Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Еще год, еще Comdex.

Архив
автор : ГЕОРГИЙ КУЗНЕЦОВ    06.01.1997

   Плюс интернетизация...
   Утверждение Web и обеспечивающих ее технологий в качестве универсального средства общения пользователей с компьютерными сетями многих заставило начать новую жизнь. В большинстве, корпорации развитых стран своевременно осознали новый вызов и новые возможности. Появились как принципиально новые средства для решения старых задач, так и технологии конверсии наследия.

   Не меньше года я при каждом удобном случае спрашивал представителей российских компаний, поставляющих базы документов и инструментальные средства для их создания, как собираются они учитывать фактор Интернет в своей работе. Коротко говоря, никак они не собирались. Оно, в общем, понятно. Интернет поставил всех перед очевидностью того, что в этой области нет и не было причин заниматься самодеятельным программированием. Единственная стоящая задача - учет особенностей русского языка при индексировании и поиске текстов.

   Вот, например, наши коммерческие базы данных по законодательству, столь же многочисленные, как и чиновники, бесперебойно подпитывающие их сырьем. За каждой стоит бригада программистов, придумавшая свой кровный способ организации гипертекста, свой браузер, свою поисковую машину, свой репозитарий, и так далее. Положим, их продукция зачастую не выдержала бы столь громких имен, но она существует, кормит своих разработчиков, и они будут защищать ее до последнего аргумента, доказывая, что никак невозможно наши законы конвертировать в ихний HTML.

   Я знаю, что в этом сегменте наконец появились действующие Web-серверы, и исход борьбы предрешен: рано или поздно придется конвертировать наследие. И вообще, программирование в информационном бизнесе перестает играть былую роль. Организация сбора информации, ее доставки потребителю, способы подачи, выделения главного, получения обратной связи, это все определяет успех, а технология - не проблема.

   Нынче все хранители и носители данных сводят в одно гипертекстовое и экранное пространство, с едиными способами сетевой транспортировки и доступа. Только что купленный CD-ROM с новыми законодательными продуктами должен слиться в нем с корпоративными документами и с публичной справочной информацией, доставаемой через Интернет. Все это делается - а те, у кого котелок не варит, вскоре увидят, как конкурирующие решения приходят к их клиентам новыми путями.

   Хуже того, эти решения могут и сами оказаться чем-то доселе невиданным. Пример такого новаторского продукта для борьбы с бумажным наследием представила на Comdex израильская фирма Iota Indus-tries. Компоненты ее уникальной Smart Image Technology преобразуют изображения отсканированных документов в особый, специально разработанный формат, индексируя изображение текстом. Запрос на поиск в текстовой базе данных возвращает фрагменты изображений документов, причем процессы передачи данных оптимизированы для доступа через Сеть.

   Насколько я понимаю, технология Iota может снять, или, во всяком случае, сильно смягчить проблему достоверности оптического распознавания текста, поскольку клиент видит оригинальный документ. Однако работа с ускоряется в десятки раз по сравнению с технологией, извлекающей для просмотра все изображение целиком. Интересно, что формат хранения, названный Searchable Image For-mat, совместим с TIFF.

   Внимание обозревателей привлек недавно выпущенный персональный продукт Iota под названием MyDesk. При начальной цене 49 долларов он доставляет пользователю средства для создания баз персональных индексированных текстом баз документов (в том числе полученных по факсу), и доступа к удаленным хранилищам.

   Технологию Iota оценили. Стратегический альянс с нею поспешила заключить SAIC (Sci-ence Applications Internetional Corp.). Это очень крупная фирма - вернее даже сказать, кооператив, поскольку она принадлежит двадцати двум тысячам ее сотрудникам в 350 странах. В числе других стратегически важных молодых компаний, Iota выбрал для инвестиций SoftBank, вложивший в нее миллион долларов.

   Как выберу время, обязательно скачаю себе и посмотрю программу WebPublisher фирмы SkiSoft. Реклама утверждает, что на их Web-сайте можно получить не урезанную демонстрационную версию, а полный продукт со всей документацией.

   Как явствует из названия, Web-Publisher автоматически, с феноменальной скоростью конвертирует документы, созданные стандартными офисными приложениями (Word, Excel, PowerPoint, WordPerfect и так далее) в связанные документы. Картинки в разных графических форматах, и даже привязанные к OLE-серверам, становятся GIF'ами, Длинные документы превращаются в набор страниц, привязанных к оглавлению, и так далее. Судя по всему, и в этом новом секторе рынка дела идут неплохо.

   Вот ужо пропущу я через Web-Publisher весь свой "Компьютеррный" архив, в котором осела, вероятно, добрая половина материалов за время моей работы, и разберусь, что из этого выйдет. Но не вручную, а с помощью свеженькой, только что выпущенной к Comdex программы Web Doctor корпорации Blue Sky Software, которую можно скачать с www.blue-sky.com и пробовать в течении 45 дней.

   Модный Web Doctor на самом деле очень похож на старые добрые программы анализа и диагностики файловой системы Unix. Прежде всего, он проверяет гипертекст, обнаруживая, соответственно, оборванные ссылки и неиспользуемые ресурсы. Впрочем, сколько бы Blue Sky не клялась в исчерпывающей полноте и всесторонности этих проверок, но если хакеры подсунут вместо портрета вашего президента цветное фото павиана, вид сзади снизу, Web Doctor вам ничем не поможет. Зато он генерирует множество полезных отчетов - оценки времени загрузки страниц, список внешних ссылок, списки страниц и картинок, и так далее.

   Фирма Blue Sky добилась известности и завоевала благосклонность сильных мира сего - как Microsoft, так и Net-scape - благодаря своему продукту RoboHELP, в котором одна из первых поддержала, соответственно, спецификации HtmlHelp и NetHelp Задолго до обещанного тотального перевода интерфейсов программных систем на технологии Web, Ro-boHELP служит пользователям, помогая им разрабатывать оперативную документацию в формате HTML.

   Вспомнив, как устроена типичная система Help, вы поймете, что она на порядок сложнее среднего Web-сайта, хотя эти животные и схожи. А RoboHELP с помощью ActiveX может даже привязать функцию запуска местной Help прямо из загруженной через сеть Web-страницы, создавая у пользователя иллюзию единого дружественного окружения.

   RoboHELP поддерживает "большинство" национальных версий MS Word, хотя я не уверен насчет русской. Помимо него фирма Blue Sky создала и развивает продукт Moving-To-HTML-Help, c помощью которого существующие комплексы оперативной документации, сделанные в обычном для MS Windows формате RTF, можно автоматически конвертировать в HTML. Две системы - на основе RTF и HTML - можно поддерживать совместно, периодически синхронизируя изменения.

   Вообще, продукты Blue Sky мне кажутся примерами несложных, но трудных для программирования изделий, которые пользуются успехом, поскольку оказались в нужном месте в нужный момент. Как раз такого класса программы часто создают программисты-одиночки. Этим могли бы с успехом заниматься и наши. Все лучше, чем клепать очередной клон нортон-командера.

   Когда до вас дойдет этот выпуск "Компьютерры", TouchStone Software Corp. и SSPA, по-видимому, запустят первую в мире единую сетевую систему дистанционной поддержки пользователей e-support. На Comdex была показана бета-версия одноименного программного продукта, предназначенного для И/и (Интернет/интранет).

   Читатели наших новостей давно знают, что техническая поддержка оказалась первым видом бизнеса, успешно переместившимся в сеть, и более других выиграла от этого перехода. По некоторым данным, стоимость обработки одного e-mail запроса оказалась в 10-20 раз меньше, чем телефонного звонка. Единственная проблема в том, что пользователю приходится иметь дело с целой кучей по-разному организованных систем - по одной на каждую компанию, аппаратный или программный продукт которой бедняга имеет счастье применять.

