Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вопрос недели.

Архив
автор : НАТАЛЬЯ ТЕПЛОУХОВА    27.01.1997

   Вопрос недели:
   1. Что можно купить через Интернет?
   2. Опасно ли совершать покупки в виртуальных магазинах?
   3. Кому выгодна торговля через Интернет?
   4. Нужен ли Интернет российским банкам?


   Геннадий Сигалов, генеральный директор фирмы DEMOS:
   1. Все, по-моему: книги, автомобили, но в российской части Интернет купить ничего нельзя, кроме информации. В западной части Интернет можно, совершая оплату по кредитным карточкам, можно делать покупки в электронных магазинах. Причем воспользоваться этой услугой может любой абонент, даже наш соотечественник. Например, один мой друг, который живет в Москве, купил себе через Интернет антирадар. Он расплатился кредитной карточкой, и ему через 10 дней скоростной почтой доставили заказ. Так что, если Вы согласны оплатить доставку, Вам привезут даже громоздкую вещь. Другое дело, что очень сложен процесс авторизации кредитной карточки, определение того, есть ли на ней деньги.
   2. Во всем мире покупки в виртуальных магазинах совершают и вроде бы не жалуются. Конечно, у нас специфическое общество. Может быть найдутся умельцы, кто ухитрится украсть номер и код карты, но за рубежом таких случаев пока нет. У нас широко распространены финансовые махинации, и теоретически может случиться, что информация, помещенная в электронный магазин, окажется вымышленной, то есть Вы переводите деньги и не получаете при этом товара. Но я думаю, что размещение информации в электронном магазине - это достаточно дорогостоящее дело, и эту сторону акта купли-продажи можно считать достаточно безопасной.
   3. А кому выгодна торговля в обычных магазинах? Наверно, и продавцу и покупателю. Магазины вообще существуют затем, чтобы человек мог в удобном месте приобрести необходимый товар. А Интернет - это еще большее приближение товара к покупателю: вообще никуда не надо ходить. Мне это напоминает журналы и каталоги типа "Товары - почтой",с той только разницей, что справочник Интернет в области торговли огромен.
   4. По-моему, это очевидно. Если посмотреть на историю развития DEMOS, то у нас первыми заказчиками, что подписывались на Интернет, как раз и были банки. Для осуществления взаиморасчетов имеются специальные сети, Интернет для этого не используется. Но как средство вспомогательное он просто необходим для их существования. Год назад состоялась выставка RELCOM под девизом "Банки и Интернет". Там было показано на опыте наших и западных банков , как эффективно использовать Интернет для их нужд. Все более-менее установившиеся банки работают в Интернет. Вся переписка ( огромная ) идет через электронную почту Интернет, а также котировки, итоги биржевых торгов, акции. Существует такой Web-сервер, который показывает котировки западных банков и компаний. Если Вы решили сотрудничать с какой-нибудь западной компанией, Вы можете через Интернет узнать, что это за компания, ее экономические показатели. Словом, банкам Интернет нужен как воздух, и они используют его эффективно и умело.

