Сахар, крупа и Интернет
АрхивВслед за романтиками в Интернет пришли прагматики, осознавие возможность использования Сети в коммерческих целях. Очевидно, что глобальные сети должны служить не только средством обмена информацией, но и выполнять конкретные функции в структуре программного бизнеса. Одна из соблазнительных возможностей Интернета - использование его в качестве прямого средства контакта с клиентом, начиная с рекламы продукта и кончая собственно сделкой купли-продажи. На это и направлена деятельность многих фирм как за рубежом, так и в России. К пионерам виртуальной торговли наблюдатели не без оснований относят и "ПараГраф". Наш корреспондент беседует с начальником отдела шрифтов этой компании Эмилем Якуповым.
- Эмиль, если четсно, окупаются ли ваши затраты на систему виртуальных продаж, или пока это пока по большей части средство для поддержания имиджа?
- Говорить об окупаемости средств, вложенных в создание и поддержание нашего Web-сайта довольно сложно. Трудно и выделить сумму доходов, которые образовались за счет продвижения продуктов через Интернет. Но в общем я положительно оцениваю шансы развития электронной торговли как во всем мире, так и в России в частности. И в следующем году, я думаю, прибыльность этого вида коммерции будет очевидна.
- Какие товары вы предлагаете для продажи?
- У нас две группы продуктов. В первую входят те, что связаны с использованием мультимедийных технологий в Интернете. Это - Virtual Home Space Builder (VHSB), средство разработки трехмерных миров. Сейчас вышел новый продукт, носящий название Internet Space Builder (ISB), и новая версия VHSB, поддерживающая формат VRML. Во вторую группу товаров входят шрифтовые продукты: как собственно шрифты, так и программы для работы со шрифтами, что в комплексе составляет целую шрифтовую лабораторию графического дизайна. Мультимедийные продукты представляются на сайтах www.paragraph.com и www.ru.paragraph.com, а шрифтовые - на сайте www.paratype.com.
- Как все-таки происходит процесс купли-продажи?
- Программные продукты, как и всякий высокотехнологичный товар, требуют специальных методов работы с покупателем: недостаточно просто выставить товар, получить оплату и организовать доставку. До, во время и после покупки пользователь нуждается в разнообразной информации и техническом сопровождении. В настоящее время мы используем Интернет во-первых, как витрину, выставляя здесь демонстрационные версии программ и их иллюстрированное описание, во-вторых, как средство доставки оплаченной покупки, и, наконец, как средство технической поддержки пользователей.
В настоящее время система обработки заказа действует в режиме off-line. Покупатель знакомится с продуктами на нашем сервере, направляет заказ по электронной почте, или по факсу, мы выставляем счет и после получения подтверждения об оплате либо пересылаем заказанные файлы по указанному электронному адресу, либо выкладываем их на наш FTP-сервер в зависимости от желания заказчика.
В начале следующего года мы планируем переход на онлайновую обработку. Покупатель сможет сразу скачать к себе на локальную рабочую станцию с нашего сервера полную версию продукта в виде архивного файла, защищенного паролем. При этом заполняется электронная регистрационная форма, в которой, покупатель выбирает способ оплаты и указывает адрес электронной почты. После того, как оплата произведена мы высылаем пароль по указанному адресу.
- Предполагаете ли вы принимать оплату с помощью кредитных карточек, широко распространенных за рубежом?
- Безусловно, это самый удобный вариант, и, вероятно, через какое-то время он станет основным при покупках через Интернет, однако сегодня автоматическая обработка кредитных карточек в Интернете делает только первые шаги. С одной стороны еще не отработаны способы верификации карточек через Интернет, а с другой покупатели пока боятся доверять Сети конфиденциальную информацию, считая ее слишком прозрачной для злоумышленников, хотя реальных причин для этого страха нет. Это также опасно (как и безопасно), как и в случае, когда вы диктуете номер карточки по телефону, вообще говоря, неизвестно кому. Поэтому в мире не так много фирм торгует сегодня с помощью карточек через Интернет.
Наши шрифтовые продукты в основном ориентированы на отечественный рынок, где карточки еще не достаточно популярны. И мы решили начать с более традиционных вариантов оплаты. Как сейчас, так и в будущем, покупатель может оплатить покупку банковским переводом или чеком, а с будущего года мы вводим специальные лицевые счета пользователей, на которые они могут внести некоторую сумму, например, в сто долларов, а потом постепенно выбирать ее по мере необходимости.
- Предусматривается ли вариант предоставления такого кредита, когда покупатель сможет "опускаться ниже нуля"?
- Без сомнения. Размер кредита будет переменным и зависеть от множества факторов. Весь механизм направлен на максимальное сокращение временного интервала между получением заказа и выдачей пароля к нему и на поддержание необходимого уровня финансовой дисциплины пользователей. Конкретное описание механизмов формирования кредитной линии будет сообщатся пользователю при заключении договора.
Хочу сразу предупредить возможный вопрос и сказать, что несмотря на использование терминов "кредит" или "лицевой счет", мы не собираемся подменять функции кредитно-финансовых учреждений и речь идет не о банковских операциях, а лишь о формах оплаты покупки.
