Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Роуминг: время собирать регионы

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   09.07.2009

На фоне сообщений об окончательной консолидации "МегаФона" в голове в который раз возникает вопрос: отчего операторы столь безнаказанно занимаются роумингом самих себя вот уже который год подряд?

На днях прошла занятная новость, которую давно ждали в мире сотовой связи - "МегаФон" наконец-то реорганизовался в единую компанию. Нет больше всех этих "Соник Дуо", "Мобиком-Центр" и "Уральских Джи Эс Эмов" - есть только ОАО "МегаФон" и его территориальные филиалы, сообразно федеральным округам, плюс один отдельный филиал на столицу. Специалистам, конечно, интересны общие сокращения издержек, повышение стоимости компании и тому подобные моменты. У абонентов интерес, как выяснилось из блиц-опроса, немного иной - а когда же сеть "МегаФон", покрывшая все регионы России, станет действительно единой? То есть когда отменят иррациональный роуминг "на самих себя"? Да что там "МегаФон", у нас все так делают - приезжаешь в другой регион, подсоединяешься к "своей" вроде бы сети, и твоя связь обрастает второй, третьей, а то и пятой ценой.

Впрочем, не у нас одних. Когда-то в США лицензии операторам выдавали не на всю страну, а на каждый штат отдельно. Россия в силу своих географических особенностей, а также некоторых других "аспектов бытия" выбрала для развития именно американскую модель. Там тоже потребовалось время на консолидацию рынка, однако в настоящий момент "федеральные" операторы, имеющие покрытие по всем Штатам, таким ,как внутрисетевой роуминг, своих клиентов не огорошивают. Европейским странам же оно и вовсе неведомо - там лицензии выдавались на всю страну сразу.


Еврокомиссия в лице Вивиан Рединг непримиримо борется с завышением роуминговых тарифов

Сейчас, впрочем, Европа пришла к российской ситуации - во многих странах сети принадлежат одним и тем же компаниям. Чего стоит только гигантский спрут Vodafone, раскинувший свои щупальца не только по всем странам континента (в той или иной форме), но и по остальным обитаемым континентам (в той или иной форме). И что же? Свободные в перемещениях по своим странам, абоненты всех этих Vodafone, o2/Telefonica, Orange, T-mobile и иже с ними вдруг обнаружили, что при пересечении некоей виртуальной, не существующей даже в виде столбов и полосы вспашки линии родной прежде оператор резко меняет стратегию, и начинает себя вести как злая мачеха из сказки Шарля Перро.

Конечно, добрая фея Вивиан Рединг пришла и всё отрегулировала, но даже с учетом её усилий абсурдная ситуация остается в силе - в другой стране своя же сеть для абонента чужая. Есть, конечно, исключения - например, система Vodafone Passport, подключив которую, любой абонент этой сети может звонить по своему "домашнему" тарифу в 37 странах (35 в Европе+Австралия и Новая Зеландия), однако обычно оператор добавляет к этой цене "надбавку за соединение", взимаемую при каждом звонке. В это лето надбавку, впрочем, отменили, милостиво разрешив звонить, слать SMS и MMS по обычной цене. Лишь трафик пока остался пораженным в правах - непонятно почему. Впрочем, дорожная карта ограничений цен на трафик в роуминге уже Еврокомиссией прописана - пока что максимум определен в евро за мегабайт с покилобайтным подсчетом, а через два года этот показатель планируется снизить до 50 центов. Управляемый прогресс!


При таком покрытии мира Vodafone всё равно берёт деньги за роуминг самого себя

В общем, создается впечатление, что когда кто-то большой и сильный вроде Еврокомиссии прижимает операторов, у них сразу открывается второе дыхание, появляются возможности успешно работать в несколько более сложных условиях. Но наши края находятся "вне зоны действия Еврокомиссии", у нас свои "проводники жестких, но необходимых решений", поэтому было очень интересно спросить самих операторов - а как они смотрят на перспективы приведения всей страны к общему знаменателю? Первые шаги уже сделаны - операторы объединяют регионы в единые роуминговые пространства в рамках федеральных округов, но вот пойдут ли они дальше?

Комментирует пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая:

В настоящее время мы не планируем отменять внутрисетевой роуминг. Федеральные округа не являются едиными роуминговыми зонами, но у нас есть услуга - "Соседние регионы", которая позволяет в рамках макрорегиона (по структуре практически аналогичны общепризнанному делению на федеральные округа) звонить по цене домашнего региона, т.е. практически исключить роуминговую составляющую.

