Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Nokia Mobilecamp: первый в Москве, в России, в Европе

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   16.06.2009

После достаточно подробного twitter-отчета с Nokia Mobilecamp'2009 пришла пора отчитаться в привычном большинству читателей формате - неожиданный консерватизм для статьи о насквозь инновационном мероприятии.

Чем отличаются наиболее преданные читатели "Компьютерры-Онлайн" от менее преданных? Да хотя бы тем, что читают наш Твиттер! Именно такие читатели могли заметить в нем в минувшие выходные некий всплеск активности, каковое явление обычно свидетельствует о некоем занятном мероприятии. На этот раз причиной всплеска послужил выезд на природу под названием Nokia Mobilecamp 2009, организованный понятно какой компанией. Однако праздным выезд считать не стоит - конечно, многим удалось и позагорать, и открыть купальный сезон в студеной пока ещё воде Пироговского водохранилища, и, чего греха таить, принести некоторые жертвы Бахусу, однако большая часть времени была отведена всё же докладам и круглым столам, посвященным разнообразным мобильным темам - как самим аппаратам и перспективам их развития, так и программным платформам, а также развитию мобильного веба и социальных сетей.

Сам формат Mobilecamp - конечно же, не российское изобретение. Любители деформализировать обсуждение технологий, которые все равно делаются и двигаются в основном молодежью, имеются везде, однако наиболее сконцентрированы они в Америке, где сама атмосфера в обществе располагает к постоянным потугам на инновации (и неважно, что 90% из них ни к чему не приводят, зато результатами оставшихся десяти пользуется весь мир). Первый Mobilecamp прошел в мае 2007 года в Нью-Йорке, причём отнюдь не на природе. С тех пор, судя по календарю, сборы исправно проходят несколько раз в год, в крупных городах США, и исправно спонсируются Nokia (причем с упором на N-series) - видимо, это входит в стратегию продвижения смартфонов компании в Северной Америке, где они пока малопопулярны. Москва же в этом раскладе завоевывает первенство среди европейских городов по организации Mobilecamp.


Обширный план выступлений претерпел многочисленные изменения

Не отвлекаясь на мелкие подробности, перейдем непосредственно к темам докладов и круглых столов. Расписание было разделено на три секции, с перерывами на обед и кофе. Секции содержали в себе два типа выступлений - так называемые "экспертные" и "открытые" площадки. Физически они не были разделены - пять шатров использовались для обоих типов выступлений, но в "экспертном" разделе выступали в основном представители организаторов, например, Юкка Лаппалайнен от Nokia, Денис Маймистов от МТС, а также несколько IT-журналистов и "профессиональных блоггеров", являвшихся информационными спонсорами мероприятия, тогда как в "открытом" разделе выступить мог практически любой участник конференции, лишь бы тема его доклада вписывалась в тематические рамки Mobilecamp да доклад был готов. Открытой секцией активно пользовались представители многочисленных стартапов, чтобы поделиться своим видением дальнейшего развития социальных сетей и рынка мобильного контента, ну и просто завязать какие-либо бизнес-контакты. Шатров было пять, доклады шли одновременно во всех, расписание то и дело перекраивалось, и приходилось бегать между выступающими, чтобы стараться ухватить всё интересное. Все, думаю, не получилось, но о некоторых моментах хотелось бы рассказать особо.

После торжественного открытия конференции с объявлением конкурсов (лучшее фото, лучший экспресс-тест N97 и т.п.) конференция началась для меня с выступления вице-президента Nokia (по телефонам Nseries) Юкки Лаппалайнена. Да-да, вот так, в чистом подмосковном поле, в белом шатре - двухметровый финн в строгом деловом костюме рассказывал о процессе создания N97 и о том, на что был сделан упор. Уж он-то знает, ведь всё, что несет на себе букву N, относится к его епархии. Начал он издалека - с объяснения программной концепции аппарата. Оказывается, создавая N97, компания всерьез рассчитывала на нахождение аппарата в Сети в режиме 24/7 - отсюда и виджеты с апдейтами социальных сетей на главном экране. Только что торрент-клиент не сделали, а зря, между прочим, при 32 Гб ПЗУ очень бы пригодилось. Вот только... Вот только российского яйцератора сотовой связи, в содружестве с которым запускали N97, предупредить о такой концепции забыли, в результате чего никаких спецтарифов с доступным трафиком для данной трубки нет.


Юкка Лаппалайнен, героически отстоявший белую версию N97

Далее Лаппалайнен сконцентрировался на аппаратной составляющей. Например, он поведал, что если бы не его личное вмешательство, черный так и остался бы единственной унылой опцией - и с этими словами Юкка радостно достал из кармана белый N97, отлично подходивший к его черному костюму и строгому черному ноутбуку. Потом поговорили про компромиссы в линейных размерах - с одной стороны, аппарат должен быть узким, чтобы его удобно было держать вертикально одной рукой, а с другой - широким, чтобы хорошо бродилось по Интернету. Вроде, компромисс найден. Ну и, конечно, много обсуждали клавиатуру - именно на этом моменте доклад перешел в обсуждение. Юкка сказал, что очень важен был именно наклон экрана относительно плоскости клавиатуры - мол, для двух больших пальцев самое оно! Возник вопрос - а почему же тогда E75 выполнена в виде "плоского" слайдера? Набирать-то неудобно! "Ну, эволюционируем понемногу!" - смущённо ответил г-н Лаппалайнен.

