Архивы: по дате | по разделам | по авторам

E-mail, чуча, технологический дебилизм

Архив
автор : Михаил Ваннах   25.08.2000

Среди различных версий начала мировой бойни есть одна, которую можно назвать версией "технологического дебилизма". Сводится она примерно к следующему...

Собирайтесь, девки, в кучу!
Я вам чучу отчубучу!

Народная песня

Август. Холодок по утрам, но еще теплая вода в реках. Аромат созревающих яблок и полыхание зарниц. Размышления об угасающем лете, плавно перетекающие в рассуждения об утекшем времени, о зарубках и загадках истории. И в череде этих зарубок алеет август, самый страшный август ХХ века, август 1914-го.

Начало Первой мировой войны оборвало спокойный ход развития западной цивилизации, дало старт глобальным переменам и противостояниям. Не зря же именно эта дата кажется многим, в том числе и Василию Щепетневу, неоднократно обращавшемуся к ней, последней тихой гаванью перед бурным морем-океаном.

Парадоксально, но до сих пор нет общепринятого единого взгляда на проблему возникновения Первой мировой войны. Начало Второй мировой изучено куда лучше. А та Великая война - все еще загадка. Загадка, несмотря на то, что еще десятилетия назад опубликованы секретные дипломатические архивы (одно из безусловно достойных деяний большевистского режима), документы генеральных штабов, воспоминания очевидцев...

Среди различных версий начала мировой бойни есть одна, которую можно назвать версией "технологического дебилизма". Сводится она примерно к следующему.

Железные дороги на рубеже веков были важнейшим фронтиром высоких технологий. Их развитию уделялось пристальное государственное внимание - блистательный премьер Витте был железнодорожником. Акции железных дорог росли не хуже, чем сегодняшние бумаги Кремниевой Долины. Железные дороги играли огромную стратегическую роль: если компьютеры обеспечили победы в Заливе и Боснии, то падение Севастополя, Парижа, Порт-Артура предопределялось слабым развитием сети железных дорог.

Именно поэтому лучшие умы генеральных штабов направлялись в отделы железнодорожных перевозок. А мобилизационные расписания, увязывающие прибытие роты ратников ополчения или резервистов ландвера на полустанок с подачей на него нужного числа теплушек или вагонов третьего класса, были и навсегда останутся одними из самых грандиозных плановых документов докомпьютерной эпохи.

Так вот, согласно технологической гипотезе возникновения Мировой войны причиной катастрофы послужило то, что дипломаты и высочайшие особы не учитывали гигантскую сложность мобилизационного расписания. Они вели свою дипломатическую игру, надеясь на то, что до тех пор, пока не прозвучал первый выстрел, приготовления к войне обратимы. Но это не соответствовало действительности. Война, на самом деле, началась, когда были запущены графики и расписания перевозок военного времени. Поломать их, остановить, вернуть в исходное состояние было нельзя, как нельзя вернуть в шахты стартовавшие МБР. Та сторона, которая захотела бы остановить начатую мобилизацию, оказалась бы перед лицом хаоса. Некормленые солдаты и лошади. Заблудившиеся артиллерийские парки. Нехватка вагонов и паровозов. Переполненные вокзалы. И в итоге, если не угроза бунтов, то уж полная беззащитность перед противником, мобилизацию продолжившим.

Поэтому мобилизацию продолжили...

Я вспомнил эту историю, когда смотрел репортажи о встрече на Окинаве. И еще вспомнил песенку, вынесенную в эпиграф. Роль девок играли в данном случае лидеры G-7, съехавшиеся в Японию пораньше, покалякать о проблемах экономических. А чучу отчубучивал прибывший позже всенародно избранный руководитель страны родимых осин. Он, видимо вдохновленный выдачей черного пояса, предложил коллегам впредь общаться ни больше ни меньше как по E-mail... М-да!!! Сильно!!! [1]

Достижения технологий действительно порой гипнотизируют. Даже в технических еженедельниках встретишь, бывало, восторг редактора, что вот он, на ноутбуке написанный и Internet'ом переданный отчет о выставке, уже в следующем номере. (При этом забывалось, что отчеты о всемирных выставках прошлого века, переданные по телеграфу, появлялись уже в следующих номерах ежедневных газет Москвы и Санкт-Петербурга!)

Так вот. Цифровые технологии применяются для связи руководителями государств с незапамятных времен. Уже вождь племени каннибалов Ух-Ух, видя дым сигнального костра, принимал однобитовую информацию: соседние каннибалы идут лакомиться родными Ух-Уху ляжками и ягодицами. Несмотря на лаконичность информации, ВАЖНОСТЬ ее была очень велика: ну кто там окажется на вертеле?

Цифровым был оптический телеграф наполеоновских времен, цифровым, и уже, можно сказать, электронным, телеграф Морзе, служивший в войне Севера и Юга. Ну а ЗАС, засекречивающая аппаратура связи, создание которой вдохновенными шаражечными зеками описано у Солженицына "В круге первом" - что это, как не прародитель современных модемов. Прародитель хоть и электромеханический, но исправно служивший вождям всех тонов и оттенков.

Так что предложение, сделанное на Окинаве, очень обоснованно. Обоснованно настолько же, насколько было бы обоснованно предложение собираться Большой восьмеркой не в конгресс-холле, а в пивной. И съезжаться не на лимузинах с охраной, а на рейсовых автобусах. И переписываться не диппочтой, а кидая конвертик в уличный ящик...

Это было бы очень демократично. И совсем не рационально. Все вышеперечисленное - залы, транспорт, связь - сначала появилось для частного использования и находилось в руках руководителей государств и примкнувших к ним богачей, и лишь потом, с развитием цивилизации, стало доступным для широких масс. Но появление авиакомпаний не отменило президентские самолеты. Слишком велика цена решений, принимаемых руководителями таких гигантских корпораций, как государства "восьмерки", чтобы пользоваться более дешевыми, но менее удобными средствами транспорта, общения, связи. Электронная почта здесь не исключение. Порожденная военными программами, давшая возможность сотням миллионов клиентов обмениваться информацией почти с нулевыми затратами денег и времени, E-mail все равно слишком открыта и слишком ненадежна для таких каналов, как каналы связи между руководителями стран. Каналов, для которых пригодны уж если не новомодные волоконные линии с защитой информации на ЭПР-нелокальностях, то, как минимум, выделенные линии с кодами Шеннона, кодами, которые не расшифровываются даже теоретически.

Этого не жалко для руководителей государств. А вот жалко то, что в этих креслах могут оказаться люди, не обладающие элементарными технологическими знаниями и не заботящиеся о том, чтобы обзавестись нормальными советниками. Кто знает, не является ли техническое образование почти всех советских руководителей "застойного" периода причиной того, что многочисленные "кризисы" так и не полыхнули пожаром Третьей мировой?


1 (обратно к тексту) - О других "интернетных" аспектах этой встречи см. стр. 40. - Л.Л.-М.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.