Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Рок-н-ролл плюс... СD-ROM <br>Или о том, как засунуть слона в рюкзак

Архив
автор : ВИТАЛИЙ ЛЕОНТЬЕВ    06.01.1997

   Меломания
   ...Звук на компьютере - тема на диво увлекательная и любопытная. Многие компьютерщики просто органически не выносят процессов, происходящих вне их мигающего монитором сокровища. Слегка ворчат на телевизор и видео - заменить их пока сложновато. Однако напрочь отказываются слушать любимые диски на музыкальном центре, который прозаично эксплуатируется в качестве усилителя, а музыкальные диски запихиваются в CD-drive, для них, вообще-то, вовсе не предназначенный. Качество , конечно, похуже, зато стильно. А если еще под ЭТО и любимый Quake запустить...

   Немудрено, что и музыкальная, и компьютерная индустрия со времен рождения последней настойчиво искали пути к сближению - больно велика была маячащая в перспективе выгода. В итоге родились два основных стандарта компьютерной музыки - MIDI (и ему подобные) формат, когда звук собирается самим компьютером из своего рода "готовых блоков" - звуковых образцов и WAV-файлы, по сути - точная цифровая копия введенного извне звука.

   Да, WAV-файлы черезчур охочи до дискового пространства, зато позволяют передавать полный аналог музыкального образа, да еще с "CD-качеством". Идеальный выбор для компьютерных меломанов. Однако этот выбор мог быть сделан только в эпоху мультимедиа. Впрочем, она не заставила себя долго ждать...

   Пару лет назад один из моих знакомых, исхитрившийся неведомым образом просочиться на некую заокеанскую компьютерную выставку, с гордостью показывал мне благополучно унесенный с одного из стендов "интерактивно-видеомузыкальный компакт-диск" с несколькими клипами и "звуковыми дорожками" то ли Питера Габриэля, то ли Стинга... Правда, диск имел труднопродолимую склонность к семейству "яблочных" и с моим родным PC уживаться отказался наотрез. Ну, да найти Мак было не пробблемой и диск был прокручен до конца. Штука, конечно, потрясала воображение: качественнейший стереозвук, непривычной чистоты изображение. Да и просто то обстоятельство, что на мониторе компьютера крутился настоящий музыкальный клип и звучала настоящая, живая музыка, вызывал сильнейшее желание бухнуться на колени и вознести хвалу богу Мультимедиа и всем пророкам его...

   Тогда это было в новинку. Теперь такие диски в изобилии раздаются вместе с готовыми компьютерами, а в каждом стандартной OEM CD-box обязательно найдется диск с парой-тройкой клипов. Диски эти прилагаются к специализированным журналам, выдаются на презентациях и т.д.

   Восторги несколько поутихли. Подумаешь, эка невидаль, мультимедиа!

   Новый вдох
   Совсем недавно, какой-то год назад, интерес к "компьютерной" музыке вновь резко возрос в связи с выходом так называемых Dual CD, которые можно спокойно слушать на обычном проигрывателе, а, вставив в дисковод компьютера, еще и получить кое-какую дополнительную информацию. Например, типа дискографию, тексты песен, картинки и все те же видеоклипы. Компьютерный народ пищал от восторга. Но только не наш. Меломаны, привыкшие трусить за свежими дисками на "Горбушку", были разочарованы: на китайской печатке, скажем, свежего концертика "Роллинг Стоунз", мультимедиа-трэков, само собой, не было.

   По-видимому, в ближайшем будущем основной массе таких дисков суждено превратиться из музыкально-компьютерных в "компьютерно-музыкальные", а звуковые треки будут окончательно заменены WAV-файлами. Действительно, с какой радости компьютерщику таскать свой диск туда-сюда от музыкального центра к компьютеру. Ну, а если он "крутит" это произведение на компьютере, то и WAV'ы сойдут. Зато закончится безобразие с двумя типами дорожек. Унификация в массе своей приносит только пользу. (NB: я намеренно говорю только о функционирующих стандартах CD, не принимая во внимания всякие полувиртуальные DVD, и т.п.).

   И тут мы подходим к самому главному. В самом деле, что нового может внести компьютерная технология в уже привычную структуру музыкального диска?

