Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Матрица ждет тебя

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   13.04.2005

Пока фантасты перемывают кости выдуманным персонажам, попавшим из реальности в виртуальность, электронные гиганты вовсю готовятся к наступлению эры киборгов. Sony уже запатентовала способ и систему прямой передачи информации в мозг человека.

Вы читали "Лабиринт отражений" Сергея Лукьяненко? У меня это одна из любимых книг: проглотив её впервые, как и полагается произведению киберкультурному, с экрана, впоследствии достал бумажный экземпляр с персональной дарственной надписью автора, чем очень горжусь. Вспомнить этот замечательный роман я прошу вас ради утилиты deep, с помощью которой каждый компьютерный пользователь мог "погружаться" в виртуальный мир. Выдуманной писателем утилиты, которая, синтезируя на дисплее хитрые переливы цветов, переводит сознание человека в особый режим работы, когда нарисованная картинка принимается за реальность, а мозг попутно домысливает все прочие ощущения - начиная от тактильных и заканчивая вкусовыми. Изобретение восхитительное, но, к сожалению, не имеющее права на жизнь: да, агрессивная смена цветов способна довести до эпилептического припадка кое-кого из телезрителей (вспомните скандал с пресловутыми мультиками про покемонов), но вряд ли таким образом можно заставить человека переключиться на прямой приём информации с электронного устройства, замещающей потоки данных от наших собственных органов чувств. Фантастика, одним словом.

Тем удивительней было узнать, что работы в данном направлении... ведутся! И не под крышей какого-нибудь новоявленного дот-кома, а в корпорации Sony, точнее, в её подразделении Sony Electronics. Раскопали сенсацию в архивах американского патентного ведомства авторы научно-популярного журнала New Scientist, опубликовавшего соответствующий материал в апрельском номере. Момент для публикации выбран не самый удачный, всем ещё памятно первое апреля, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что шутками здесь и не пахнет. Напротив, всё очень серьёзно - похоже, битва за компьютерное "железо" следующего поколения уже началась.

Итак, сенсация кроется в двух патентах (6.536.440 и 6.729.337), заявки на которые были поданы юристами Sony в 2000 и 2003 годах, соответственно, а в 2003 и 2004 удовлетворены. Описывают эти документы метод и систему для прямого, бесконтактного (или лучше - беспроводного?) ввода информации в головной мозг человека. Для передачи данных предлагается использовать сфокусированные пучки ультразвука, излучаемые и модулируемые особым образом парой ультразвуковых генераторов. Размещённые близ черепной коробки, они облучают нейроны поверхности коры головного мозга в тех участках, которые отвечают за нужные органы чувств. Таким образом, авторы изобретения предполагают формировать у человека галлюцинации всех сортов: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Представить себе, что станет возможным если появятся использующие такую технологию, к примеру, игровые шлемы, можно, вспомнив всё ту же утилиту deep. Аналогия, конечно, не прямая (в "Лабиринте" детали придумывал мозг, здесь придётся трудиться только машине), но в целом верная: виртуальность станет явью. Впрочем, не одними играми жив человек: ту же технику можно будет применить и для помощи инвалидам - потерявшим зрение или слух.

К сожалению, есть одно большое "но". Sony сумела получить патенты на изобретение, которого пока не существует. Ультразвуковой человеко-машинный интерфейс не более чем заявка на будущее. В Sony не было поставлено ни одного практического опыта и вся идея основывается лишь на предположении, что однажды нужный способ манипуляций ультразвуковыми пучками будет найден, после чего как раз и пригодятся старые патенты. Экперименты с искусственной стимуляцией коры головного мозга человека ведутся давно, но пока всё экспериментами и ограничивается. Самый "простой" способ - вскрыть черепную коробку и воздействовать на интересующие участки мозга с помощью электродов. Более сложный и современный - т.н. транскраниальная магнитная стимуляция, не требующая хирургического вмешательства: здесь зоны мозга активируют с помощью электрических токов, возникающих в нейронах в результате размещения их в переменном магнитном поле (не путайте с псевдонаучной магнитной терапией!). Оба метода используются главным образом для исследования функций и выявления нарушений в работе различных участков головного мозга, оба демонстрируют возможность возникновения у пациента галлюцинаций - в частности, слуховых и зрительных. Таким образом, теоретически изобретение Sony однажды может быть реализовано.

Но не следует ожидать от появления прямого интерфейса "машина-человек" одних только приятных сюрпризов. Будут и неприятные, сомневаться не приходится. Внутренние области головного мозга контролируют множество жизненно важных функций, так что сбой в работе вашего игрового шлема сможет - опять же, теоретически - привести, к примеру, к остановке дыхания. Решившись на превращение в киборга (а как ещё называть человека, связанного с компьютером напрямую, в обход цифро-аналоговых преобразователей вроде рук и глаз?), мы тем самым вынуждены будем взвалить на себя и крест, лежащий сегодня на машинах: ошибки в программах, ошибки в "железе" превратятся из строчек на экране в физические страдания человеческого существа. Фантастами это уже описано (да-да, всё в том же "Лабиринте"). Рискнём ли на самом деле?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.