   E-support должен стать единым адресом с едиными правилами обслуживания для всех. Через него всегда можно будет получить самую свежую информацию от любого поддерживающего e-support поставщика. По замыслу, пользователь должен будет заполнить унифицированный бланк запроса на техническое обслуживание, пока сервер e-support будет тестировать его систему.

   Да, чуть не забыл - компания TouchStone (что значит, "пробный камень") широко известна своим программным продуктом CheckIt. Само собой, он входит в e-support. Мне, как и многим, идея создания этой службы кажется гроссмейстерским ходом. Она внедряется в три этапа, до конца 1996 года.

   Развернута широкая компания привлечения поставщиков, которые должны будут платить за право присоединиться к системе. Те, кто пока не решился заплатить, будут все же включены в базы данных e-support, а значит почта от пользователей к ним пойдет, однако некоторые важные возможности системы будут доступны только ее членам. Эта политика публичного шантажа кажется весьма эффективной, но при условии, что пользователи валом повалят в новую сеть, а это пока не факт.

   Россияне - при условии, что они знают английский и имеют выход в Интернет - могут вскоре лишиться последнего оправдания своей приверженности нелегальному копированию программ. Помощь им будет предоставляться на равных основаниях с представителями твердовалютных наций. Дискриминированы, как обычно, останутся владельцы единственной PC. Если такому удалось загрузить Винды и выйти на просторы Web, то e-support ему, скорее всего, не нужен. А если нет, то недоступен.

   Прибавлю, что пользователь должен иметь доступ к Интернет и уметь обращаться с электронной почтой. Те, кому это не дано, будут по-прежнему кормить консультантов. Кстати, домашние консультации являются, вероятно, самым быстро растущим сектором компьютерного бизнеса России, о котором мы, к сожалению, пока мало что знаем. Однако его участники знают о нас, и, возможно, заинтересуются новой службой SupportSource фирмы Micro House.

   Она широко известна своими, совместными с издательством Ziff-Davis, справочниками по компьютерному оборудованию и программам на CD-ROM. Теперь эксплуатационщики и консультанты получат доступ к этим кладезям полезных данных (и более того - к их первоисточникам) через Интернет. Абонентам службы SupportSource уже никогда на придется мучаться, вычисляя назначение перемычек на "маме". Впрочем, я не поручился бы, что через Micro House так прямо и удастся отыскать оборудование, наиболее широко распространенное в России, и тем более его производителей.

   Не думаю также, что услуга Micro House приведет к снижению цен на консультации для конечных потребителей. Цену подписки во время Comdex еще не объявили, но CD-ROM'ные продукты той же фирмы стоят округленно 1000, 1300 и 1500 долларов за хард, софт и сетевые решения соответственно, и клиент заплатит за все. Тем не менее, продукты и услуги Micro House могут стать полезным дополнением к "Мобилю" и, как мне кажется, должны привлечь внимание его распространителей.

   Немаловажным фактором конкуренции консультантов за любовь потребителей (а значит, за выживание на рынке) являются такие вторично-половые признаки, как квалификационные сертификаты. Особенно охотно платят за них корпорации. Предприимчивые соотечественники могут испробовать на своей клиентуре действие сертификатов частной канадской фирмы scholars.com, которая, в числе многих, занимается заочным обучением в Сети и с гордостью носит звание Microsoft Online Institute.

   Scholars.com предоставляет своим студентам комплекты технической документации, специально разработанные учебные курсы на CD-ROM, а также интерактивную поддержку инструкторов. В обучении широко используются электронная почта и дискуссионные группы. Предусмотрены групповые скидки. Частные лица и корпорации, желающие обучать своих сотрудников без отрыва от станка, могут узнать подробности на Web-сайте. Вообще, заочное обучение в Сети вполне могло бы стать темой номера "Компьютерры", и я вот уже насколько месяцев пытаюсь кого-нибудь на нее "подписать".

   Обзор интернет-бизнеса на Com-dex/Fall'96 я начал (в прошлом выпуске "Компьютерры") с услуг по защитному копированию и восстановлению данных. Читатели наших новостей могут вспомнить другие примеры подобного рода - скажем, провайдеры коммуникационных услуг пытались и пытаются организовать для своих пользователей файл-серверы, транспорт и базы данных Notes, и так далее. Для таких решений недавно появился специальный термин: экстранет.

   Самый далеко идущий проект экстранета преставила на Com-dex фирма HotOffice. Она расположена во Флориде, в городе с устрашающим названием Бока Ратон, что значит "Крысиная пасть". Там находится одна из лабораторий IBM, которая, до недавнего времени, занималась OS/2. Неудивительно, что отдельные молодые и чрезмерно активные сотрудники Большой Голубой время от времени затевают в Бока Ратон всякие интересные предприятия. Впрочем, фирму HotOffice недавно возглавил опытный IBM-овский менеджер, хорошо знающий этот бизнес. Так что дело, похоже, назревает серьезное.

   Чтобы прочувствовать метафору, которую предлагают рынку эти ребята, надо иметь в виду, что снимая офис в США вы получаете от домовладельца обширный комплекс услуг: связь, охрану, прием и отправление почты, подачу небольших грузов, зачастую склад, и так далее. Ho-tOffice говорит: приходите к нам со своими PC и арендуйте наш виртуальный офис.

   HotOffice рекламирует не услуги стандартных офисных серверов, понятные только администраторам компьютерных систем, а решения для конечных пользователей. В их числе интеграция рабочих мест, созданных на базе стандартных компьютеров и офисных пакетов, в единое рабочее пространство, поддержка общения сотрудников, ведение архива и доступ к нему, телефонные переговоры через Интернет, разного рода справочники, заказ канцтоваров, отслеживание обычной почты, тексты законов по налоговому и трудовому законодательству и бланкам документов, планирование и организация поездок, защитное копирование и так далее.

   Есть очень много полезных услуг, которые можно постепенно подводить под единожды созданную крышу виртуального офиса, а для того, чтобы вписаться в эту готовую деловую инфраструктуру, достаточно иметь одну PC на столе и две розетки на стене. Причем место, где все это находится, не имеет никакого значения. Лишь бы не в России.

   Еще более масштабный проект под названием ArrIve показала на Comdex корпорация IFusion Com. Замысел его в том, чтобы поднять уровень метафоры доступа людей к ресурсам Интернет еще выше, наложив на существующую совокупность серверов и связей Web принципиально иную технологию и службу доставки. ArrIve выглядит вполне реальным способом покончить наконец с World Wide Wait и придать невиданные доселе масштабы росту населения Сети, который в последнее время ощутимо замедляется.

   Киберпространство для подписчиков ArrIve будет выглядеть, как совокупность каналов кабельного телевидения, содержание которых можно заказывать и фильтровать по своему усмотрению. Для навигации в нем используется то самое устройство, которое каждый американский ребенок осваивает одновременно с соской-пустышкой, то есть пульт дистанционного управления телевизором. IFusion будет предоставлять интерактивный путеводитель по каналам.

   Доставка информации будет происходить постепенно, в фоновом режиме. За ночь сервер ArrIve накачает домашнюю PC новым содержимым, а за завтраком хозяева увидят новые программы во всем блеске малтимидия. Все это, естественно, планируется сделать интерактивным.

   IFusion Com планирует реализовать разработанную ею Information Operating Architecture, создав сеть серверов, которые будут собирать информацию с Web-сайтов, конвертировать ее в малтимидийный формат и доставлять клиентам. Ее первыми партнерами стали действительно первоклассные игроки рынка массовой информации - Epic Records, GolfWeb, Showtime Networks, Ski News, USA Today, The Weather Channel и Yahoo! Стратегическим технологическим партнером IFu-sion Com стала фирма Cyber-Cash.