   DUAL-CD - это, все-таки, не полноценное "новшество", поскольку за счет дополнительных треков существенно сокращается объем собственно звука. С цифровой записью на обычном CD ничего не сделаешь - даны тебе 74-77 минут, и баста! Как хочешь, так и распределяй площадь (это уже великолепно налевшачились делать наши пираты, на зависть западным транжирам впихивающие на диск аж по два альбома!).

   Иное дело - "компьютерный звук". Конечно, WAV-файлы, как и любые другие, можно сжать без особого ущерба для качества. Делать это надо, конечно же, осторожно и умеренно, иначе можно проиграть либо в качестве, либо оказаться жестко привязанням к конкретной звуковой плате с мощной аппаратной компрессией (пример - чип ASP, имеющийся на многих моделях звуковых карт от Creative (На самом деле "привязка" оказывается не столь жесткой, речь идет лишь о скорости обработки сигналов - Ред.)). Между тем диски должны быть максимально независимыми как от "железа" (хотя бы в рамках платформы PC), так и от "софта".

   Популярным методом любительской компрессии сегодня является ADPCM, поддержка которого встроена в Windows. При перезаписи обычным WAV-рекордером звука с СD (16 бит, частота 44 кГц) мы получаем в целом довольно приемлемое качество. Более того, на стандартный СD вмещается уже не 74, а около 200 минут звука.

   Таким образом с минимальными усилиями мы обретаем поистине огромное поле для деятельности. В отличие от DUAL CD собственно музыка (из расчета 50-55 минут на стандартный альбом) занимает на диске не 70-80, а 25-30 процентов. И тут уже можно развернуться - засунуть на диск еще добрых полчаса AVI, кучу текстовых данных, дискографию, интервью... В итоге альбом остается альбомом, приобретая, однако, дополнительный блеск и "крутизну". Именно такой подход максимально приемлем для западных производителей, любящих раздувать муху до размеров слона.

   Кстате, о слоне. Слышали туристскую байку о том, что в любой заполненный рюкзак можно вместить еще одного слона? Так вот: есть еще и другой путь обращения с мультимедиа-ресурсами. "Туристский", если хотите, причем с запихиванием в рюкзак не одного, а нескольких слонов.

   Однако возможен и другой подход. Выкинуть к чертям видео, урезать текстовую часть, немного сократите картинки. И вот на СD у вас не один, а два или три диска. Какой простор!

   Но этого мало, и наш "рюкзак" пока еще не трещит по всем швам. А что если еще чуть-чуть ухудшить качество звука? Не все еще избалованы СD, многие еще и кассетами пользуются, и ничего. Ставим в параметрах звука не 44, а 22 кГц (качество среднего FM-приемника). Что в результате? От десяти до двадцати часов неперывного звучания!

   Наши "туристы"
   Пожалуй, первой всю грандиозность этой цифры поняла московская фирма Softel, ставшая за какой-то год чуть ли не легендарной благодаря своему диску, посвященному Beatles. Двадцать четыре часа звучания, все без исключения тексты, обложки альбомов, система поиска по всем альбомам и возможность составления собственной выборки.

   Диск породил сенсацию. О нем писали все компьютерные издания столицы, его даже похвалила на пресс-конференции "Машина времени" в полном составе. По сути дела, в этом диске абсолютно нечего ругать, даже качество в 22 кГц абсолютно приемлемы для битловских записей, сделанных, заметим, не на самой совершенной даже для того времени аппаратуре.

   Разумеется, были обвинения в пиратстве... Однако позиция Softel с этой точки зрения была почти безупречна: все записи, сделанные до 1973 года, законом об авторском праве у нас не охраняются. Однако с моральной точки зрения детище Softel выглядело стопроцентным пиратством, и большинство компьютерных СМИ отреагировали на выпуск этого диска несколько неоднозначно (авторские права Softel на мой взгляд все-таки нарушила. В состав диска включен сборник "Past Masters" и ряд других сборников, вышедших ПОСЛЕ 1973 года. Нарушенными, таким образом, оказались права не музыкантов Beatles и не Майкла Джексона, владеющего правами на песни, а фирмы EMI, составившей данные сборники. Однако этого, по всей видимости, никто не заметил).

