Архивы: по дате | по разделам | по авторам

America off Line

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    27.01.1997

   Национальная гордость великороссов - род хронического недуга, развивающегося по маниакально-депрессивному типу. Собственно, так же обстоит дело с самооценкой у человеческих подростков. Но великая наша страна до того велика, что впадает и в манию, и в депрессию одновременно в разных своих частях, подчиняясь единому циклу национальной озабоченности. Когда один жалуется, что русофильски мыслящие элементы подвергаются гонениям, непременно найдется другой, проклинающий разгул шовинизма, и наоборот.

   В активной фазе цикла как фильски, так и фобски настроенные граждане взывают к моральному авторитету старших, причем одних и тех же, что, опять-таки, свойственно малолеткам. Несколько номеров назад Андрей Дягилев из типично фобских побуждений предположил что фирму, продающую по дешевке PC на базе Pentium/66 в любой цивилизованной стране мира забило бы насмерть общество защиты прав потребителей.

   В пандан Дягилеву, Сергей Голубицкий, у которого как раз взыграли фильские чувства, в этом выпуске "Компьютерры" пишет, что американца, осмелившегося оскорбить национальное самолюбие своих сограждан, вымазали бы дегтем и вываляли в перьях - что, между прочим, отнюдь не детская забава, поскольку с высокой вероятностью ведет к мучительной смерти жертвы.

   Дягилев имел в виду забитие до смерти юридических, а не физических лиц, а Голубицкий, надеюсь, пошутил. И все же в такой стране как наша надо бы осторожнее. У нас тут не пощадят ни человека, ни бизнес, ни целый регион, дай только повод.

   По поводу Pentium/66 имею сообщить, что в любой цивилизованной стране мира существует огромная, и очень важная для национальной экономики подсистема сбыта такого рода уцененных товаров, с которой хорошо знакомы российские путешественники. В данном случае никакого криминала нет, никто никого не обманул, а возможностью апгрейда своих PC, о которой беспокоился Дягилев, американский розничный покупатель весьма мало озабочен.

   Что же касается национальной гордости североамериканцев, то я хватаюсь за первый попавшийся аргумент - за свежее интервью одного из самых известных ученых США Карла Сагана журналу "Плейбой". Саган ставит японцев в пример упрямой недальновидности своих соотечественников, напоминая о том, как короли Детройта не захотели производить малолитражки. Чего вы хотите - говорит он, в этой стране (!) руководители корпораций и политические лидеры меняются так часто, что никто из них не хочет смотреть на 20 лет вперед. Не потому ли японская экономика настолько здоровее нашей, что их менеджеры связаны с фирмами пожизненно?

   Ну что ж - заметил интервьюер - значит, новое поколение автомобилей на жидком водороде будет создано не большими корпорациями, а молодыми предпринимателями... Молодыми предпринимателями из Японии, Кореи, Сингапура или Венгрии - отрезал Саган. Я что-то не вижу признаков того, что это может случиться в Америке в ближайшее время. Мотивация людей падает и компетентность тоже.

   Карл Саган - добродушный, отлично устроенный в жизни американец, хоть он и сравнивает сам себя с библейским пророком Иеремией. Представьте, как аналогичные мысли о России звучали бы в устах какого-нибудь Кузнецова! А вообще-то, американцев, какими я их знаю, наши патриоты своим соотечественникам лучше бы в пример не ставили. Верность конституции и вообще правилам игры - да, любовь к своему национальному землячеству, приверженность городу и штату, университету, фирме и спортивной команде -- да, а нация, что это? Правительство этой страны, вашингтонская бюрократия? Да кто ж ее любит!

   В начале века немалое число молодых американцев, в том числе Эрнст Хемингуэй, предпочитали жить в Париже и умирать если не за Италию, то за Испанию. Мода такая тогда была - не любить "эту страну". А во время войны во Вьетнаме множество призывников рвануло в Канаду и подале, но никто по возвращении не был вывалян в перьях, включая нынешнего президента Клинтона, который, говорят, тоже успешно закосил от этого патриотического дела. Вот так. Чтобы у страны дела шли хорошо, граждане должны быть бдительны, не давать ей спуску, и заботиться прежде всего о себе.

   Я бы все же предложил держаться не фильства и фобства, а правильного мыслительного процесса, то есть логики и фактов. Штаты не были бы Штатами, если бы не умели мириться с неизбежным меньшим злом и смотреть правде в глаза. А вот Россия так и останется Россией, если не научится.

   Я очень согласен с мнением Сергея Голубицкого о пиратстве. Денег и крови, которые придется потратить на защиту даже не доходов, а принципов Microsoft, мне лично жалко. Вот когда наши национальные интересы вошли бы в противоречие с пиратством, тогда бы и поговорили. Microsoft и другие могут, конечно, попытаться приблизить этот момент, но сначала пусть справятся хотя бы с китайцами. А сдаваться добровольно и ставить российскую милицию под знамя с окошками я не вижу решительно никакого резона. Впрочем, сейчас мы готовимся придать пиратской теме совершенно новый поворот. Следите за нашими публикациями!

   Но вот что касается повода для написания патриотической статьи Сергея Голубицкого, то есть, действий компании AOL, тут я как раз хотел бы обратить ваше внимание на факты, которые дают основания для совершенно иных интерпретаций. Прежде всего, AOL -- частная лавка, и отрубила она доступ двум другим частным лавкам, через которые шло непомерно много "черного" трафика. AOL, как таковая, межгосударственными отношениями не занимается. Нет для нее ни эллина, ни иудея.

   Во вторых, значительную, если не главную роль в раскрутке этого сюжета средствами массовой информации сыграла публикация в газете Moscow Times. Это англоязычное издание, работающее на так называемых экспатриотов, то есть иностранцев проживающих на чужбине. Число экспатов-американцев в Москве, я уверен, много больше десяти тысяч, и большинство из них приехали к нам сами собою. Их молодежь стремится путешествовать, пожить "за морем", многие попадают в Россию, работают гувернантами, учителями или переводчиками, участвуют в совместных проектах и потихоньку смешиваются с местным населением. Какие-то отчаянные головы открыли даже неформальную газету Living Here ("Живя здесь"). Может, со временем она станет знаменитой, как газета парижских американцев International Gerald Tribune, для которой работали Хемингуэй и его друзья.

   Короче, есть основания предполагать, что акция AOL по экспатам-то и ударила прежде всего. AOL ведь - провайдер для тех, кто не очень разбирается в компьютерах. Доступ из России стоит очень дорого, но подключаться на несколько минут, чтобы снять и послать почту, позволить себе можно. Кстати, на нашу защиту поднялась вся американская пресса: как же так, мол, оказалась отрезанной целая страна! Правда, комментаторы поумнее сразу говорили, что за такие деньги из России ни один нормальный человек работать все равно не должен. "Чайникам" это даже на пользу: разберутся и найдут способ подешевле, а остальные - заведомые хакеры и есть.

   Подчеркиваю, я не строю гипотез о том, что и как произошло, и не намерен этим заниматься. Я просто не вижу причин для национальной истерики. В подготовленных нашими обозревателями сообщениях вы могли найти еще некоторые интересные подробности, указывающие на то, что AOL попросту начала, так сказать, закручивать гайки на всех болтах. Да и вообще, у нас скорее непомерно мало легальных пользователей, чем непомерно много хакеров. Вот об этом давайте думать, и тогда AOL сама прибежит.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.