   Даже самые закоренелые сетевые компании начинают поворачивать лицо к массовому потребителю, неумело изображая на нем приветливую улыбку. Россия выглядит последним бастионом дураков старой закалки, которые яростно отбиваются от пользователей, несущих им свои деньги, но весьма озабочены сохранением исторических реликвий типа кодировки КОИ8.

   Bay Networks предпринимает черезвычайные усилия для продвижения своего комплексного решения Instant Internet. Это совокупность аппаратных и программных средств, которые безболезненно для пользователей и системных администраторов перебрасывают мостик через колючую проволоку операционных систем и протоколов, давая арестантам NetWare выход на просторы большой Сети и решая проблему доступа к почте Интернет за сорок пять минут, причем без всякого риска.

   Единственная коробка с надписью Instant Internet подключается одним концом к Ethernet или Token Ring, по которым гуляет Нетварь, а другим - к ISDN, или к телефонной линии (в зависимости от исполнения имеется встроенный контроллер или модем на 28800 Кбод). Цена такого простейшего решения - около 3000 долларов, а программное обеспечение для рабочих станций стоит от 50 долларов на голову и ниже.

   Один из лидеров рынка игр, компания Sega Enterprises объявила во время Comdex о своем решении вложить 4 миллиона долларов в своего давнего партнера по разработке игровых программ, корпорацию Appaloosa Interactive. Средства предназначены на развитие нового начинания Appaloosa - так называемого детского суперсайта Bonus.com. Фирма гарантирует как педагогическую стерильность содержания, так и то, что детей от этого сайта за уши не оттащить.

   И в заключение обзора - новости двух корпораций, решительно связавших свою судьбу с Интернет, и привлекающих всеобщее внимание. Первая из них - Cal-dera Inc., которую возглавляет "отец" Novell Рей Нурда. Не могу избавиться от ощущения, что он решил любой ценой при жизни искупить свой старый грех вовлечения полумира в нетварное болото.

   Потерпев неудачу с UnixWare, Нурда сделал на этот раз ставку на коммерциализацию Linux, любимого народом клона Unix, созданного финном Линусом Торвальдсом. Шутки шутками, но по данным независимых аналитиков, собранных, правда, еще до выхода NT 4.0, Linux приводит в действие 9% Web-сайтов мира. Перед ним идет Sun Solaris (32%), а за ним - NT (4,5%). Из юниксов следующий - HP UX (4%), а второй любительский юникс 386BSD имеет только 3,5%. Есть о чем задуматься, и Нурда задумался.

   Сначала на базе Linux был выпущен обычный коммерческий продукт, названный Caldera Net-work Desktop. Затем, незадолго до Comdex/Fall'96, во время выставки Unix Expo в Нью-Йорке публике был представлен коммерческий, хотя и недорогой Caldera OpenLinux, сокращенно COL, продаваемый вместе с исходными текстами. Одновременно началось распространение сборников программной продукции фирм-партнеров Caldera Solutions CD.

   На Comdex/Fall'95 Caldera объявила о завершении портирования и начале поставок в составе COL лицензированной у Sun Microsystems известной среды эмуляции MS Windows - WABI 2.2. Правда, цена его (около 200 долларов) вдвое выше, чем у самого COL.

   Рекламные материалы, написанные с присущей настоящим юниксистам окопной прямотой, дают понять, что Cal-dera принимает на себя ответственность за Linux, сознает все ее несовершенства, ищет способы зарабатывать на ней деньги, но при этом намерена сохранять и развивать сложившееся вокруг Linux творческое сообщество любителей программирования.

   Прошлым летом, когда Novell в панике начала избавляться от всего, что было или казалось ей лишним, дабы сосредоточиться на развитии любимой NetWare, Caldera подобрала и пригрела интересную коллекцию старья: CP/M, Novell и DR DOS, MultiUser DOS и Palm DOS. Теперь исходные тексты всего этого достояния тоже станут доступны партнерам и публике в рамках намеченного вскоре к выпуску продукта Caldera OpenDOS.

   Становится ясно, что Caldera занята поисками новой деловой модели, в рамках которой можно было бы коммерциализировать потенциал аборигенов Интернет -компьютерных подпольщиков и партизан. Причем делается это как раз в то время, когда промышленность почти перестала рассматривать эту, некогда весьма влиятельную силу, всерьез.

   Вторая - по порядку, а не по значению - наследница Novell это, конечно, краса канадской компьютерной индустрии корпорация Corel. Незадолго до Comdex она выпустила седьмую версию CorelDraw, а прямо на выставке - Corel Ventura.

   Corel громко похваляется тем, что ее Office 7 четвертый месяц держит первенство по розничным продажам в США: на его долю приходится 51-53% проданных коробок, на долю Microsoft 41-43%, а Lotus остаются 5-6%. На выставке она пропагандировала свою новую политику продажи сетевых версий Office для Win-dows NT (за 2000 долларов без ограничения числа клиентов). Вы, конечно, знаете и то, что Corel недавно подгребла под себя Paradox. К слову, Microsoft на Comdex показала черновик седьмой версии своего офиса, но об этом потом.

   В свое время, когда стартовала Java, и толстые мира сего заговорили тощих клиентах, представители Sun на вопрос, откуда возьмутся конкурентоспособные офисные приложения, отвечали - ну, мол, соберутся какие-нибудь честолюбивые студенты, и напишут. Вот и собрались. Первый сетевой офисный пакет Corel Office for Java можно посмотреть на http://officeforjava.corel.com.

   Этот продукт, который в коммерческом варианте появится в начале 1997 года, представляет истинно документоцентрический подход к организации рабочего пространства на основе объектных механизмов, сильно напоминающих OpenDoc Bentos. Сильной стороной пакета может стать открытость его для разработчиков приложений. Само собою, клиент Office for Java может работать с ним на любой современной компьютерной платформе - не исключая, впрочем, и обычную PC. Похоже, боевые действия на фронтах войны тощих и толстых можно считать открытыми.

   Беспроволочные сети
   Главная новость в этом секторе рынка - продолжающееся совершенствование аппаратуры и снижение цен на нее, которое постепенно делает еще совсем недавно экзотическую технологию таким же предметом ширпотреба, каким стали беспроволочные, а затем и сотовые телефоны.

   По инерции, о беспроволочных сетях обычно вспоминают, когда нужно соединить две обычные LAN. Пример исключительно простого в обращении и недорогого радиомоста соединяющего на скорости 1 мегабит/с два сегмента Ethernet на расстоянии до 1 мили - показанное на рисунке изделие фирмы OTC Telecom.

   Однако рынок межсетевых соединений слишком узок, чтобы по-настоящему разогнаться. Настоящим мотором прогресса в этой области стали персональные радиосоединители. Пользоваться ими в обычной офисной обстановке становится едва ли не дешевле, чем прокладывать медные витые пары, а уж удобнее - наверняка. Системные интеграторы начинают пересматривать традиционные подходы к оборудованию зданий и помещений.

   Но настоящая свобода передвижения начинается с выходом за пределы офисов. Для многих профессий - врачей, агентов, полицейских - необходима мобильность и надежная, быстрая связь с компьютерной сетью. Промышленность давно освоила портативные модемы для связи через сотовые телефоны, а сейчас началось широкое внедрение технологии Cellular Digital Packet Data, сокращенно - CDPD.

