Архивы: по дате | по разделам | по авторам

проПиСи и неПиСи

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   28.03.2005

Очень заманчиво рассматривать персоналку в качестве волшебной палочки: взмах рукой - и ваша производительность выросла многократно! Увы, это всего лишь распространенный миф, следование которому может и навредить. Особенно, когда речь идет о детях.

Среди обывателей популярна странная (на взгляд технаря) точка зрения: компьютер, якобы, способен автоматически повышать производительность труда работающего с ним человека. В том смысле, что - сам по себе. Поставьте машину на стол менеджера, секретаря, студента или школьника - и через какое-то короткое время они начнут проявлять чудеса производительности, неимоверно углубят знания в своих областях и пр. Тем, кто не понаслышке знаком с электронной изнанкой, очевидно, что надеяться на машину как на волшебную палочку глупо, но донести это понимание до обывателей, сознание которых затмевают рекламные лозунги производителей софта и железа, кажется поистине невозможным. И история повторяет сама себя на протяжении вот уже двух десятков лет: персоналки покупали, покупают и будут покупать по принципу "поставим, а там уже придумаем, что с этим можно сделать". Впрочем, может быть оно и в самом деле так, может быть компьютер, оснащённый суперсовременными офисным пакетом, средами разработки и мультимедийными навесками, уже превратился в того самого универсального помощника, о котором грезили фантасты, который работает с нами, за нас и лучше нас?

Этой животрепещущей теме посвящено масштабное (его называют самым крупным за последние годы) социологическое исследование, результаты которого обнародовали на прошлой неделе немецкие учёные. Группе естествоиспытателей из Мюнхенского университета удалось проанализировать успеваемость и степень близости с компьютерной техникой примерно ста тысяч 15-летних подростков из более чем трёх десятков стран мира. Факты, к сожалению, подтверждают подозрения скептиков: чем меньше школьники используют компьютер дома и в альма-матер, тем лучше они выступают на олимпиадах по математике и литературе. Причины формирования печальной зависимости, по мнению авторов работы, лежат на поверхности. Домашний компьютер, используемый для игр и прочих развлечений, отвлекает подростка от занятий, которым ему следовало бы уделить внимание в первую очередь. В школах же, где компьютеры активно используются в учебном процессе, учеников часто перегружают лишней информацией - инструкциями по работе с обучающими программами вместо основного материала.

Замечательно, что данное исследование, уже наделавшее шуму в Европе и за её пределами (в Австралии, в частности), базируется на материале, собранном в рамках другого, более раннего эксперимента, имевшего схожие цели. Опрос ста тысяч подростков был проведён ещё несколько лет назад участниками международной научной программы PISA, задачей которой является оценка степени готовности подрастающего поколения к взрослой жизни. Так вот выводы специалистов PISA были прямо противоположными: компьютер дома, по их мнению, однозначно ведёт к повышению успеваемости подростка, а те, у кого дома несколько персоналок, вообще на шаг впереди своих товарищей по школьной скамье. Немецкие исследователи, проанализировавшие данные вновь и пришедшие к обратному результату, считают, что их коллеги упустили из внимания несколько важных факторов. Так, участниками PISA не было учтено благосостояние семьи (наличие дома библиотеки, способность тратиться на интернет), психологическая обстановка в доме и т.п. Включение этих аспектов в рассмотрение сводит положительную роль вычислительной техники в жизни подростка почти до нуля.

Вместе с тем авторы исследования отнюдь не призывают вынести персоналки из дома и школ: нужно просто помочь подросткам научиться правильно их использовать. Школьники, работавшие с домашним компьютером сравнительно немного (несколько раз в неделю) и проводившие время не за играми, а за веб-сёрфингом или электронной почтой, демонстрировали успехи в школе. Что же касается самих школ, то здесь уже задача родителей - проконтролировать, как построен учебный процесс, а заодно избавиться от слепой веры в то, что "больше компьютеров" всегда означает "лучше". Тем более, что само по себе изучение основ информатики и вычислительной техники уже не даёт подростку никаких реальных преимуществ: сегодня для успеха гораздо важнее умение контактировать с окружающими, нежели навыки вождения мышки в офисном пакете известной компании.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.