Ровно в это время в соседнем павильоне PR-менеджер "Nokia Евразия" Виктория Ерёмина представляла новый формат общения компании с сообществом - через специальную активность в блогах. Проще говоря, с недавнего времени довольно известная в кругах телеком-журналистов Марина Акулич, которая, кстати, исполняла роль ведущей всего мероприятия, стала блог-секретарем Nokia, причем на безвозмездной основе. Через неё Nokia планирует общаться со всеми блоггерами и помогать им писать о компании и её продуктах. Ещё проще говоря - явление "профессионального блоггерства" докатилось и до нас, и я не могу сказать, что это лучшее заимствование с более развитых рынков за последние годы. То есть докатилось-то оно давно, вот только признание от такого гиганта как Nokia - это практически индульгенция.


Презентация блог-секретаря

В следующем "слоте" времени выбор шатра оказался более очевидным: Денис Маймистов из МТС и Михаил Ильин из Opera Software вели дискуссию о будущем мобильного Интернета. Начали с небольшой презентации Opera Mini как двигателя прогресса в данной области, ибо при наших ценах сжатие трафика - суровая необходимость. Из всего доклада запомнилось интересное соотношение - половина мировых пользователей Opera Mini приходятся на Россию. Вот только недавно в "Компьютерре" обсуждалась странная 20%-я любовь наших интернетчиков к десктопной Opera... В данном же случае странна не популярность в России, а столь малое количество пользователей в других странах, продукт-то действительно дельный...

Дальше управление перехватил Маймистов, чтобы поднять вопрос о перспективах выживания мобильных версий сайтов в следующую пятилетку. Хотя некоторые горячие головы считают появление дисплеев 800x480 и сетей 3G достаточным основанием для отказа от мобильных версий, есть одна закавыка. Телефон мы носим в кармане, а используем рукой. Размеры и того, и того - ограничены, а следовательно, ограничены и физические размеры экранов. Разрешением тут делу не поможешь - только уменьшишь физические размеры ссылок и других элементов управления, а это плохо. Да, ещё эти ужасные резистивные экраны... Зато все сошлись на том, что wap-сайты умирают. В последнее время на них приходится не более 23 процентов трафика, и этот показатель стремительно падает. Ещё бы - при 180 рублях за мегабайт трафика не очень-то побродишь!


Денис Маймистов и Михаил Ильин: трафик удешевим и сожмем!

Стоимость трафика - вообще больная проблема для абонентов, она очень сильно сдерживает потребление мобильного Интернета, хотя, как верно заметил Денис, во многих регионах России люди приобщаются к Интернету именно этим способом. В принципе, устами г-на Маймистова МТС проанонсировал скорый приход пакетных предложений для любых тарифов с ценой мегабайта от рубля и ниже, однако в целом его тон был недовольным - абоненты слишком много хотят! Он ссылался на Европу, где, по его словам, цены достигают 2 евро за мегабайт. Не знаю, в какой глуши Денис это отыскал, но для моей немецкой SIM-карты можно хоть каждый месяц покупать гигабайтные пакеты трафика по цене 10 евро. За 15 - безлимит. Если не покупать, то мегабайт обходится в 24 цента, но никак не в 2 ойро. Слив, так сказать, не засчитан.

Ещё один круглый стол был посвящен Twitter’у. Набежало много народу - ещё бы, за лихорадочным отстукиванием коротких заметок на конференции можно было застать каждого пятого! Многие присутствовавшие агитировали за придание Twitter’у хоть каких-то действительно полезных функций - например, оперативного вызова такси. В качестве примера был указан некий американский журналист, написавший в Twitter пост о том, что его не встретили в аэропорту Сан-Франциско - и немедленно подобранный каким-то таксистом, прочитавшим его сообщение в Twitter’е. Антон Волнухин из Яндекса поспешил горячие головы остудить - по данным уважаемой компании, российских пользователей этой системы - всего около 23 тысяч (приятно, кстати, что 365 из них за нами следят, это не так мало), что явно недостаточно для какой-либо коммерческой значимости. Впрочем, есть и ещё одно отличие от Запада - пока что 80% российских пользователей ведут свои "тви" активно, и это куда лучше американских показателей.


Олег Козырев: "10 минут - это фашизм!"

Третью часть Mobilecamp заполонили "профессиональные блоггеры", в основном ведущие видеоблогов. Достаточно известный в Сети журналист Олег Козырев воспевал "гражданскую журналистику малых форм", но негодовал на 10-минутные ограничения на большинстве видеохостингов. Ему оппонировали создатели проекта "Кремль.тв", которым, судя по активному обсуждению достаточно дорогих систем спутниковой связи, денег "под название" выделили, и порядочно.


Протестный электорат

Вскоре после этого первый российский Mobilecamp торжественно закрыли, раздав победителям в различных номинациях энное количество Nokia N97. Этот девайс был в центре внимания участников кэмпа весь день, а директор флагманского магазина Nokia ходил гоголем: его сотрудникам удалось распродать 150 аппаратов чуть больше чем за сутки. Вышло же так, что 14 июня было последним днем, когда этот аппарат можно было "форсить" - уже в понедельник Nokia проанонсировала три аппарата, 3710, E72 и 5530 XpressMusic. Телефоны достаточно привлекательны, да, к тому же, все как на подбор значительно дешевле нового флагмана. В наши дни это важно. А уж в Twitter писать можно с любого из них.


Одна из интересных новинок от Nokia

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.