Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Большая перемена

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   11.01.2005

Год завершен. Давайте вместе вспомним, что важного и интересного случилось в ушедшем 2004-м.

Отправлены в мусорную корзину старые календари, на дворе уже почти две недели как 2005-й - и самое время вспомнить о том, что случилось в ушедшем году, подвести итоги. Оглянитесь назад: сколько всего - хорошего и не очень - вместил в себя этот отрезок времени! Событий - и событий крупных! - за двенадцать месяцев было столько, что в иное время хватило бы на доброе десятилетие. И характеристика напрашивается сама собой: год ушедший вне всяких сомнений был годом больших (и даже великих) перемен, свершений и открытий. Классик и законодатель мод в фотоиндустрии, компания Eastman Kodak, открывшая 2004-й сенсационным заявлением о постепенном прекращении продаж и производства плёночных фотоаппаратов на нескольких рынках мира (шутка ли: почти половина всех мировых фотокамер бытового назначения нынче - цифровые), подала хороший пример, подхваченный другими. И вот уже IBM, имя которой четверть века было синонимом термина "персональный компьютер", продаёт свой PC-бизнес, окончательно прощаясь с миром персоналок (PC стала таким же предметом бытовой электроники, как видеомагнитофон или холодильник), дальний потомок Netscape, Mozilla Firefox, теснит Internet Explorer, безраздельно правившего на просторах Веб в течение многих лет, Google выпускает свои акции и становится первой за долгие годы постдоткомбумовской депрессии успешной публичной интернет-компанией, а название глобальной сети в популярных изданиях теряет вечную привилегию на право написания с заглавной буквы и становится просто интернетом, который можно крутить и так и сяк - что тебе телевидение, радио или телефон.

Консерваторы в бумажных изданиях ещё цепляются за "Интернет" в его первозданном виде, но даже самые консервативные редакторы (полистайте "Компьютерру" :-) устали бороться за лексическую чистоту и позволяют склонять название всемирной сети в угоду контексту. Пора, пора! Ушедший год был отмечен интернет-опопсением масштабов просто небывалых. Чего стоит одно историческое решение финских военкомов освобождать от призыва на военную службу молодых людей со сформировавшейся интернет-зависимостью! Сама Сеть, в ушедшем году разменявшая третий десяток (если считать от даты появления протоколов TCP/IP) и успевшая побывать в двух обличьях (полувоенная сеть Интернет и ориентированная на человека World Wide Web), тоже не стоит на месте: 10 февраля 2004-го получили официальный статус рекомендованных к реализации стандарты семантической Веб - Сети третьего поколения с прицелом на компьютеры и программы. Именно в 2004-м была дана отмашка и массовой миграции на новую версию протокола IP. Процесс этот может отнять до двадцати лет, но ожидаемые результаты того стоят: IPv6, пришедшая на смену IPv4, поможет не только исключить обозначившееся исчерпание адресного пространства Сети, но и исправить в лучшую сторону ситуацию с компьютерной безопасностью.

Касательно компьютерной безопасности задуматься действительно есть над чем. Ушедший год продемонстрировал беспрецедентные по своим масштабам потрясения, рождавшиеся на стыке человек-машина. По оценке британских экспертов (mi2g), более трёх сотен миллиардов долларов израсходовано за год на устранение последствий только вирусных эпидемий и хакерских атак. Цифра кажется фантастической, но примите во внимание тот факт, что в 2004-м, впервые за всю историю компьютерной вирусологии число известных видов зловредных программ перевалило за сто тысяч - и дай бог, чтобы эта оценка оказалась хотя бы минимальной. 2004-й явил миру цифровую заразу неслыханных свойств: первый вирус, прячущийся в файлах изображений формата JPEG, первые действительно опасные программы для мобильных телефонов. Глобальные эпидемии, охватившие десятки миллионов машин во всех регионах планеты, наводили ужас на обывателей, а новостные ленты подчёркивали общую безнадёжность: в 2004-м запятнала свою девственно чистую репутацию языка, непригодного для написания вирусов, Java, в 2004-м пережили жуткую неделю миллионы клиентов системы электронных платежей PayPal, возможно, ставшие жертвой хорошо спланированной атаки злоумышленников.

