Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что наша жизнь? Игра?

АрхивСтатьи
автор : Алексей Стародымов   15.10.2008

Выгоды, которые предложили покупателям музыкальные мобильники и камерофоны, оказались несравнимо интереснее тех сомнительных преимуществ, которые несут современные "игрушечные" игрофоны. И дело здесь не только в железе.

Думается, неспроста тысячи людей на форумах обсуждают так называемый PSP-Phone, который в настоящее время якобы разрабатывается компанией Sony Ericsson. Многие его ждут, а кое-кто готов выложить за него любые деньги уже прямо сейчас. С чего бы это? Все дело в том, что действительно серьезных игровых мобильников на рынке сегодня нет, и получить самую настоящую PlayStation Portable, умеющую совершать и принимать звонки, хочется очень многим. Конечно, "знающие" товарищи обожают пинать конвергентные устройства, уверяя всех окружающих в том, что лучше обзавестись десятком гаджетов, идеально выполняющих свою единственную функцию, однако рынок говорит об обратном – показатели продаж комбайнов с каждым годом выглядят все более впечатляюще. Музыкальные мобильники заменяют плееры, камерофоны – цифромыльницы, коммуникаторам удалось уничтожить рынок КПК.

Очередь за трубками для геймеров, которые, конечно, не затмят портативные консоли полностью (это намного сложнее, чем сбросить с пьедестала портативные аудиоплееры), но, по крайней мере, предложат некую альтернативу. В чем главный плюс игровых приставок как таковых? В оптимизации кода игр для работы на конкретном железе! Скажем, если человек покупает XBox 360 сегодня, то он может быть уверен, что до конца жизненного цикла этой модели абсолютно все выпущенные для нее игры будут идти на ней без тормозов, подвисаний и прочих неприятностей. Иными словами, релиз очередного шутера для ПК обязывает пользователя нарастить объем оперативки или купить новую видеокарту, тогда как приставка никаких вложений не требует.

Кроссплатформенные Java-игры сегодня на самом деле не являются полноценным выходом из положения – так уж сложилось, что подходы производителей к реализации поддержки "явы" разнятся настолько, что один и тот же мидлет может по-разному работать на телефонах, выпущенных даже под одним брендом, но относящихся к разным поколениям или даже линейкам. Да, предустановленные игры (а также игры, выложенные на официальном сайте компании-производителя) будут функционировать идеально, а вот если обладатель телефона решит скачать или даже купить какой-нибудь сторонний мидлет в Интернете? Не факт, что все пройдет столь гладко, в то время как контролировать этот процесс производителям явно не под силу (мол, качайте и покупайте игры только у нас и точка!). Кроме того, не стоит думать, что подготовка контента для новой модели телефона вендору ничего не стоит – лицензионные отчисления разработчикам игр обходятся в такие суммы, что позволить себе установить в аппарат больше двух-трех качественных мидлетов может далеко не каждая компания. К примеру, Samsung предлагает пять игр, однако почти все они представлены в пробных версиях, требующих денег.

С другой стороны, недорогие игрофоны (вроде Sony Ericsson F305) будут комплектоваться пачками игр на карте памяти. Выгодно ли это? Ну, во-первых, не все игры нужно покупать у лидеров этой отрасли (вроде Gameloft), во-вторых, можно попытаться разработать что-нибудь простенькое внутри компании – сделала же когда-то Nokia свою "змейку", и уже много лет комплектует ей свои трубки совершенно бесплатно для себя! Надо сказать, что это именно самый простой подход, который вряд ли позволит создать игрофон, который сможет заставить продвинутого пользователя отказаться от специализированной консоли. Ведь здесь мы упираемся еще и в другой момент – видали ли вы хоть одну игру на Java, которая бы могла потягаться по качеству с аналогами для, скажем, смартфонов? Лично мне с таким шедевром сталкиваться не приходилось.