Комментирует пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева:

Говоря о ценах на внутрисетевой роуминг, необходимо принять во внимание ряд российских особенностей: географические особенности – тысячи километров, через которые должно проходить специальное телекоммуникационное оборудование – кабель, базовые станции и др. Важна специфика российского лицензирования – необходимость получение лицензий на отдельные субъекты РФ. Тогда как в европейский странах лицензия выдается на всю страну. Также, что важно, для передачи сигнала между лицензионными зонами российские сотовые операторы в большинстве случаев обязаны пользоваться услугами сторонних компаний. Всё это предполагает серьёзные затраты для компании. У нас есть регуляторные ограничения, с которыми мы вынуждены считаться. На самом деле ценообразование достаточно прозрачно, оно отражает те затраты, которые мы несём, и ничего больше.

Комментирует директор по продукту "TELE2 Россия" Роман Володин:

Мы позитивно смотрим на возможность отмены внутреннего роуминга. Уже сейчас в рамках запуска Томской области, который состоялся 20 мая, ТЕLE2 предоставила такую возможность абонентам Томской, Омской и Кемеровской областей. В перспективе мы рассматриваем это как одно из направлений снижения цен на услуги. Однако есть комплекс факторов, который оказывает влияние на ситуацию. На сегодняшний день договориться ничто не мешает, но операторы этого не сделали. Позитивную роль может сыграть обострение конкуренции, MNP, повышенный спрос со стороны абонентов на услугу, активное передвижение клиентов, регулирование роуминговых тарифов по России.

Здесь добавлю, что обычно вполне открытый "МегаФон" на этот раз от комментариев вовсе отказался. В целом, операторы прокомментировали ожидаемо осторожно, и мне захотелось добавить в статью некую альтернативу, причем как можно менее толерантную. С ней помог наш постоянный комментатор и непостоянный автор, аналитик рынков связи и навигации Михаил Фадеев.

Лично я считаю, что это бред. В мире такой ерундой больше никто не страдает. Я вообще смотрю на подобную "феодальную раздробленность" сетей как на тормоз развития экономики - ни больше ни меньше. Сотовая связь уже давно является базовым компонентом инфраструктуры, поэтому важно, чтобы у нас по всей обитаемой территории страны хотя бы связь была на одном, высоком уровне. Если бы компания могла в Мордовии открыть офис, но сотрудники могли бы иметь везде одинаковый уровень связи с одними затратами (и московские номера в придачу), бизнес был бы лучше, а пока это не так, государство теряет в том числе и в налоговых поступлениях.

Операторы в этой ситуации могли бы почесаться и, кстати, окупить свои затраты в долгосрочной перспективе, когда абоненты отвыкнут от грабежа в роуминге и начнут в поездках разговаривать не телеграфным стилем, а по-человечески. Вот только по моему мнению департаменты развития операторов в наше время живут реалиями 2-3-летней давности, периода взрывного роста рынка. Их усилия до сих пор направлены не на подчистку косяков, а на нагон новых абонентов - и это несмотря на то, что в отдельных регионах проникновение уже превышает 200 процентов! Дополнительные услуги, которые могли бы повысить ARPU, развиваются из-под палки. Лично мне, абоненту одного из операторов с 1999 года, за последнее время не предложили ни одной услуги, на которую бы не было жалко потратить хоть пять баксов. Очевидно, необходимо некоторое время, чтобы у операторов сменились приоритеты развития.


А может его проще оставить дома?

В общем, ситуация не такая уж однозначная. С одной стороны, операторов очень легко обвинить в жадности и недальновидности. Они и сами иногда дают к этому поводы - недавно один высокопоставленный товарищ в разговоре о внутрисетевом роуминге так прямо и заявил: "Кто ж от таких денег-то отказывается? Тем более в кризис!". И доводы господина Фадеева о "неправильной ориентации" департаментов развития приобретают совершенно конкретные очертания. Но с другой стороны мне не дают покоя два момента - приземленный и концептуальный. Первый содержится в комментарии Ксении Корнеевой: "Также, что важно, для передачи сигнала между лицензионными зонами российские сотовые операторы в большинстве случаев обязаны пользоваться услугами сторонних компаний." Есть, есть реальная составляющая! Тут уже на уровне госрегулирования изменения нужны...

Второй момент ещё проще. Когда абоненты, журналисты и аналитики хором требуют от операторов прийти к стандартам цивилизованного мира, они как будто забывают на мгновение о том, что в ключевом показателе, среднем доходе с абонента, между нашими рынками - пропасть. В США операторы получают в среднем по 45-50 долларов с души, в Европе несколько меньше - по 30-35 долларов. В России этот показатель в последние годы находится в диапазоне 7-12 долларов. Кто при таком раскладе откажется дополнительно "срубить бабла" на роуминге самих себя - вопрос скорее риторический.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.