Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Только цифрА!

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   21.06.2005

Отказ компании Kodak от производства черно-белой фотобумаги - еще один гвоздь в гроб аналоговой фотографии. Но сможем ли мы сохранить историю, перейдя на цифровые технологии?

Как гласит легенда, в далёком теперь 1932 году, на исходе седьмого десятка, великий американский изобретатель и предприниматель Джордж Истман, будучи поставлен судьбой перед перспективой скорого и неминуемого паралича, свёл счёты с жизнью, оставив короткую записку: я сделал своё дело, так чего ждать? Оглядываясь сегодня на - почти что - век, минувший со дня его смерти, невольно приходишь к мысли, что суровая логика автора этой строчки в полной мере унаследована основанной им компанией. Делом всей жизни Джорджа Истмана была фотография, а Eastman Dry Plate Company, позже ставшая известной под именем Eastman Kodak, живёт и поныне, периодически проявляя решимость, достойную своего основателя. Эволюция не знает прямых путей и требует непростых решений, одним из которых стал отказ от производства чёрно-белой фотобумаги, о котором Kodak сообщила на днях.

Родившаяся на асфальтовых пластинках Нисефора Ньепса в начале XIX века и уже к середине того же столетия доведённая ньепсовским партнёром Жаком Дагерром до солей серебра, фотография, несмотря на свою стремительную эволюцию, многие десятилетия оставалась уделом экспериментаторов и узких профессионалов. Потребовались шестьдесят лет и талант Истмана, чтобы фотоаппарат смог стать инструментом, доступным и понятным широким массам. Основатель Eastman Kodak не только доработал химический процесс, создав фотоплёнку в её нынешнем виде, но и заинтересовал фотографией обывателя, сделав предложение, от которого тот не смог отказаться ("вы нажимаете кнопку, мы делаем всё остальное" - первый девиз компании). Скромная Eastman Kodak вскоре превратилась в транснационального гиганта, а фотография прочно и навсегда вошла в жизнь каждого. Конечно, прогресс не стоял на месте и уже в 30-ых годах XX века (усилиями той же Kodak, кстати) появилась цветная фотоплёнка. Однако, так уж сложилось, что с самого своего изобретения и почти до появления цифрового конкурента, чёрно-белая фотография оставалась самым популярным способом запечатления истории на бумаге.

Однозначного объяснения феномену доминирующего превосходства чёрно-белого фото на протяжении большей части XX века не существует, но историки - да, теперь этим уже занимаются историки! - сходятся во мнении, что тому было несколько причин. Во-первых, цветная фотография долго было сравнительно дорогим удовольствием. Фотоплёнка, фотобумага, реактивы для монохромного процесса были порой многократно дешевле (и не только в странах соцлагеря с их вечным дефицитом). Во-вторых, компромисс между ценой и свойствами фотоматериалов, предназначавшихся для широкого рынка, выливался в опять же сравнительно невысокое их качество. Отсутствие массового спроса, в свою очередь, обусловило отсутствие сервисов. Наконец, техника печати книг и журналов вплоть до 80-ых годов оставалась примитивной, неспособной передать в полной мере в иллюстрациях все прелести цветного фото. Всё вместе это и помогло чёрно-белой фотографии прожить невероятно долгую по меркам технического мира жизнь, удовлетворяя и любителей, и профи. Лишь только четверть века назад цветная фотография стала по-настоящему популярной, потеснив монохром на периферию, но торжествовать ей было суждено недолго - началась эпоха цифры.

Сегодня цифровое фото ещё не вытеснило аналогового конкурента, но основательно сократило его владения. К настоящему моменту около половины всех продаваемых в мире фотоаппаратов, ориентированных на обывателя, уже цифровые, а завершится процесс, по прикидкам аналитиков, к 2007 году. Впрочем, уже сейчас падающий спрос на фотоматериалы и услуги для владельцев плёночных камер заставляет производителей задумываться о целесообразности поддержки старой технологии. Kodak, переживая не лучшие времена, полтора года назад первой объявила о радикальном сокращении производимых ею плёночных "мыльниц". Теперь сделан ещё один шаг в том же направлении: продолжая ограниченное производство чёрно-белой плёнки и соответствующих химикатов, Kodak вместе с тем полностью отказывается от чёрно-белой фотобумаги, продажи которой падают ежегодно на четверть. Нет сомнения, что за ней последуют и другие компании. Уходит в прошлое целая эпоха! А что ждёт нас впереди?

Нет сомнений, что цифровая фотография будет совершенствоваться и в ближайшие годы предоставит каждому такие возможности, о которых фотолюбители прошлого не могли и мечтать. Однако, взгляните на эту перспективу с другой стороны. Сегодня, смахнув пыль с коробочек со старой фотоплёнкой, можно достать увеличитель, вытащить кюветы, раздобыть проявитель, фиксатор и фотобумагу - и напечатать всё в точности так, как это было и десять, и двадцать, и пятьдесят лет назад. А при желании то же можно проделать и с негативами на фотопластинках, отснятых прадедами. А вот переживут ли современные носители хотя бы нас с вами? Судя по тому, что мы видим сегодня, вряд ли. Уже сейчас прочесть компьютерные ленты двадцатилетней давности не представляется возможным: забыты форматы, утрачены схемы. Та же участь наверняка постигнет CD, DVD, чипы флэш-памяти и веб-архивы. Не потеряем ли мы вместе с ними, вместе с переходом на цифровое фото, значительный кусок нашей истории?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.