   Это настоящая пакетная радиосвязь через существующие сети сотовой телефонии, в которой для передачи данных используются временно свободные коммуникационные ресурсы. Конечному пользователю CDPD дает возможность передавать данные попеременно с речью в одном сеансе связи. Эта технология сейчас распространяется по территории США, переплетаясь с вездесущим Интернетом. Дело пока не дошло до того, чтобы мобильный гражданин, присев на скамейку в парке, или хотя бы находясь в автомобиле, мог смотреть на своем ноутбуке телевизионную трансляцию по Сети, но в общем, быстро идет к тому.

   Корпорация GoAmerica Commu-nications, которая как раз и занимается предоставлением услуг беспроводной компьютерной связи, объявила на Comdex/Fall'96 о своих новых планах и партнерах. Планы состоят в том, чтобы предоставить мобильным пользователям беспроводной доступ к WWW в общенациональном масштабе. Одним из партнеров по аппаратной части стала крупная японская корпорация Uniden, которая как раз к выставке выпустила новый, исключительно дешевый CDPD-модем. Альтернативой CDPD для клиентов GoAmerica станет доступ через радиосеть передачи данных RAM, которая уже покрывает практически всю территорию США, с помощью устройства AllPoint, выпускаемого подразделением мобильной связи хорошо знакомой нам фирмы US Robot-ics.

   Тут я не удержусь от комментария. Дело в том, что это самое подразделение, расположенное в столице мормонского штата Юта, в девичестве звалось Megaherz, и во время недавнего путешествия по Штатам я получил самые скверные впечатления от предлагаемых ими услуг по доступу к сети через юбочную компанию CompuServe, которая называется Internet To Go. Так что новый альянс Megaherz с Go-America навел меня на некие думы.

   Про свои игры с американскими провайдерами я непременно напишу. Мне тем более хочется это сделать, что в номере "Компьютерры" о правах потребителя, на подготовку которого я повлиять не мог, авторы то и дело наводят читателя на мысль, что российская экономика как-то уникально плоха. Никакой аргумент не дается нашему брату так легко, как беззастенчивые ссылки на мировую практику. Вот я и расскажу про нее кое-что достоверное.

   Вообще, я бы просил не принимать близко к сердцу оптимистический тон этого обзора. Я ведь рассказываю главным образом о начинаниях. В Америке тоже хватает примеров того, как интересные идеи компроментируют плохой реализацией. Здесь я могу лишь описать технологию и деловой замысел, показать их место среди конкурирующих решений и отношение к ним окружающих. А уж какая судьба ждет то или иное предприятие, мы узнаем впоследствии из новостей. Так вот, позвольте вернуться к Go-America.

   Провайдерами CDPD и доступа к Интернет для GoAmerica уже стали некоторые из Baby Bell, а программное обеспечение Air-Browse предоставила Bellcore. Объявлено, что в качестве клиентской платформы будет поддерживаться в том числе и "ручные" PC нового поколения, работающие под управлением запущенной во время Comdex операционной системы Windows CE.

   Аппаратура для беспроводного доступа к Интернет недорога, и хлопот с ее эксплуатацией немного. Рекомендованная производителем цена устройства AllPoint - 500 долларов. Оно питается от собственного стандартного девятивольтного аккумулятора, емкости которого хватает на 30 часов работы.

   Зато условия пользования радиодоступом довольно жесткие. Сеть RAM и CDPD, по правде говоря, не рассчитаны на большой поток данных, поэтому клиенты будут платить за трафик. Самый щедрый план предусматривает от 800 до 1400 килобайт в месяц, в зависимости от местности, за 100 долларов. В случае перебора придется доплачивать. Для того, чтобы бороздить просторы Web, этого явно недостаточно, а чтобы время от времени заглядывать на какие-то экономно разработанные странички - вполне.

   Если же клиент сидит дома, для него имеет смысл присмотреться к предложению компании Tech-nology Guargian, которая призывает всех, от крупных корпораций до частных домохозяйств, подключаться к Интернет через спутник. Диаметр антенны - всего 60 см. Скорость передачи данных - от 400 Кбод до 12 Мбод.

   Комплект для доступа на скорости 400 Кбод, включающий в себя хорошую домашнюю PC с 17-дюймовым монитором и предустановленными программами, стоит 4000 долларов. Абонентская плата при этом составит 40 долларов в месяц. Что интересно, если бы гражданам России хватило ума отобрать рычаги управления национальными системами связи у параноиков, то фирма Technol-ogy Guardian и подобные ей новаторы легко и с удовольствием распространили бы свои услуги на нас с вами.

   В заключение - еще один оригинальный экспонат беспроволочного зверинца. Назначение и способы применения комплекта аппаратуры для построения локальных сетей с инфракрасными беспроводными соединениями VipsLAN-10, выпускаемого компанией JVC, очевидно из иллюстраций. Он работает на стандартной скорости 10 Мбит/с и, как видите, отличается продуманной конструкцией и привлекательным дизайном.

   Инфракрасный хаб - так называемый "спутник" - крепится на потолок помещения, а устройства с карданной подвеской, похожие на остронаправленные антенны, имеют даже сервоприводы для автоматического наведения, и при запуске системы автоматически находят друг друга.

   Дисплейные панели

   Помню, год назад, когда мы в "Компьютерре" начинали заниматься ноутбуками, один студент притащил написанную им статью с яростной критикой всех этих мелких ублюдков, претендующих на победу над настольными PC в эволюционной борьбе. Особенно возмущали его ноутбучные экраны, которые как раз в то время стремительно совершенствовались.

   Я не устаю удивляться нашим студентам. Девять из десяти производят впечатление дремучих консерваторов, особенно по сравнению с редакторами, которые много их старше. А по количеству сравнений прошлых и нынешних реалий, скрытых цитат из речей партийных вождей и ассоциаций на советские темы в их текстах можно подумать, что люди прожили при совке по меньшей мере полвека, и вышли на волю не далее, как вчера.

   Когда я позволяю себе об этом думать, то прихожу к выводу, что былое антикоммунистическое значение компьютерных технологий в России отнюдь не сошло на нет. Общество знай штампует себе новых членов по старым чертежам, и лишь опыт применения компьютеров и стаж знакомства с западным рынком мало-помалу способны вестернизировать наш, прошу извинить за выражение, менталитет.

   Так вот, вопреки скептикам и маловерам, технология плоских панелей сделала за последний год такой рывок вперед, что ими начали оснащать настольные компьютеры. На Comdex/Fall'96 произошел массовый вылет этих изделий и я собрал внушительную их коллекцию. Плоские панели уже превосходят по качеству мониторы с вакуумными трубками, но к сожалению пока дороговаты. Типичная цена 14-дюймовой true color активно-матричной панели нового поколения 1024x768 с углом обзора 90-135њ - от 2,5 до 3 тысяч долларов. Впрочем, все они еще только осваиваются в массовом производстве.

   Представителем многочисленных моделей, матрицы которых более или менее аналогичны ноутбучным, является активно-матричный PanoView 600 фирмы CTX. Он имеет размер рабочей области 12,1 дюйма по диагонали (как у старых 14-дюймовых мониторов) и 800х600 пикселов при 24-х битном цвете. Поставщики таких изделий стремятся внедрить их в перенаселенные помещения на заводах и в офисах.

   Применение больших плоских панелей привело к новой волне интереса к полу-настольным PC, сконструированным на манер первых переносных моделей. Хорошим примером является Brillianta LD 5000 фирмы Amaz-ing Computer Trend. Обратите внимание на перечеркнутый знак радиационной опасности справа на ее корпусе.

   Однако уже наметилась обратная тенденция. В экранах для настольных PC начали отрабатывать перспективные решения, которые в дальнейшем могут быть приспособлены для ноутбуков, а также вводить в них специфически настольные функции. Вот несколько примерно одинаковых по характеристикам изделий.

