довольно сложная и популярная ценовая вилка. К сожалению, ее невозможно объяснить в двух словах.
FOREX (обратно к тексту) - международная электронная биржа, специализирующаяся на торгах валютами и их производными - фьючерсами, опционами и фьючерсными опционами.