Sony Ericsson F305i

Опять же, игровая индустрия исповедует совершенно другие взгляды – производители приставок продают их даже ниже себестоимости, в то время как основной куш снимается на последующей продаже игр. Примерно так же попыталась поступить и компания Nokia со своими первыми игровыми смартфонами – моделью N-Gage и ее последующей инкарнацией N-Gage QD. Как известно, этот проект с треском провалился: игры моментально взломали, покупались они крайне плохо, а специфическая геймерская эргономика этих трубок не располагала к их использованию в повседневной жизни (это объективное мнение, хотя я два года с удовольствием пробегал с QD).


Nokia N-Gage QD

Что же касается простых мобильных телефонов, ориентированных на игры, то их разработкой более-менее серьезно занималась лишь компания Sony Ericsson – в частности, дополнительные клавиши, расположенные над дисплеем, были впервые задействованы именно ею в моделях S600i и W550i. Затем они мелькали еще в нескольких аппаратах, к примеру, K800i, чтобы в конце концов появиться в... смартфоне Nokia N81. Дело в том, что N-Gage сегодня переживает второе рождение – финны проанализировали свой плачевный первый опыт и превратили N-Gage из устройств в игровую платформу, которую поддерживают все свежие модели N-серии.


Sony Ericsson W550i

Фактически, получается своего рода перестраховка: эти смартфоны могут похвастать и хорошими камерами, и звуком, и развитой игровой составляющей. То есть "пойдут" они в любом случае, даже если по каким-либо причинам не устроят геймеров. Надо сказать, что этот вариант развития событий исключать нельзя – должной игровой эргономикой, которая была в первых "гагах", здесь уже и не пахнет! Ладно N95, N81, или N96 (они еще более-менее приемлемы), но вот N82, N78 или N79... Что же касается пресловутых сенсоров движения, то они, конечно, являются ощутимым прорывом (и могут обеспечить впечатляющий WOW-эффект), однако управлять с их помощью персонажами абсолютно всех игр нельзя – скажем, в гонках они вполне применимы, а вот стрелялка или квест предполагают наличие еще и удобных аппаратных клавиш.


Nokia N96

Забавная картина: простенькие, но полноценные приставки с функциональностью смартфона оказались никому не нужны, зато смартфоны с функциональностью приставки уже не обладают всеми необходимыми ее чертами. Хорошо, что современные аппараты оснащаются качественными стереодинамиками (звук – немаловажная часть игрового процесса) и могут полноценно "бегать" в Интернет – а как же иначе покупать игры? Только в онлайне – времена ММС-карточек давно прошли, и будущее за сетевыми магазинами, которые позволят покупать игры везде и в любое время суток: к примеру, фирменные флэшки для N-Gage были распространены весьма узко, что еще сильнее подталкивало пользователей к использованию пиратских версий.

В итоге можно сказать, что настоящий PSP-Phone может получиться только путем оснащения обычной консоли от Sony с поддержкой тех самых фирменных игр весом до гигабайта и соответствующим железом, шильдиком "Sony Ericsson", автономным телефонным интерфейсом и GSM/UMTS-модулем. Стоит ли игра свеч? Очень сомневаюсь – такую громоздкую девайсину будет трудно использовать в качестве мобильного телефона, а если уменьшить ее габариты, то в обязательном порядке снизится, к примеру, диагональ дисплея, что критично для подобного устройства. В то же время, значительно возрастет цена (в Sony-то тоже непростые люди сидят, и создавать сильнейшего конкурента PSP под своим же крылом не дадут), и лично я не вижу смысла отдавать за звонящую приставку большие деньги, когда обычная PSP стоит всего 200 долларов.

Вывод из всего вышеизложенного очень простой – якобы геймерские телефоны, присутствующие на рынке сегодня, являются устройствами для самых обычных пользователей, которые заинтересованы не столько в продвинутых игровых возможностях, сколько в наличии нескольких игрушек, коими можно развлекать себя время от времени. Ну а серьезные поклонники видеоигр до сих пор относятся к N-Gage и прочим "явам" весьма скептически – и я, по правде говоря, с ними абсолютно согласен: выгоды, предложенные покупателям музыкальными и фотографическими мобильниками, оказались несравнимо интереснее тех сомнительных преимуществ, которые несут современные "игрушечные" игрофоны.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.