   Готовящуюся к выпуску плоскую панель 1024х768 размером 13,8 дюймов по диагонали выставила EIZO Nanao. Ее FlexScan 23 будет заодно служить хабом универсальной последовательной шины USB).

   На картинке вы узнаете попугаев ViewSonic. Как и положено изделию этой фирмы, ViewPanel PV140 ничего другого не показывает. А модель FT15 фирмы Sceptre отличает несколько больший размер - 15 дюймов по диагонали - при цене производителя 2749 и 3575 долларов за пассивную и активную матрицу соответственно. Объявляя FT15, Sceptre понизила цену на свою 12-дюймовую активно-матричную панель до 1950 долларов.

   Сходный по характеристикам продукт показывало на Comdex подразделение Panasonic Com-puter Peripheral Company японского концерна Matsushita. Их 14-дюймовая панель LC40 имеет отличный показатель контрастности 120:1 и изменяет картинку с частотой 20 Гц. Если вы читали начало этого обзора в предыдущем выпуске "Компютерры", то, возможно, помните, что эта же фирма впервые демонстрировала на выставке монитор с новой вакуумной трубкой, у которой совершенно плоский экран и практически безупречная геометрия.

   Верная себе фирма Dolch выкатила на публику две потрясающие плоские TFT-панели диагональю 14,5 и 16,1 дюйма имеющие, соответственно, 1024х768 и 1280х1024 пиксела. Предназначены они для промышленности и могут комплектоваться сенсорным экраном. При контрастности 100:1 панели, как говорят понимающие люди, ничем не уступают лучшим мониторам с вакуумной трубкой. В том числе и ценой, которая составляет 6 и 11 тысяч долларов. Изготавливаются новые панели на заказ и поставляются в течении 30 дней.

   "Конек" компании Portrait Dis-plays - конструкция дисплея, позволяющая поворачивать его экран в "портретное" или "ландшафтное" положение, и программные драйверы для Win-dows и Mac OS, переключающие режим отображения на лету, без перезагрузки системы.

   Portrait Displays в восторге от новых возможностей. На Com-dex/Fall'96 она показывала два своих перспективных изделия на базе 15 дюймовой DSTN-матрицы производства Sharp. При 1024х768 пикселах, контрастности 25:1 и 16-битном цвете эта матрица недорога и цена готового изделия планируется ниже 1500 долларов. К тому же, как неустанно объясняет Portrait, разворот экрана резко повышает эффективность использования его площади.

   Как видно из рисунка, при подготовке документов или верстке издания формата "Компьютерры", панель Portrait Displays не уступает монитору с диагональю 21 дюйм и 1280х1024 пикселами. Принимать всерьез эти аргументы, конечно, нельзя, поскольку современные мониторы с вакуумными трубками уже перешагнули порог 1600х1200. Однако Portrait планирует создать ноутбук с поворотным экраном, а это, согласитесь, даст реальный и весьма ощутимый эффект при той же цене.

   На прошлогоднем осеннем Com-dex несколько фирм-разработчиков привлекли внимание к новой конструкции плоских панелей, представляющей собою странный гибрид плазменной и жидкокристаллической технологий. Теперь появились промышленные образцы.

   В третий раз упоминаемая мною Matsushita Electric, она же Pana-sonic, показала 42-х дюймовую (то есть, около 110 см. по диагонали) панель, имеющую 640х480 пикселов, с углом обзора 160њ (!) и контрастностью 200:1 (как вы, конечно, помните, ячейки плазменных панелей самостоятельно излучают свет). Разновидность этой панели для телевидения высокой четкости форматом 16х9 имеет 852х480 пикселов. Наконец, ходят слухи о совершенно невообразимой панели форматом 16х9, размером 40 дюймов по диагонали, имеющей 2 миллиона пикселов.

   Еще одну панель с диагональю 40 дюймов, имеющую 640х480 пикселов показала на Com-dex/Fall'96 фирма Mitsubishi. Судя по прочим характеристикам, это практически одна и та же технология. Ожидается, что гигантские панели, которые появятся в следующем году, будут очень дороги - цена составит свыше 10 тысяч долларов. Пока они найдут применение в общественных местах, но перспектива их это, конечно, телевизоры.

   Очевидно, рынок жидкокристаллических и плазменных плоских панелей готов к разогреву. Главные события развернутся в следующем году, а к концу его над электронно-лучевыми трубками, последними на земле представителями некогда обширного и вездесущего семейства вакуумных электронных приборов, может нависнуть угроза вымирания.

   Сенсорные экраны
   При всей важности этого сектора, он остается очень узким. Активных игроков можно пересчитать на пальцах, каждый из них делает что-то особенное и большинство попало в мои сети. По всем направлениям идет устойчивый рост рынка и эволюционное совершенствование изделий.

   Так, Elo TouchSystems, занимающаяся резистивными экранами объявила на Comdex о двух новых разработках в рамках своего семейства AccuTouch. В первом случае удалось повысить прозрачность экрана сразу на 36%, доведя долю света, проходящего от монитора к наблюдателю до 75%. Во втором - удалось повысить механическую прочность экрана сразу в 10 раз. А компания Carroll Touch, выпускающая панели на базе инфракрасной и волновой технологий объявила о существенном обновлении своей продукции.

   На этом фоне выделяется Mi-croTouch Systems. В конце лета фирма сообщила об эпохальном достижении. Ей удалось освоить производство сенсорной панели, ощущающей прикосновение пальца - даже в перчатке - через стекло или другой диэлектрический материал толщиною до 1 дюйма. Когда шок от этой новости начнет у вас проходить, попробуйте угадать, почему это так важно.

   Дело в том, что дешевую малтимидийную PC с таким экраном можно поставить в обычной витрине, которая есть у всякого приличного торговца, и уже оснащена всеми полагающимися средствами безопасности. Не надо покупать дорогой защищенный малтимидийный киоск. Вообще, ничего не надо. Надо только заказать новый сенсорный экран, получивший название ThruGlass (сквозь стекло). Его размер рассчитан на 17-дюймовый монитор, а разрешающая способность - 1024х1024 точки.

   Во многих случаях на витринной PC достаточно будет запустить Web-браузер и нацелить его на фирменный Web-сайт. Для этого MicroTouch выпустила специальный софтвер. Все вместе становится уже слишком просто. Как бы фирме Factura - подразделению MicroTouch, занимающемуся проектированием киосков - не пришлось срочно менять профессию.

   Тем временем, MicroTouch приступила к вторжению в совершенно другую рыночную нишу. На выставке она объявила о начале поставок Ibid - интерактивной компьютерной "классной доски". На вид это белая панель размером 2х3 фута (60х90 см) с нарисованными на ней кнопками, с помощью которых можно выбирать "мелок" или "тряпку", изменять цвет "мелка" и размер "тряпки", управлять поддерживающей программой. Ibid подключается к обычной PC через COM-порт. Программное обеспечение принимает сигналы от панели и генерирует электронное изображение, которое по мере готовности можно сохранять в файле. Дальнейшее очевидно.

   Не будучи в курсе дел этого сегмента рынка, я проверил отзывы независимых обозревателей. Все говорят, что Ibid на голову превосходит конкурентов, а стоит невероятно дешево - всего 500 долларов. Название Ibid тоже показалось мне очень удачным. Оно ассоциируется и с латинским ibi-dem, и с английским I bid.

   Изделие это для России не очень актуально. Едва ли обсуждения у доски имеют большое значение в вашей работе, если, конечно, вы не учитель. Зато американцы, привычные к коллективной работе головой, с нетерпением ожидают появления Ibid на рынке и уверенно предсказывают ему блестящее будущее.

