Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Следите за руками!

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   18.04.2005

Фантастический интерфейс из кинофильма "Особое мнение" позволял оператору играючи управляться с огромными объемами разношерстных данных. Идею подхватили реальные компьютерщики: на минувшей неделе действующий прототип такой системы был продемонстрирован американским военным.

Взаимоотношения кинематографа и вычислительной техники можно охарактеризовать как перманентный конфикт без шансов на мировую. Кинорежиссёры и сценаристы всех времён, народов и жанров, начиная с Тарковского и Кубрика, через Скотта и Спилберга, заканчивая братьями Вачовски, никогда не страдали особой точностью в живописании электронных устройств и тех, кто за ними работает. Проникновение компьютеров в повседневную жизнь ситуацию ничуть не улучшило, и даже наоборот. Логика кинохудожников, впрочем, понятна: им нужно показать технику так, чтобы и понятно, и красиво, и вообще. Но в результате имеем то, что имеем: чем дальше, тем тяжелее человеку, посвящённому в физику ИТ, смотреть Кино. Чего больше в потоках высокотехнологической чепухи, льющихся с большого экрана - сверхупрощений или желания приукрасить - можно поспорить, но вряд ли многие из вас, читающих сейчас эти строки, избегают рвотного рефлекса на сценах общения хакеров с "нормальными" людьми, сценах взлома паролей (вспомните "Swordfish"). Насыщенные тонкими, умными, прочувствованными аналогиями с компьютерной реальностью фильмы можно пересчитать по пальцам (если не видели, непременно посмотрите "Нирвану" Габриеля Сальваторе). Несколько чаще попадаются худо-бедно правдоподобные моменты (как пример - утилита nmap в "Матрице") или по крайней мере не вызывающие желания заткнуть уши и закрыть глаза (вспомните рабочую станцию в "Особом мнении"); такие встречаются "на ура" и неизменно вызывают резонанс в широких кругах технообщественности. Так стоит ли удивляться, что обратного хода киношным изобретениям не дано? Жизнеспособность красивых придумок нулевая, всё, что им суждено - порадовать зрителя своим внешним видом и кануть в Лету. Хотя... бывают и счастливые исключения.

Об одной из таких находок, потенциал которой оценили не только кинематографисты, но и предприниматели, писала на днях деловая Wall Street Journal. Это уже упомянутый выше компьютер из "Особого мнения", а точнее, пользовательский интерфейс, которым та футуристичная машина была оснащена. Помните: огромный прозрачный дисплей, на котором громоздятся оцифрованные образы вероятного будущего, и манипулирующий картинками Том Круз? Общаясь с машиной исключительно пассами рук в воздухе, оператор перемещает образы с места на место, включает воспроизведение и заставляет видео остановиться, извлекает интересующие его части документа и взаимодействует с внешним компьютерным миром. Удобная и логичная система, правда? С этим согласились и в американской компании Raytheon, где решили воплотить киношную задумку в кремнии. Известная работой по заказам министерства обороны США, Raytheon инициировала уникальный проект в 2002 году с подачи одного из своих инженеров, который (точнее - которая) посмотрел фильм Спилберга и подумал, что такой интерфейс способен упростить и ускорить обработку больших объёмов данных. За прошедшие три года голую идею довели до ума и действующий прототип совсем недавно был продемонстрирован представителям ВВС США и ЦРУ.

Взгляните на фото. Настоящая система отличается от своей киношной предшественницы внешним видом, но почти идентична в плане принципов работы. Пользователь, перед которым размещён проекционный экран, окружён несколькими видеокамерами, с помощью которых компьютер следит за движениями его кистей. Особые перчатки с нанесёнными на них отражающими метками облегчают задачу распознавания пространственных жестов и на текущий момент управляющая программа понимает два десятка команд, часть из которых - совершенно как в кино - может быть подана одной рукой, оставшиеся - обеими руками. Не последнюю роль в успехе проекта сыграл Джон Ундеркофлер - учёный, подсказавший идею фантастического интерфейса Спилбергу, а после нанятый Raytheon для работы над реальным устройством. Создатели считают, что такая система найдёт применение в командных центрах ближайшего будущего, куда будут стекаться информационные потоки с мест ведения боевых действий. Проблема перегрузки информацией уже обрела для военных критическую значимость: эффективное управление в ситуации, когда на оператора ежесекундно обрушиваются мегабайты разнородных данных (со спутников, от всевозможных роботов-разведчиков, личного состава и т.п.), требует развития новых подходов к их обработке. Интерфейс пространственных жестов как раз является одним из перспективных решений, позволяя быстро расправляться с огромными, разнородными массивами информации. Как именно - вы уже видели в кино.

Что самое интересное, вероятно появление аналогичных решений и для обычных персоналок. Постоянный стремительный рост вычислительных мощностей микропроцессоров уже обеспечил большинство домашних компьютеров производительностью, избыточной для их пользователей. Не исключено, что часть её в скором будущем будет тратиться на распознавание пространственных жестов. В самом деле, управление машиной через жесты - это не только красиво, это ещё и удобно. Как говорят в Raytheon, так руками можно сделать в пять, в шесть раз больше того, чем с помощью обычной "мыши" и клавиатуры. Давно пройдены консольные интерфейсы, выверены и отработаны интерфейсы графические, на очереди - пространственные?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.