Электроника меж тем продолжает стремительно усложняться. В ушедшем году 64 разряда, теоретически бывшие доступными для рядовых компьютерных пользователей и ранее, впервые стали массово доступны практически. AMD, Apple на пару с IBM, и Intel теперь горят желанием помочь нам пересесть на 64-битные архитектуры. Да, пока системы этого класса остаются сравнительно дорогим удовольствием, но VIA и Transmeta уже обозначили планы соответствующих продуктовых линеек бюджетного уровня. Сами же микропроцессоры, успевшие за прошлый год проникнуть даже в кроссовки (вспомните Adidas 1), переживают кризис среднего возраста: тридцатилетняя гонка мегагерцев не прошла даром - её продолжение в течение ещё пары лет потребовало бы установки на каждый микропроцессор криогенной морозильной камеры. Так что от наращивания тактовой частоты все производители - и даже Intel - плавно перешли к оптимизации внутренней структуры чипов. Вместо покорения четырёхгигагерцового барьера - повышение разрядности, увеличение объёмов кэш-памяти, совершенствование процесса исполнения операций, имплантация нескольких ядер в один чип. Видную роль в создании процессоров нового поколения сыграют российские разработки и разработчики: компания "Эльбрус" в минувшем году перешла во владение Intel.

Сожалениям об утрате приоритета или разбавлении чистой науки коммерцией места нет: наука инвариантна, а бизнес интернационален. Рано или поздно каждое научное предприятие перерастает в коммерческое, и судьба отечественного суперскаляра не стала единственной иллюстрацией этого вечного принципа в ушедшем году. Под самый новогодний занавес в США была продана заказчику первая клонированная кошка. Фантастика переросла в реальность: клонирование - по крайней мере братьев наших меньших - уже поставлено на поток.

Впрочем, что касается науки, то большая часть сенсационных заголовков в ушедшем году относилась к космической тематике. Открытие в марте 2004-го Седны - десятой планеты Солнечной системы де-факто - стало первым залпом впечатляющего салюта результатов научно-технического поиска. Роверы Spirit и Opportunity, бороздящие марсианские пустыни по сей день, в буквальном смысле слова раскопали доказательства тёплого водного прошлого Красной планеты. Станция Cassini обжила систему Сатурна, походя перевернув не один десяток теорий относительно самой планеты-гиганта и её загадочного спутника Титана. Европейский космический тихоход SMART-I успешно добрался до Луны, пользуясь лишь ионным двигателем. Конечно, были и неудачи (вспомните глупую потерю станции Genesis, несколько лет собиравшей частицы солнечного ветра), но на очереди новые свершения, обещающие новые, интригующие открытия. К Меркурию в 2004-м отправился автоматический аппарат Messenger, к Титану - зонд Huygens (прибытие - в этом месяце!). Космос пока остаётся чистой наукой, но и здесь коммерческий прорыв близок: первый в истории человечества летательный аппарат, построенный на деньги частного инвестора, совершил свой полёт в 2004-м, продемонстрировав, что космический туризм в ближнем космосе - дело ближайшего будущего.

Увы, была в 2004-м и область, которую обошли стороной инновации. И это, как ни странно, компьютерные игры. Индустрия электронных развлечений принесла в минувшем году немало громких новинок, среди которых реалистичные до дрожи в коленках Doom III и до бытовой неприязни The Sims 2, потрясающие физической точностью Half-Life 2 и метафизикой Halo 2, но - цифры, цифры! Вердиктом математики сиквелов 2004-го стала реклама Doom III, которой сегодня увешаны западные сайты: "гигантский технологический скачок". Факт. От генерации идей гейм-девелоперы перешли к тупой эксплуатации вычислительной мощи. Новая техника, новые полигоны, новая детали, но всё те же старые идеи. Скучно, господа!

Развеять тоску обещают разработчики "железа". В ушедшем году сразу два гиганта презентовали и начали продажи уникальных по функциональности портативных игровых консолей. Двуглавый дракон Nintendo DS и мастер на все руки Sony PSP со всей их коммуникативной мощью уже не просто игрушки, но наладонные недокомпьютеры, которые в будущем потеснят своих более дорогих, но едва ли более умелых серьёзных наладонных собратьев. Год завершён, год начинается. С Новым годом вас, с новыми перспективами!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.