   Почти сразу же после выхода "The Beatles", на рынке появились сразу несколько новых продуктов - единственный на сегодняшний момент абсолютно легальный диск "Погружение" группы "Наутилус Помпилиус" (о нем было написано столько, что повторять это просто нет нужды) и сразу два варианта "коллекций" Владимира Высоцкого - "100 песен" (дополненных иллюстративными материалами и даже кадрами из фильмов) и "360 песен" (полная коллеция записей Высоцкого плюс небольшой объем иллюстративных материалов). Правда, два последних диска были сделаны на недостаточно высоком уровне и в конечном счете остались продуктами митинско-горбушечного масштаба.

   Между тем на пиратском рынке и в "легальных" магазинах появился новый диск, выпущенный под маркой Softel - "Исус (!) Христос Суперзвезда". Он включал в себя полный вариант знаменитой рок-оперы (с качеством CD), ее текст на двух языках плюс "избранные места" из одноименного фильма в AVI-формате (всего около получаса). Увы, во многом оригинальный диск был существенным шагом назад по сравнению с предыдущим: интерфейс, выполненный в несколько необычной манере, трудно было назвать изящнным, а обещаный фильм из за недостатка места оказался порезан на призвольные куски-клипы, обрывающиеся в самых интересных местах неподходящий момент. Сколько раз бедный софтелевский "Исус" застывал посередине вдохновенной арии с разинутым ртом! Убогость диска была настолько очевидна, что многие даже говорили, что к выпуску "Исуса" авторы "битловской" подборки не имели никакого отношения.

   С правовой основой и в этот раз было чисто (что бы там ни говорили скептики-журналисты): рок-опера, вышедшая в 1971 году, в России не являлась объектом охраны. Правда, фильм Нормана Джуисона, куски из которого включены в диск, датирован 1973 годом, однако вышел ли он до 28 мая или после, мне выяснить не удалось, а другие, видимо, и не пытались.

   Как ожидалось, серия "Рок-архив", затеянная Softel, должна была пополниться новыми дисками. Назывались кандидатуры Rolling Stones, Doors, Led Zeppelin. Однако следующим продуктом фирмы стала "Энциклопедия кино", никакого отношения к музыке не имеющая. Более того, фирма старательно делала вид, что двух (или все таки одного?) упомянутых выше дисков в ее карьере словно бы и не было. В рекламном листке Softel, добытом мною на "Мультимедиа Экспо", об этих творениях не было сказано ни слова.

   Что ж, свято место пусто не бывает. Через два месяца после выхода второго и последнего диска Softel на горизонте замаячила молодая смена - более наглая и решительная фирма "Фаргус". Уже в открытую наплевав на все законы об авторском праве (чего стараться, ведь до пиратского "конца света" (1 января 1997 года) осталось совсем немного) "Фаргус" выпустила двухдисковую коллекцию творчества Queen. С самого начала "Фаргус", похоже, решила идти ва-банк, не связывая себя правовыми нормами (последний из дисков, включенных в подборку, датирован 1995 годом!). К тому же, в отличие от продуктов Softel, диск о Queen был начисто лишен проработанного интерфейса и традиционных "завлекаловок" (отсутствовали тексты песен, поиск по названиям, возможность составления собственного альбома, режим произвольного воспроизведения и т.д.). К тому же 20 альбомов разместились на 2 дисках, а не на одном. Довершал картину страшно убогий инсталлятор - нормально устанавливался только первый диск, при попытке проинсталлировать второй программа завершалась с кодом ошибки, а пути к exe-файлу приходилось прописывать вручную. Словом, с подукцией Softel изделия "Фаргус" объединяла лишь направленность и марка серии - "Рок-архив".

   Парадоксально, но практически при нулевых (если исключить музыку Queen) достоинствах диска от покупателей у торговцев не было отбоя. Цена комплека в отдельных случаях достигала 80-90 тысяч - "за лицензию", как объясняли торговцы.

