Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Так выпьем!

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   23.06.2004

Проект WineX и его создателя, канадскую компанию TransGaming Technologies, часто обвиняют в нечестной игре. На самом деле лицензонная игра, которую ведет TransGaming, только лишь замысловата. А разве не стоят того три сотни Windows-игр, которые позволяет запускать в Linux последняя версия этого продукта? Встречайте: WineX 4.0, aka Cedega!

Игры - едва ли не самая привлекательная черта в персоналках. Но подавляющее большинство гейм-дизайнеров ориентированы на платформу Windows, а потому большой плюс Windows автоматически превращается для альтернативы вроде Linux в жирный минус. Попытки исправить ситуацию путём имплементации программного интерфейса Windows в других средах - не редкость, и об одной из самых неоднозначных и ярких таких попыток давайте сегодня и поговорим: ровно сутки тому назад известная в мире Linux канадская компания TransGaming Technologies выпустила очередную версию продукта под названием WineX - коммерческого "эмулятора" Microsoft Windows, предназначенного для запуска Windows-игр в свободной ОС. WineX 4.0. Новая версия, ставшая результатом четырёх лет труда, по утверждению разработчиков, поддерживает прямо "из коробки" работу около трёх сотен игровых наименований, включая и самые современные шедевры гейм-индустрии (в их числе ещё не вышедшая World of Warcraft). Дабы лишний раз подчеркнуть значимость релиза, TransGaming решила сменить название своего детища: начиная с версии 4.0 Winex официально именуется Cedega (здесь игра слов: wine - англ. "вино", сedega - сорт винограда).

Строго говоря, WineX - не самостоятельный продукт. Разработка основана на свободном проекте Wine, целью которого является реализация Windows API в системных вызовах Linux. Однако и сегодня, одиннадцать лет спустя с момента начала работы над Wine, этот проект далёк от совершенства. Многие из современных механизмов, имеющихся в Windows, в Wine реализованы слабо. Программисты TransGaming Tech. взяли код Wine за основу, добавив качественную поддержку DirectX (9.0 на данный момент), хитрые алгоритмы оптимизации системных вызовов, позволяющие ускорить работу игр, активно использующих возможности Windows API, уникальные функции защиты, необходимые для нормальной работы многих современных игрушек, и получили WineX, по праву считающийся сегодня самым качественным продуктом в своей категории. Помимо него, существуют ещё несколько аналогичных разработок (ReWind, CrossOver Office, ReactOS, Darwine и др.) основанных на Wine, но в области игр WineX - вне конкуренции.

Ложка дёгтя, из-за которой на WineX косо смотрят тысячи адептов open-source, заключается в гибкой лицензионной политике, избранной его создателями. Дистрибутив WineX, включающий готовые к применению программы, распространяется по подписке: оформив контракт на несколько месяцев (один месяц обойдётся в пять долларов США), пользователь получает сам продукт, доступ к его обновлениям, право на техподдержку и некоторые другие блага. В то же время, каждый желающий может получить WineX и бесплатно - в виде исходных текстов, модифицировать которые, компилировать и использовать можно почти без ограничений. Однако лицензия Aladdin Free Public License (AFPL), на условиях которой опубликованы исходники продукта, гораздо "менее свободна", нежели пресловутая GNU/GPL. AFPL запрещает использование исходных текстов с целью извлечения какой бы то ни было выгоды. Даже размещение текстов WineX на сайте, где демонстрируются рекламные баннеры, считается незаконным. Пару лет назад именно это обстоятельство воспрепятствовало планировавшемуся включению WineX в некоторые дистрибутивы Linux (в частности, Debian и Gentoo). К тому же, опубликованы не все исходники: очень важная часть их держится TransGaming в секрете и включается только в платную версию продукта.

Как удалось TransGaming превратить вроде бы свободный продукт в частную собственность? Ведь если WineX основан на трудах независимых разработчиков (Wine), компания должна вернуть свои изменения обществу? Дело здесь в том, что Wine значительную часть своей истории (до марта 2002 года) существовал под лицензией MIT, которая допускала коммерческие вольности вроде односторонних заимствований открытого кода без обязательства публиковать изменения. Впоследствии разработчики Wine избрали более жёсткую LGPL, но на WineX, выросший из Wine под MIT, это уже повлиять не могло. Сегодня TransGaming публикует некоторую часть добавок, вносимых в свой продукт (и они учитываются в Wine), но делает это исключительно по своей доброй воле. По той же доброй воле она обещает однажды раскрыть все исходные тексты WineX - когда сможет набрать достаточное число подписчиков (20 тысяч). Когда именно это случится, никто не знает.

Так хорошо это или плохо, что существует WineX? Пусть даже компания никогда не откроет написанные ею исходники, WineX - несомненное благо для мира open-source. Во-первых, часть трудов программистов TransGaming всё же публикуются, что помогает совершенствованию Wine. Во-вторых, у пользователей Linux есть возможность заплатить некоторую сумму и поиграть в любимые игры под своей любимой ОС - возможность, которой без TransGaming не было бы. Так что апплодисменты, господа! Cedega!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.