Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Целина ждет

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   22.06.2004

Консоль Xbox 2, выпустить которую Microsoft надеется за год до появления конкурирующих приставок, может подарить компании звание абсолютного чемпиона в очередной категории, а может и навсегда похоронить ее игровые амбиции.

Несмотря на вялый успех игровой приставки Xbox, компания Microsoft вряд ли может пожаловаться на отсутствие внимания к проекту Xbox 2. Пресс-служба софтверного гиганта скупится на раскрытие деталей, поэтому любое, даже самое скромное сообщение, добавляющее ясности в вопрос о техническом исполнении игровой консоли нового поколения, порождает дискуссии. В последние дни в сетевой прессе наблюдается очевидное оживление, причиной чему послужила новая порция слухов, которые рисуют весьма интересную картину.

Как известно (и опять же не подтверждено официально), Xbox 2 роднит с предшественницей только название. Как Windows XP отличается от Windows 98, следующая версия игровой приставки отличается от основоположницы рода. Если Xbox по сути своей - вариация на тему IBM PC, то Xbox 2, скорее, узкоспециализированная RISC-машина: 3-5 ГГц PowerPC-процессор, отсутствие жёсткого диска, собственная графическая подсистема на чипах ATI (вместо прежней nVidia). До сих пор считалось, что разработчики приставки озаботятся проблемой поддержки старого программного обеспечения и встроят в Xbox 2 соответствующий программный или аппаратный эмулятор. Увы. Согласно последнему известию, пришедшему якобы из источника, близкого к руководству проекта, новая версия игровой консоли будет лишена обратной совместимости. Ни суперпопулярная Halo, ни какая-либо другая игра или прикладная программа из относительно немногочисленного списка существующего ПО для Xbox, работать на Xbox 2 не будут.

Аргументируют такое решение просто: проанализировав богатый опыт Sony, которая, выпустив PlayStation 2, не забыла про поддержку в ней игр PlayStation, в Microsoft констатировали, что только каждый десятый пользователь запускает старые игры на новой приставке. Резкий скачок функциональности делает старые игры устаревшими не только морально, но и технически: они становятся просто никому не интересны.

Сторонние эксперты предупреждают, что столь радикальные ходы могут помешать новой приставке завоевать рынок. Вспомните, как скуден был выбор софта для Xbox в первые два года после начала её продаж! Выпустив Xbox 2, для которой (опять!) не обеспечена софтверная база, и не обеспечена поддержка старых игр, Microsoft может потерять многих своих поклонников. Зачем покупать именно Xbox 2, если можно выбрать между Sony PlayStation 3 и Nintendo Revolution? Они точно так же не поддерживают Xbox-игр, но наверняка будут "держать" софт для своих предшествующих версий и обойдутся дешевле продукта Microsoft.

Здесь в игру вступает второй фактор - время. Понадеявшись, но так и не сумев довести число пользователей Xbox хотя бы до приблизительно равного количеству "фанов" PlayStation 2 (соотношение сегодня один к пяти), так и не превратив проект в прибыльный, в Microsoft, согласно другой порции слухов, происходящих из достоверных источников внутри компании, списали всё на неудачно выбранный момент. Xbox появилась на год позже PlayStation 2. В этот раз стратеги софтверного гиганта надеются перехватить инициативу: выпуск Xbox 2 неофициально ожидается в конце 2005 года (возможно, в ноябре), тогда как Nintendo Revolution появится только в середине 2006 г., а PS3 и того позже - к концу 2006 г. или даже в 2007 г.. Необходимый минимум программного обеспечения уже формируется: спроектирован набор средств для работы с железом XNA (замена DirectX), несколько крупных софтверных разработчиков трудятся над прототипами игровых движков для грядущих шедевров Xbox 2.

Вот только и здесь аналитики отнюдь не единодушны в суждении о наличии у Microsoft решающего преимущества. Дело в том, что все игровые приставки, лежащие сегодня на прилавках, примерно одинаковы по своим характеристикам. Да, эти консоли разнятся по устройству, но, в общем и целом, приёмы и инструменты, используемые для создания игр, одинаковы во всех трёх случаях: Xbox, GameCube и PS2. Рыночный ресурс их ещё не выработан, дальнейшее освоение обещает ещё несколько лет хорошей прибыли при минимальных затратах. И вот в это счастливое время Microsoft призывает бросить всё и штурмовать следующую высоту. Техническое превосходство Xbox 2 над современными приставками требует принципиально нового качества программного обеспечения, а значит и новых трат. Много ли найдётся желающих тратиться на разработку игр для приставки, популярность которой в первое время, скорее всего, будет сравнительно малой (пусть даже сравнимой с Xbox - полтора десятка миллионов человек), а конкуренты, которые помогут расширить аудиторию покупателей до сотни с лишним миллионов, ещё даже не видны на горизонте?

Можно не сомневаться, Microsoft сделает всё от неё зависящее, чтобы добиться успеха и подмять под себя игровой рынок. На рекламную кампанию Xbox 2 планируется истратить вдвое больше, чем в своё время было потрачено на "раскрутку" Xbox, давление на разработчиков софта оказывается уже сегодня, и некоторые оптимисты прочат новой приставке треть мирового парка игровых консолей. Но сможет ли Microsoft добиться лидерства на новой для неё ниве, или в этот раз обстоятельства окажутся сильнее, нам скоро предстоит увидеть.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.