   Гамид Костоев, вице-президент компании IBS по маркетингу:
   1. В основном - информацию, а также различные товары (например, книги, компакт-диски), но для меня это сегодня скорее теретическая возможность. Русского магазина в Интернет я не видел, а зарубежные магазины, благодаря некоторому консерватизму сознания, я использовать боюсь: откровенно говоря, мне страшно отправлять данные о своей кредитной карточке.
   2. Я считаю, что да. На сегодняшний день в незащищенном режиме, со сломанным ключом на NetScape при самом элементарном знании сети конфиденциальные данные могут быть считаны третьей стороной. Это может сделать просто грамотный человек. Известны многократные случаи взлома защиты NetScape, и мне страшно, как любому нормальному обывателю. Меня никто в доступной форме не убедил, что существуют какие-то гарантии безопасности торговли в Интернете. Грубо говоря, этой сфере нужен нормальный PR, то есть человек, который мог бы четко, понятно, убедительно доказать, что существует определенная гарантия безопасности при выполнении некоторых правил. Я работаю в компьютерной компании, но не являюсь специалистом ни по безопасности, ни по Интернет. За разработками в этой области слежу, как говорится, краем глаза, и получаю, с одной стороны, сообщения о том, что разработана новая система защиты с использованием алгоритма ЦРУ, а с другой стороны, на меня потоком идут сообщения о том, что кто-то "взломал" СитиБанк, другие хорошо защищенные системы. Факты убеждают, что взломать можно все. Задачка для социологов: кому я верю, если приходится рисковать своими кровными? С другой сторны, электронная торговля нужна мне как меломану (Интернет предлагает большой выбор музыкальных компакт-дисков). Безопасность занимает второе место в системе человеческих потребностей после чисто физиологических. Убедительной гарантией моей безопасности в Интернет было бы сообщение о том, что 5 лучших хакеров ломали новую систему защиты, но сделать ничего не смогли. С другой стороны, я не знаю, как устроен электронный магазин с токи зрения права. Я не совершаю банковской транзакции, я только даю запрос на ее совершение: достаточно ли этого для снимания денег? В центре Лондона стоял фальшивый банкомат, который брал у клиента карту и выдавал сообщение о сбое, а сам в это время считывал индивидуальный код человека, у которого теперь можно было украсть деньги с помощью нормального банкомата. Процедура снятия и перевода денег на счет электронного магазина должна быть "прозрачна" для властей. Весь ключ вопроса в том, как организована процедура оплаты и как отнесется банк к запросу о переводе денег, будет ли он проверять у электронного магазина наличие торговой лицензии, иначе фиктивные электронные магазины возникали бы в Интернете так же быстро, как в России - фирмы по обналичиванию средств.
   3. Интернет в качестве медиа-носителя информации наряду с телевидением и радио, в сущности не лучше и не хуже других, но, если говорить об электронной торговле, то при надежном решении вопросов безопасности это настолько удобное нововведение (как для покупателей, так и для продавцов), что количество сторонников этой формы обслуживания с распространением Интернет будет расти лавинообразно.
   4. Обязательно. Интернет нужен любой развитой коммерческой структуре, весь вопрос - для чего. Любой банк пускает кучу макулатуры: правил заполнения счетов, рекламных материалов. Если банк имеет свой сайт, Интернет экономит ему кучу денег. И для клиента нет ничего удобнее электронного банка: компьютер ведь не бывает новичком или старослужащим, а значит, экономит Ваше время.

   Алексей Хромов, начальник управления информационных технологий банка "Бизнес":
   1. Честно отвечу - не знаю. Я могу пофантазировать, но в реальности такой услугой Интернет я никогда не пользовался.
   2. Думаю, опасно, хотя с фикцией в виде виртуального магазина я опять же, никогда не сталкивался. Зато я сталкивался с другой фикцией - бакоматной. Не в какой-нибудь Америке, а у нас в России был такой банкомат, который ни к кому не относился.
   3. Я думаю, продавцам. Покупателям, возможно, это тоже выгодно, но возрастает стоимость товара - оплата услуг Интернет, доставка.
   4. Нужен, в смысле обмена информацией. Бывает обмен как коммерческой, так и некоммерческой информацией. Если нужно спрятать сообщение от посторонних глаз, можно найти другие каналы коммуникаций. А для открытой информации вполне годится Интернет. Правда, наш банк Интернетом не пользуется - у нас к этому не готова инфраструктура.

   Андрей Середа, старший инженер отдела автоматизации и телекоммуникации Акцептбанка:
   1. Не знаю. Не было необходимости пользоваться. Я не назову такого товара, который я мог бы купить в виртуальном магазине и не мог бы купить в обычном. Мы обычно используем Интернет для других целей.
   2. С какой стати? С кредитными карточками люди работают во всем мире уже лет 40, это - отработанная практика, я не понимаю, откуда тут может исходить опасность.
   3. Не знаю.
   4. Смотря для чего! Для получения и передачи информации? Без Интернет у нас была электронная почта RELCOM, для нас разницы нет никакой, работать удобно и с RELCOM, и с Интернет. Другое дело - присущие Интернет картинки, гипертекст, поиск по ключевому слову. Эстетически это более приятно. А те задачи, которые мы профессионально решаем с помощью Интернет, мы могли решать и без него. Интернет теоретически должен находить широкое применение в банковской деятельности. Тому, что дальше теории это порой не идет, есть много причин. Это определяется и спецификой самого банка, и тем, что информационный бум у нас идет всего лишь два года, а во всем мире - уж сколько лет, да и вообще страна у нас дремучая - заметно настороженное отношение к телекоммуникациям со стороны руководства.