   Ручные и носимые
   В древние времена существовала народная классификация электронных приборов, примерно такая: без ручек - стационарный, с двумя ручками - переносной, с одной ручкой - портативный. Каждый раз, когда рынок переворачивается, старые слова приобретают новые значения. Теперь придется привыкать к тому, что "ручные" (hand held, palm top, sub notebook) PC получили окончательное название HPC. Их массовый вылет в свет на Comdex/Fall'96 промышленность расценила, как крупнейшее событие года.

   Наряду с этим расцветает еще одна разновидность PC, названная wearable, или "носимые". И ручные, и носимые PC существовали не один год, но в качестве маргиналов, населяющих какие-то второстепенные ниши. Теперь один из главных потоков эволюции, похоже, направляется в это русло.

   Пусть первой среди ручных PC будет названа Velo 1 фирмы Philips, получившая на Com-dex/Fall'96 награду редакции журнала Byte. Случилось так, что сегодня, в воскресенье 22 декабря 1996, когда я сижу дома и сочиняю этот обзор, материалы о Velo остались в редакции. Слазив в Сеть я с удивлением обнаружил, что на огромном (почти 60 тысяч страниц) Web-сайте Philips это название не встречается ни разу, а само изделие упоминается ровно однажды под аббревиатурой HPC в трехстрочной новости о том, что, мол, фирма показала на Comdex такую штуку, и это говорит о ее возвращении в ряды производителей PC.

   Это я к тому, что теории Дениса Викторова будто отечественные пиары представляют собой особую, невиданную в мировой практике форму паразитической жизни, экспериментально не подтверждаются. Специалисты по связям с общественностью повсюду одинаковы. Ну, ничего - информация осталась на сайте Comdex, а при поиске в Сети нашелся даже какой-то фанатский сайт с подборкой материалов, и это при том, что Velo 1 пока еще не выпускается серийно! Наконец, обнаружился и Web-сайт соответствующего подразделения Philips, который никто, видимо, не удосужился соединить с основным.

   Разработка Philips полюбилась народу потому, что, в отличие от многих других подобных изделий, откровенно выстроенных под требования Windows CE, Velo 1 сделана изобретательно и щедро. В нее встроен модем на 19200 Кбод с телефонным разъемом и два слота для нестандартных маленьких карт, которые можно использовать для расширения памяти - как RAM, так и ROM. Как и все HPC, Velo не имеет диска.

   Для подключения стандартных PC-Card есть отдельный присоединяемый модуль. Клавиатура - полная QWERTY, 81 кнопка. Нетрадиционные устройства ввода - перо и микрофон. Velo может работать в качестве диктофона, сохраняя 16 минут компрессированной речи на мегабайт памяти. Экран сенсорный, имеет 480х240 пикселов при четырех градациях серого, предусмотрена подсветка.

   Velo 1 построена на базе RISC процессора PR3 1500. У нее есть один COM-порт и один инфракрасный порт. В стандартную поставку входит настольный "док". Когда Velo 1 вставлена в него, происходит синхронизация файлового хозяйства с настольной Windows и подзарядка аккумулятора. В комплект поставки кроме Win-dows CE и ее приложений входит практически все известное на сегодняшний день программное обеспечение для HPC.

   Что еще? Размер примерно 16 на 8 на 1,5 сантиметра. Минимальный комплект включает 2 MБайта RAM. Рекомендованная производителем цена в максимальном комплекте, включающем 4 МБайта RAM и аккумулятор - 739 долларов. Без аккумулятора питается от батареек АА. Продолжительность автономной работы пока неизвестна, но можно ожидать 10-15 часов.

   Не хочу вас утомлять перечислением остальных HPC. Буквально каждый, кто делает настольные PC или ноутбуки объявил или готовится объявить одну из них. Компьютерные фирмы с полной откровенностью объясняют, что уж если Microsoft решила выйти на этот рынок, то надо быть полным идиотом, чтобы остаться в стороне. Наличие производственных возможностей в этой обстановке не имеет значения. Даже Philips пока размещает производство на стороне, а многие с радостью соглашаются поставить свою марку на чужой продукт.

   Хорошим примером средней HPC может служить GP40M фирмы LG Electronics (более известной как GoldStar). Она гораздо больше, особенно в толщину. Модем надо приобретать отдельно. Экран не подсвечивается. Имеется один слот PC-Card. Процессор - наполовину 32-х разрядный Hi-tachi SH3. Не в обиду LG будь сказано, остальные возможности GP40M примерно такие же, как у Velo 1. У меня нет данных о цене, но сущностной характеристикой базовой конфигурации HPC имени Windows CE является сумма от $495 до $499 на этикетке.

   Hewlett-Packard, которая давно занимается субноутбуками, включилась в гонку Windows CE, но без особого шума. Все и без того отметили заявленную ею модель, хотя бы за то, что она будет иметь дисплей размером 640 на 240, то есть ровно половину стандартного VGA. Это блестящий ход. Народ хорошо понимает, что при работе с экраном 640х480 все увеличивают окна до максимального размера и, следовательно, все документы неявно рассчитаны на это.

   В действительности, о новой HPC Hewlett-Packard пока неизвестно ничего. Не объявлено даже название. Срок ее появления в свет - вторая половина 1997 года.

   Типичное приложение для HPC с Windows CE - выставленная на Comdex программа для сбора данных фирмы AllPen. Она включена в комплект поставки Velo 1 и продается самостоятельно. С помощью этой программы пользователь конструирует экранные бланки для ввода и оперативной проверки данных прямо на HPC. Данные, вводимые во время автономной работы, затем сбрасываются на диск обычной PC, или наоборот - импортируются из внешних файлов и хранятся на HPC.

   Скептиков я настоятельно прошу учесть несколько важных обстоятельств. Во-первых, рынок HPC только начинает формироваться а его коммерческий потенциал может оказаться таков, что не пройдет и года, как мы увидим в этой нише цветные экраны 1024х512 и жесткие диски размером с наручные часы, умещающиеся на филипсовских микрокартах. Во-вторых, в его нынешнем состоянии это уже рынок Win, а не Wintel, то есть, открыто новое, еще никем не монополизированное направление гонки процессоров.

   Наконец, впервые Microsoft, которую все уже устали ругать за чудовищно разбухшие сверх всякой необходимости продукты, отбросила наследие и сделала начисто что-то маленькое, стройное и мобильное - да не что-то, а целую операционную систему, и офисный пакет, и даже браузер Web впридачу. Российским минималистам осталось только дождаться портирования Windows CE на нормальные пятисотдолларовые PC. К сожалению, отечественным поклонникам XT даже это не поможет. Windows CE - 32-х разрядная система, не имеющая ничего общего с MS DOS.

   А как насчет выставленной на Comdex ручной PC AMiTY SP фирмы Mitsubishi Electronics? При размерах 24х17х3 см она весит менее килограмма, зато представляет собой настоящую PC на процессоре 486DX4/100, c 32 мегабайтами памяти и диском на 340 мегабайт. Сенсорный DSTN-экран размером 7 дюймов по диагонали имеет 640х480 пикселов с 16-битным цветом. AMiTY SP можно управлять пером, или вставлять в подставку-клавиатуру, которая заодно является док-станцией.

   Не буду утомлять вас техническими подробностями и приведу лишь два недостатка этого изделия. Продолжительность автономной работы от литиевого аккумулятора составляет 1-3 часа, а цена - три с половиной тысячи долларов. AMiTY, как и аналогичный продукт Toshiba, давно продаются в Японии, а теперь готовятся к выходу на рынок США.

   Предварительную спецификацию еще более серьезного продукта для той же ниши, на процессоре класса Pentium 133, обнародовала во время Comdex фирма Sharp. Она, к слову сказать, известна своими популярными PDA Zaurus, которые основаны на 16-разрядном процессоре собственной разработки и имеют экран 320х240.

