Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мойте руки перед игрой!

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   29.03.2005

Три года потребовалось на разрешение спора между гигантом Sony и скромной американской компанией Immersion Corp., патенты которой восточный дракон нарушил выпуском геймпада. Сможет ли Sony выкрутиться?

Имя компании Sony в последние сутки не сходит с первых страниц сетевой прессы. Формальный повод: разрешился затяжной судебный спор между японским гигантом и небольшой американской компанией, по результатам которого Sony приговорена к выплате огромного штрафа, а также прекращению продаж приставки PlayStation 2 и смежных продуктов на территории США. Как это случилось и чем может обернуться для восточного дракона в будущем?

Зачинщиком спора, вылившегося в трёхгодичное судебное разбирательство, стала Immersion Corp. Специализация этого скромного по сравнению с Sony бизнеса - механизмы тактильной обратной связи (т.н. haptic interface), над которыми в Immersion работают уже больше десяти лет. За это время компании удалось получить на свои разработки около трёх сотен патентов по всему миру, и к настоящему моменту её лицензиями пользуются представители самых разных областей, включая медицину, автомобилестроение, мобильную связь и, конечно, электронные развлечения. Игрушки, кстати, были и остаются дойной коровой Immersion. Взгляните на официальный таймлайн компании, запечатлевший важнейшие этапы её истории: из десятка событий половина относится к играм.

Впрочем, несмотря на солидный возраст, особыми успехами Immersion похвастаться не может. Проблема в том, что сама идея тактильной обратной связи лежит на поверхности, поэтому признавать авторитет её в исследованиях haptic interface желают очень немногие. Соответственно и за лицензиями обращаются лишь единицы. Разместить внутри игрового манипулятора электромоторчик, срабатывающий по сигналу программы - что может быть проще? Совместите это с неважным руководством компании и вы поймёте, почему многие аналитики предсказывают Immersion скорый уход с делового горизонта. В таких условиях попытки привлечь к ответу "нарушителей" её авторских прав остаются для компании едва ли не последней надеждой и развлечением. И следует отдать юристам Immersion должное - здесь они преуспели.

В самом начале 2002-го года Immersion обвинила в нарушении своих патентов компании Microsoft и Sony. Первая, кстати говоря, является партнёром Immersion ещё с 1997-го года, когда совместными усилиями поддержка устройств с обратной связью была добавлена в DirectX. Но даже Microsoft на покупку лицензии у Immersion не раскошелилась и вскоре уже выпускала свои джойстики SideWinder, вибрировавшие в руках игроков при виртуальных столкновениях и взрывах. Спустя полтора года судебных разбирательств и препирательств в частном порядке, софтверный гигант сумел уладить дело миром. Соглашение предусматривало компенсационные выплаты в размере 26 миллионов долларов, часть из которых была потрачена на приобретение доли в Immersion: благодаря этому Microsoft получила право на использование патентованных разработок Immersion в своих продуктах. Сумма впечатляющая, но взирая на то, как вляпалась Sony, можно считать, Microsoft отлично сэкономила.

Для Sony всё начиналось точно так же. Ещё в 1998-ом году компания выпустила игровой манипулятор DualShock для консоли PlayStation, содержащий зачатки механической обратной связи. Впоследствии идея вибрирующего геймпада была развита и PlayStation 2, поступившая в продажу в 2000-ом году, комплектовалась уже усовершенствованным DualShock 2, с более "умным" вибратором. С тех пор PS2 разошлась почти восемьюдесятью миллионами копий, став самой популярной игровой приставкой, причём треть всех продаж пришлась на США. Так что претензия на 299 миллионов долларов, выставленная Immersion к разработчику PS2, отнюдь не кажется несоразмерной. Поскольку договориться в частном порядке две компании на этот раз не смогли, судебное разбирательство было доведено до конца и первое решение по делу, озвученное в сентябре прошлого года, подтвердило обвинения Immersion, заодно приписав ей компенсацию в размере 82 миллионов долларов. Пересмотр дела в суде вышестоящей инстанции привёл к ещё более жестокому приговору: на прошлой неделе Sony приговорили к выплате 90.7 миллионов и полному прекращению продаж всех продуктов, нарушающих права Immersion. Это означает, что Sony должна отозвать все выставленные на продажу на территории США экземпляры PlayStation 2, геймпадов для неё и около полусотни игр.

К счастью для поклонников PS2, Sony предоставлена отсрочка по всем пунктам на срок рассмотрения апелляции - которая, как официально подтвердила пресс-служба компании, будет подана обязательно. Процесс этот может занять до полутора лет, а пока суд да дело, Sony обязана выплачивать своему победителю ежеквартальные лицензионные отчисления в размере семи миллионов долларов, как если бы пользовалась лицензиями Immersion легально. Остаётся лишь надеяться, что за время отсрочки соглашение между Sony и Immersion всё же будет достигнуто, а вместе с ним сам собой развяжется и сложный узел противоречий, затрагивающий интересы миллионов геймеров. В конце концов, от мировой все только выиграют.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.