   Сергей Городков, сотрудник службы "Релиз" компании RELCOM:
   1. В Москве вряд ли реально можно что-то купить. Вы можете купить простые антивирусные программы, купить, вернее, почитать с экрана, газету "Известия", точнее, отдельные статьи из нее, узнать котировку акций, курс доллара, электронную карту Москвы - то есть здесь в операции купли-продажи в качестве товара выступает информация.
   Можно, правда, купить и обычные потребительские товары: недавно нам позвонил зам. декана МЗМГУ и выразил желание стать абонентом сети и подарить с помощью нашего магазина своему другу плеер фирмы SONY. В Relis Online есть база данных фирмы Полином, где находится список магазинов с указанием товара и цены. Поиск производится в течение пяти минут, а дальше Вы едете и покупаете себе нужный товар. По части книг возможна и доставка на дом - правда, по поводу кредитных карточек существует некоторое опасение, поэтому оплата здесь производится наложенным платежом или по банковскому счету.
   2. Кредитную карточку, как таковую, Вы не используете. Фактически, все, что с Вас требуется - это пароль и идентификатор пользователя. Если их никому не сообщать - операция будет практически безопасна. И еще: как правило, в Интернет речь идет о недорогих покупках, автомобиль в Интернет никто покупать не будет: его можно предварительно заказать, посмотреть, выбрать, а оплатить уже по другой схеме, не через сеть. Но через сетевой торговый дом можно купить напрямую деловые книги, компьютерные аксессуары и модели оружия.
   3. Я сижу на этом деле и мне платят за работу здесь. Торговля через Интернет, как и любая другая торговля, кому-то выгодна, кому-то - нет, все зависит от коммерческого успеха. В электронных магазинах товар чаще специфический - продукция в виде программ компании "Диалог-Наука" стоимостью 10-15$, сведения об акциях, курсе доллара - и если за эту информацию платят, то значит, электронная торговля покупателю выгодна тоже. Число таких клиентов растет. Повлияет ли это на нашу жизнь в целом? Не больше, чем телефон. Если каждое воскесенье играть в футбол и есть пиццу, от этого не станешь итальянцем. Так и Интернет, и торговля в Интернет - чему-то это поможет, где-то - создаст дополнительные сложности.
   4. Я думаю, это первые организации из тех, кому он нужен. Все, кому необходима свежая информация, работают с Интернетом, но при этом надо уметь им пользоваться: выбирать нужную информацию из кучи барахла.

   Андрей Сибрант, менеджер сервера Glasnet:
   1. В России - практически ничего, в мире - все, что угодно. Обусловлено это, в первую очередь, процентным соотношением населения, обладающего кредитными карточками. В мире таких людей несколько сотен миллионов, а у нас... Альтернативные схемы оплаты очень сложны: завести счет в некой организации, магазин в ответ на Ваш запрос обращается в эту организацию... Лучший и наиболее простой способ оплаты для отечественного покупателя - сунуть на выходе из магазина пачку измятых рублей...
   2. Теоретически, опасно, но это - очень российский менталитет. Это у нас финансовые организации заводят, чтоб украсть деньги вкладчиков и убежать. Там предпочитают открыть дело и жить на вырученные с него деньги.
   Ситуации, чтоб через Интернет украли номер кредитной карточки, я еще не видел. Для таких целей проще использовать даже не Интернет, а телефон: когда номер кредитной карточки диктуется с голоса, перехват даже в техническом отношении осуществить легче.
   Есть еще, правда, опасность получить не совсем то, на что рассчитываешь. Это - общая ситуация с дистанционной торговлей. Меня, например, изумляет, когда телевизионный "магазин на диване" покажет мне в нескольких ракурсах блестящее колечко, а потом предлагает выложить за него 1.500$. Также и всевозможные туристические дела: есть сайты, связанные с торговлей высококлассным туристическим оборудованием. Но я, например, никогда не куплю себе спальник, не пощупав его руками и не проверив замок. А вот компьютерные программы я покупаю через Интернет с удовольствием. То есть я считаю для себя возможным совершать через Интернет довольно узкий спектр покупок. Это уже не особенность российского менталитета, а вопрос индивидуальной привычки.
   3. Это выгодно любой торговой организации. Представьте себе: без расширения торговых площадей, без оплаты аренды торгового зала и содержания персонала Вы можете значительно увеличить свой оборот. Это выгодно всегда.
   4. Вообще, наверно нужен. Все они так или иначе его имеют. Другое дело, они не очень понимают, что с этими страницами делать. Обычно они помещают туда пару фотографий офиса с рассказом о том, какие они хорошие. Что касается реальной работы - например, проверить состояние своего счета, не говоря уже о более сложных операциях, я не знаю ни одного примера, чтобы это делалось. А ведь именно за этим и существуют страницы банков в Интернете - чтоб проделывать операции, которые не включают присутствия наличных денег. Это - несоответствие российского Интернета и интернета всемирного. Это связано с тем, что должна быть некая критическая масса людей, пользующихся услугами Интернет. В Москве нет достаточно широкого охвата, не говоря уже о стране в целом. Проблема - не в менталитете. Просто многие вещи начинают становиться выгодными с появлением критической массы потенциальных покупателей.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.