   Будучи близки по размерам к HPC, Zaurus непригодны для Windows CE, но имеют внушительную коллекцию встроенного софта среди которой календарь, планировщик, записная книжка, Word Processor, Spreadsheet (как утверждается, совместимый с Excel), программа для связи с пейджерами, электронная почта, факсимильная связь, эмулятор терминала и много чего еще. Есть, между прочим, один слот PC-Card и поддерживаются электронные чернила.

   Мостик к продолжению этой темы пусть создаст показанная с большим шумом на Comdex новая разработка небольшой компании ST Research - защищенная HPC Ultimax 2000. Как видите, она прекрасно чувствует себя глубоко под водой. С экраном класс CGA (320х240 пикселов) Ultimax 2000 не принадлежит к поколению Win-dows CE, зато имеет жесткий диск до 230 мегабайт. Размеры ее несколько больше, а вес существенно больше, чем у HPC, и работает она под управлением записанной на ROM версии MS DOS.

   Обзор wearables, то есть носимых PC, я хотел бы начать с остроумной примочки фирмы Rach Incorporated. Это приспособление Podeum, с помощью которого любой стандартный ноутбук можно закрепить на бедре под любым углом. В движении Podeum используется, как сумка. В комплект входит даже капюшон на случай дождя, правда я не понял, для кого он предназначен - для компьютера или для его хозяина. При всей его незамысловатости, Podeum - впечатляюще высокотехнологичное изделие, изготовленное из самых современных материалов. Он, в частности, обеспечивает надежную теплоизоляцию - в противном случае иной пентиумный ноутбук может оказаться при длительном ношении просто опасен.

   Что касается носимого компьютера Trekker фирмы Rockwell International, то он всегда холодный, хотя внутри этого небольшого устройства разместилась настоящая PC на Pentium 120 с гигабайтным винтом и всеми положенными атрибутами. На рисунке вы видите оголовье с микрофоном и дисплеем, который, если смотреть в него одним глазом, создает изображение, перекрывающееся с окружающей реальностью. Впрочем, в любой момент оператор может посмотреть на мир обоими глазами.

   Командовать Trekker'ом можно голосом, или водя пальцем по тачпаду, который хорошо виден на снимке. Конструкция рассчитана на установку дополнительных устройств (через слоты PC-Card), в числе которых упоминается много всяких интересных штук - например, цифровые фото- и телекамеры, приемники системы глобального позиционирования GPS, и так далее.

   Trekker - не совсем новинка. Он получил награду редакции Byte на весенней Comdex/Spring'96 в состязании с аналогичными изделиями IBM и Texas Instru-ments. И не удивительно, поскольку столь дорогие и эффективные инструменты наиболее широко используются персоналом аэрокосмической промышленности и Вооруженных сил, а это для Rockwell родная стихия.

   Однако, насколько мне удалось разобраться, впервые сконструировал и выпустил на рынок такой компьютер (еще на процессоре 8088) Майкл Дженкинс, ныне работающий в компании Xybernaut. В последней модели их Mobile Assistant II использован процессор AMD 5x86 и оригинальная архитектура соединений, благодаря которой компьютер состоит из шести модулей, каждый из которых, в том числе и процессорный, можно легко заменить. Для расширения оставлены два свободных слота, но поскольку соединительные разъемы нестандартны, то дополнительные устройства, по-видимому, не так легко достать. Красная кнопка, которую вы видите на фотографии, это устройство управления курсором - наподобие тех, которые устанавливаются на клавиатурах ноутбуков.

   Разработчики компании ViA - или, возможно, разработчики, создавшие эту компанию - поломали стетеотип носимой PC и предложили рынку нечто невиданное. Их FlexiPC предназначена для ношения не на поясе, а в виде пояса. Выпускается два комплекта - из двух и трех звеньев с гибкими соединителями, на процессорах 486/75 и AMD 5x86/133. Трехзвенный комплект имеет целых четыре слота PC-Card.

   Мы уже сообщали об этой системе в новостях, а теперь можем показать, как она выглядит. ViA поставляет для нее клавиатуру, программное обеспечение для распознавания речи, наголовный и дисплей и плоскую сенсорную панель, а также внушительный набор дополнительных устройств - как собственного производства, так и других фирм. FlexiPC удобна, легка и экономична. Без аккумулятора она весит около 700 граммов, а время автономной работы составляет от 4 до 10 часов.

   Другой интересный продукт это фирмы - компьютеры с сенсорными экранами и радиомодемами, напоминающие одну из первых попыток создания перьевых PC, бесславно погибшую Momenta.

   В начале декабря в Сан-Франциско прошла специальная выставка HPC и PDA. Состоявшиеся на ней дискуссии подтвердили, что ведущие поставщики не расположены искать на свою голову приключений, создавая принципиально новые изделия. Коммерческая неудача Apple Newton не располагает к такого рода экспериментам. Доминирующей остается идея воспроизведения и постепенной эволюции существующих PC в виде очень малогабаритных устройств или носимых конструкций.

   Цифровое фото
   Цифровые фотоаппараты и обеспечивающие их продукты - еще один возникающий рынок, который на глазах у публики материализовался из ничего года два назад, и приобрел некоторую определенность очертаний на Comdex/Fall'95. Этой осенью он по-прежнему в центре внимания. Причина, конечно, в массовости. Каких масштабов достигает индустрия любительской фотографии на Западе можно судить по ее первым шагам в Москве и других российских городах, где многочисленные пункты обработки особенно хорошо заметны на общем буро-сером фоне городской среды.

   Цифровая фотография - мечта фотолюбителя. У этой технологии нет альтернатив. Она бьет без промаха. И каждый, кто начал свою цифровую карьеру фотографом, неминуемо и быстро приходит к домашней PC, к Интернету и прочим цифровым чудесам по полной программе. Дело за промышленностью, а уж она, ввиду такого рынка сбыта, долго ждать себя не заставила.

   Как показывает мой личный рыночный компас, ось интересов российского потребителя проходит между дешевыми фотоаппаратами-"мыльницами" и видеокамерами. Цифровая (да и обычная высококачественная) фотография возвышается между этими двумя явлениями, как недоступная и пока непонятная роскошь. В самом деле, кому нужна аппаратура для изготовления одиночных электронных картинок ценою от 500 до 1500 долларов, когда видеокамера за те же деньги генерирует их десятками в секунду?

   Разница в качестве и в обаянии древнего волшебства, останавливающего мгновение. Фотография делает каждого художником, но это становится интересно массам, если они зарабатывают вдесятеро больше современных россиян. Но при общих масштабах российского потребительского рынка, цифровая фотография может вскоре сделаться одно из горячих точек на и нем.

   Как вы помните, на рынке домашних PC относительным успехом - хотя, как выяснилось, преходящим - пользовались старые, известные по бытовой электронике имена. На рынке цифровых камер уже наметилось противостояние ветеранов и "новичков" из числа заслуженных компьютерных и электронных компаний, с ощутимо большим перевесом в сторону "фотографов", что косвенн как раз и свидетельствует о более глубоком проникновении фотографирования в девственные толщи потребительских масс. Составить исчерпывающий обзор предложений на текущий момент читатель может в любом серьезном фотомагазине. Я ограничусь общей характеристикой ситуации.

   Год назад новый потребительский стандарт цифровой фотокамеры установила фирма Casio со своим QV-30. При минимально допустимой для практических целей дискретизации изображения 320х200 пикселов, эта камера имела цветной жидкокристаллический дисплей, используемый и как видоискатель, и для просмотра сделанных снимков, а также встроенную вспышку. Рекомендованная цена QV-30 составляла 500 долларов.