   В отличие от Softel "Фаргус" сразу же анонсировала громадную издательскую программу: в скором времени к Queen должны были присоединиться Лед Зепелин, Дорз, Пол Маккартни, Джон Леннон, AББA, Майкл Джексон. Завершали список.. "Битлз". По-видимому, лавры Softel всерьез лишили сна руководство "Фаргуса".

   Не заставили себя ждать и практические шаги. Через два месяца после выхода коллекции "Queen" (которая еще прочно держалась в хитах Горбушки и Митино) на свет появился новый двойник, включающий в себя практически полную коллекцию Pink Floyd - "апофигей" творческо-пиратской деятельности "Фаргуса". В структуру диска были внесены незначительные изменения (добавилась история группы, правда, на английском языке. Однако в целом интерфейс остался таким же ... недружественным. К тому же и к содержательной стороне диска нашлось немало претензий - почему-то составители "забыли" включить в подборку музыку к фильму "Забриски Пойнт" и радость советских меломанов - "Delicate Sounds of Thunder".

   Надо ли говорить о том, что выдающиеся полотна Pink Floyd в 22-кГц записи звучали просто ужасно (и это при том, что на обложке диска обещалось "CD-качество воспроизведения")! Слушать без слез этот диск невозможно, смотреть - тем более (хотя какое-то представление о творчестве "флойдов" он может дать, и с этой точки зрения безусловно полезен).

   Вступление в силу нового УК заставляет пиратов лихорадочно лепить новые "пирожки": в начале декабря чертиком из табакерки выскочила подборка "Deep Purple", комментировать которую у меня нет ни сил, ни желания. И кто знает, сколько еще таких образчиков появится до 1 января? А то и после...

   Не секрет, что нынешняя антипиратская компания ведется разными, не сотрудничающими друг с другом сторонами. Защитником программных продуктов выступает Microsoft сотоварищи, фронт "звуковиков" возглавляет команда полиграмовца Бориса Зосимова. Уверен, что представители и той, и другой стороны рано или поздно заинтересуются деятельностью "Фаргуса" и им подобных. Вот только почти наверняка представители фирмы постараются заморочить мозги и тем и другим. Для "звуковиков" диск предстанет "мультимедиа-энциклопедией" (причем достаточно плохое качество записей сослужит диску хорошую службу - он станет еще и "презентационным" продуктом со "специально заниженным" качеством записи), программщикам будет не к чему придраться - интерфейс-то авторский... А в результате вполне вероятна ситуация, при которой следующий диск "Фаргуса" будет упакован в красивую коробочку и украшен лейблом "Все права защищены"...

   И именно это уже происходит сейчас. На днях автор узрел в "Царицино" выпущенную непонятно кем подборку "АББЫ" на одном диске - несколько неполную, но зато снабженную увесистой подборкой фотографий и текстов. Проспект, напечатанный чуть ли не на обрывке оберточной бумаги, настойчиво убеждал в том, что... Правильно, "Все права защищены". Это был призвана доказать и цена - 100 тысяч за диск, Неприлично высокая для пиратской продукции. И кто даст гарантию, что эта стопроцентная пиратчина не будет себя вольготно чувствовать в самых престижных компьютерных салонах?

   Есть ли будущее у легальных мультимедиа-коллекций? Уверен, что есть: по слухам, в кущи мультимедиа уже готовы заглянуть Алла Борисовна Пугачева (по слухам уже ведущая переговоры с коллективами независимых программистов), "Аквариум" (уже открывший свой сайт в Интернете), та же "Машина Времени"... Для ветеранов это будет наилучшим способом привлечь к своему творчеству молодое поколение.

   Что же касается зарубежной музыки, то и тут выбор весьма велик. Вся "золотая фонотека" шестидесятых, десятки групп биг-бита, Элвис, весь джаз, весь рок-н-ролл, те же Doors, первые (и лучшие) диски King Krimson, Led Zeppelin... А слабо тому же "Фаргусу" выпустить "Энциклопедию рок-н-ролла" или "Энциклопедию бита"?

   Пожалуй, компьютерные коллекции могут стать единственной альтернативой сверхдорогих фирменных дисков для компьютеризированных меломанов. И станут, будьте уверены.

   Причем на вполне законных основаниях.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.