- Каковы ваши нынешние обороты продаж через Интернет?
- Сейчас происходит немного покупок. Ежедневно к нам обращаются, пожалуй, не десятки, а единицы покупателей, поэтому общий объем покупок измеряется одной-двумя сотнями долларов в день. Больше всего пользуются сетевыми услугами люди из городов, где нет наших дилеров. Типичное электронное письмо: "Посмотрели образцы шрифтов на вашем Web-сайте, хотим купить". Мы спрашиваем: "Как будете платить?". Они отвечают: "Переведем деньги". Если сумма не очень большая, и по адресу электронной почты понятно, что человека легко найти, то мы часто даже не дожидаясь оплаты, высылаем шрифты и пароль на основании факсимильной копии платежного документ.
- Были ли такие случаи, когда покупатель не оплачивал покупку?
- Исключить такие случаи мы, конечно, не в состоянии, однако механизмы контроля платЈжной дисциплины позволяют свести практические потери к нулю.
- Происходили ли отказы от купленных продуктов?
- Иногда попадаются странные люди, присылающие сообщения вроде следующего: "Купил шрифт, думал, что хороший, а оказалась полная ерунда". В подобном случае мы пытаемся выяснить, в чем дело. В результате оказывается, что причина чаще всего - из серии "забыл включить компьютер в сеть". Подобные обращения приходят как из России, так и из США. Без колебаний можем оказать услугу money-back. Но не помню, чтобы ею кто-то воспользовался. Были случаи, когда покупатели сообщали об ошибках, обнаруженных в шрифтах - мы их исправляли.
Нельзя сказать, что сегодня Интернет является основным каналом торговли, но день ото дня количество запросов растет. Больше всего пользуются сетевыми услугами люди из городов, где нет наших дилеров и где просто пройти и купить невозможно.
- А как обстоят ваши дела в США?
- VHSB к концу этого года через Интернет было продано несколько тысяч копий. Если учесть, что всего было продано более 120 тыс. копий VHSB, то видно, что и там это еще не основной канал сбыта. В США, выбрав продукт, человек звонит по телефону, сообщает номер кредитки, и ему выкладывают на сервер продукт, откуда он его и скачивает. У нас в России более покупаемы шрифты, что связано, с одной стороны, с неразвитостью Интернета в России, а с другой, с популярностью наших шрифтов: они стоят на каждом российском компьютере. Американский рынок 3D-продуктов более мощный и развитый, чем российский. В США уже пиццу заказывают по Интернету. В то же время в России, даже если ты и создашь свой трехмерный мир, то непонятно, куда его можно выложить, чтобы в нем кто-то бродил, потому что скорость наших сетей не такая, как в США.
- Обобщаете ли вы результаты продаж: в России и США?
- Ежемесячно мы подводим рейтинг популярности шрифтов. Поскольку российский рынок больше ориентирован на известные марки, то на поверхности спроса оказываются традиционные гарнитуры советской эпохи: "Литературная", "Обыкновенная Новая", "Школьная" и "Журнальная". Эти названия на слуху, и их больше покупают. Традиционные гарнитуры в восприятии западного покупателя являются анахронизмом, поэтому он ищет чего-то нового. Россия в этом отношении более консервативна. У нас культура использования шрифтов не так развита, как за рубежом. Совокупная мировая библиотека латинских шрифтов насчитывает около 50-60 тысяч наименований. Кириллических шрифтов около 1000 названий, а на практике действительно разных шрифтов - не более 500-600. Мы предлагаем все шрифты: как разработанные нами, так и лицензированные у других производителей. Основными западными покупателями являются профессионалы, связанные с издательским делом, для которых шрифты - чуть ли не основной инструмент дизайна, и бизнес-пользователи, которым шрифты нужны для составления мисем российским партнерам.
В целом же, говоря о торговле через Интернет, хочу отметить, что существует общемировая тенденция, заканчивается эпоха дистрибьюторского бизнеса, становится невыгодно продавать программное обеспечение через дистрибьюторов.
- Так что же, в свете Интернет-коммерции крупных дистрибьюторов ждет крах?
- Думаю, им это не угрожает, особенно тем, кьл выступает как поставщик комплексных решений, а это с помощью Интернета осуществить невозможно, поэтому эта разновидность бизнеса останется. К тому же, хотя в мире и существует множество электронных газет, люди продолжают покупать и бумажные. Сама по себе виртуальная торговля - очень перспективное направление. Сразу вспоминаю сайт одной известной автомобильной компании, на котором выложена новая модель автомобиля: ее можно покрутить из стороны в строну, посмотреть, что внутри. Очевидно, что то же самое можно сделать и в отношении, кофеварок, к примеру.
- Но брюки так не купишь, их мерить надо...
- Согласен. Но и наша жизнь не ограничена Интернетом. С другой стороны, случается, она поворачивается к людям весьма необычными своими гранями. Мне знакома ситуация в некоторых регионах киргизии, где в некоторых поселках на средства, выделенные соросовским фондом, проложили специальные линии. Там есть сельпо, где продается сахар и крупа - и все. Люди покупают сахар и крупу - и больше им не на что деньги потратить, а тут как раз полуторамегабитная линия... Так что главное - не впадать в крайности!