   Старина Kodak показала наконец на Comdex камеру DC-25, аналогичную по функциональным возможностям нашумевшей камере Casio. Главное отличие ее от предыдущей модели DC-20, это как раз дисплей и вспышка. При той же начальной цене в 500 долларов, DC-25 имеет 493х373 24-х битных пиксела. Дополнительно можно оснастить ее сменной картой памяти Com-pact Flash, на которой снимки можно быстро переносить в компьютер.

   Компания объявила о том, что вместе с камерами DC-20 и DC-25 отныне будет поставляться Netscape Navigator Gold и позиционировала их, как фотокамеры для Internet, однако этого нынче не делает только ленивый. Напомню, что Kodak выпускает камеры DC-40 и DC-50, имеющие 756х504 пиксела, но с оптическим видоискателем.

   На рынок вышла наконец Olym-pus, представившая сразу два очень привлекательных изделия, тоже соответствующих канону Casio. Камера D-200L имеет 640х480 пикселов, а D-300L - целых 1024х768. Последний показатель приближается к минимальным требованиям нашего художественного редактора. Вероятно, Даша дала бы себя уговорить на снимки такого качества, но лучше я подожду D-400L. Кстати, и рекомендованная Olympus цена пока кусается: D-200L стоит 600, а D-300L - 900 долларов.

   Компания Epson объявила на Comdex о выпуске камеры Pho-toPC 500 (дальнейшем развитии модели PhotoPC). При количестве пикселов 640х480, эта камера имеет присоединяемый экран и стоит вместе с ним около 700 долларов. Отличает ее наличие встроенной программы для обработки изображений, которая и впрямь значительно улучшает впечатление, производимое снимками.

   Впечатления впечатлениями, а я все же предпочел бы, чтобы камера фиксировала как можно больше сырых данных, запоминая, если требуется, параметры съемки (освещенность, экспозиция, дальность и что там еще), а коррекцию можно проводить хоть прямо при загрузке в компьютер, хоть в любое время потом.

   Все перечисленные камеры разнятся оптикой, количеством хранимых снимков, наличием возможности расширения памяти, программным обеспечением. Есть и другие важные особенности, но я намеренно откладываю их до подробного обзора, который собирался сделать Евгений Козловский.

   Epson рекомендует свою PhotoPC 500 как часть семейства продуктов для любительской цифровой фотографии, в которое входят принтеры, сканеры и даже проекторы. Сканеры, собственно, относятся к альтернативной технологии при которой оцифровывается и вводится в компьютер снимок, изготовленный обычным путем или с помощью камеры Polaroid. Цены на персональные цветные сканеры быстро падают, и мы еще вернемся к этим устройствам.

   Многие фирмы предлагают персональные цветные принтеры, появились даже специальные модели для печати цифровых фотоснимков. Цены на некоторые струйные изделия упали чуть ли не до ста долларов. Подумать только, еще два года назад скептики задавали риторический вопрос - зачем, ну скажите, зачем нормальному человеку цветной принтер?

   На собственном опыте и наблюдая за другими пользователями я убедился, что струйная технология разочаровывает. Грубо говоря, с ее помощью при большом терпении, некотором везении, поставив новую головку и заправив специальную бумагу можно получить отпечаток неплохого качества, который в прозрачном пластиковом конверте не стыдно показывать гостям. Они даже могут принимать его за типографский, пока не возьмут в руки. Отдельные аспекты струйной технологии в последний год сильно усовершенствованы И все-таки, в ожидании персональных цветных лазерных систем, я бы предпочел сухую печать фирмы Citizen.

   Ее Printiva процветает, но пока не собирается дешеветь. На Comdex/Fall'96 Citizen объявила о выпуске в первом квартале 1997 года двух новых моделей - Prin-tiva 700 и 1700. По сравнению с Printiva 600 они имеют улучшенную цветопередачу, укомплектованы Corel Draw 4.0, MGI Photo Suite SE и предназначены для профессионалов. Printiva 1700 будет, к тому же, иметь встроенный полноцветный сканнер. Разрешение в цветном режиме осталось прежним - 600х600, однако, в отличие от Printiva 600, фирма вслух пообещала, что семисотые модели будут поддерживать 24-х битный цвет. Скоростью Printiva, как и все принтеры с механической разверткой, не блещет. Цветная страница выводится за 5 минут. О цене говорится сдержано: Printiva 700 будет стоить менее 1000 долларов.

   Я полагал, что Citizen монопольно эксплуатирует положенную в основу принтеров Printiva технологию MicroDryФ, и был немало удивлен, обнаружив на Comdex еще одну фирму, поставляющую аналогичное устройство. Американское отделениe японской фирмы Alps Electric объявило на Comdex о предстоящем выпуске принтера Alps 2010 и комбинированного принтера-сканнера Alps 4000 c характеристиками, аналогичными Printiva.

   Нигде в материалах Apls я не обнаружил упоминаний о Citizen, наоборот, ее представители подчеркивали, что Alps потратила годы на совершенствование процесса, название которого они указывают, как стороннюю торговую марку MicroDryФ. Обратившись вновь к материалам Citizen я обнаружил, что и они упоминают MicroDryФ, как стороннюю торговую марку!

   Дело окончательно запуталось, когда я заметил сходство между фотографиями Printiva 700 и Alps 2010. Сличение их кнопка за кнопкой, линия за линией показало, что эти два устройства, сфотографированные в разных ракурсах, совершенно идентичны, за исключением налепленных на них названий, да еще программного обеспечения, прилагаемого в нагрузку. Я намерен разобраться в этой истории после рождества, и не премину рассказать вам о результатах.

   Пресс-релизы Alps более содержательны в техническом отношении. В них, в частности, разъясняется, что улучшенная цветопередача достигнута в новых моделях за счет введения регулятора нагрева головки. На фотографии внутренностей принтера (опять-таки, от Alps) хорошо видны кассеты с лентой. При нагреве головкой краска с них переносится на бумагу. Помимо стандартной четверки CMYK, в такие принтеры можно устанавливать кассеты с золотистым и серебристым красителями. Alps называет и планируемую цену - устройств

   Как сказано выше, цифровую фотографию в любительских условиях можно получить двумя способами - прямой съемкой с помощью цифровой камеры, или сканированием готового снимка. В последнем случае есть смысл снимать Polaroid'ом, а потом ввести снимки в компьютер и подправить цвета. В этом раскладе явно недостает еще одной комбинации, и фирма Cy-color из штата Огайо реализовала ее!

   Попросту говоря, принтер Cycolor это фотоаппарат Polaroid, приспособленный для печати снимков с электронного оригинала. Однако, не путайте - Cycolor подчеркивает, что они используют свой собственный процесс Cycolor Di FilmФ и метод изготовления бумаги, в которую, как и у Polaroid, красители и вся химия встроены заранее. Для получения картинки надо экспонировать и прокатать бумагу, чтобы раздавить микрокапсулы с проявителем.

   Принтер Cycolor выполнен в габаритах пятидюймового устройства. То, что вы видите на иллюстрации, это их рекламный сувенир. В картонке, на которой напечатана фотография передней панели PC с установленным в ней принтером, прорезана щель, а в нее просунут настоящий отпечаток. На вид он почти не отличается от настоящей фотографии - разве что более жесткий и глянцевый.

   Очевидная проблема с технологией Cycolor - цена. Но ведь высокая цена бумаги Polar-oid держится потому, что ее не особенно широко применяют! Сам по себе процесс рассчитан на массовое производство и в нем нет дефицитных составляющих, вроде серебра. Представьте себе, что таких снимков начнут печатать столько же, сколько обычных, и вы легко поверите что еще до начала XXI века "мгновенная" фотобумага вытеснит обычную. В любом случае, выход на рынок Cycolor знаменует конец монополии и начало развития.



© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.