Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Господин юзер

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   27.02.2004

Один из классиков хакерского сообщества Эрик Реймонд констатировал наличие в индустрии свободного софта серьезного упущения, которое является главным препятствием на пути желающих освоить Linux и другие программы, развиваемые энтузиастами.

На первый взгляд это кажется странным, но многие важные темы не признаются таковыми большинством, пока на необходимость такого признания не обратит внимание известная личность, непосредственно связанная с обсуждаемым вопросом. Так, Сеть могла сколько угодно трепать тему отвратительной защищённости программных продуктов Microsoft, но пока этого не признал сам глава компании, все разговоры так и оставались на уровне трёпа. И лишь после того как существование проблемы признано, начинаются активные работы по её устранению. Честное слово, очень хочется надеяться, что именно так всё случится сейчас и с индустрией свободного софта - после того как один из идеологов движения open-source Эрик Реймонд публично констатировал факт наличия серьёзных упущений в процессе разработки софта энтузиастами.

Признание, о котором идёт речь, представляет собой статью "The Luxury of Ignorance" ("Роскошь неведения"), опубликованную на официальном сайте Эрика. Это описание трудностей, с которыми автору довелось столкнуться во время настройки системы печати CUPS (в двух словах, универсальный посредник между прикладными программами и принтерами, очень популярен, в частности, в Linux). Сравнительно простой этот пример Реймонд называет характерным для всего свободного софта, утверждая, что здесь и скрыта соль проблемы неприятия UNIX-систем не слишком технически подкованными пользователями.

CUPS задумывалась как простой, понятный и дружелюбный по отношению к юзеру продукт, но то, что получилось в результате, Реймонд называет обманкой - псевдодружественной системой, освоение которой искусственно затруднено её же создателями. Начав с постановки задачи (необходимо научить один компьютер печатать на принтере, подключенном к другой машине) и по шагам описывая свои действия, Эрик извлекает на свет божий столько камней, что впору задаться вопросом, каким же ужасным монстром представлялся авторам CUPS средний пользователь их будущей программы. В CUPS полно тонких мест, о которых пользователь может узнать лишь после установки системы, достаточно длинных непонятных списков, составители которых не сделали и намёка на сознательное ограничение необходимого минимума, есть странички помощи, которые не содержат того, что должно было бы в них содержаться, если исходить из логики новичка, есть опции, о последствиях выбора которых приходится догадываться, строя свои догадки на пустом месте и т.п.

Используя CUPS в качестве примера, Реймонд декларирует малоприятный для всех независимых разработчиков диагноз: в мире open-source наплевательство на пользователя - не просто распространённое явление, но явление системное. Одного лишь графического интерфейса и толстой документации недостаточно, чтобы сделать программные продукты успешными. Необходимо представлять себя на месте того человека, который будет работать с программой, и думать за него и вместе с ним. Microsoft, торгующая "дырявым", несовместимым софтом, действительно заботится о пользователе, за счёт которого и жирует. Сообщество же open-source, несмотря на то, что видит проблему, признавать её критической упорно не желает: девелоперских групп, поставивших интересы пользователей выше своих собственных, в Linux-среде пока чрезвычайно мало (мы уже говорили об этом некоторое время назад). Хочется надеяться, что статья Реймонда послужит тем толчком, который поможет сдвинуть дело с мёртвой точки и поспособствует рождению групп и сообществ, которые займутся переработкой старых программ и оказанием помощи в проектировании новых с прицелом на рядового человека. В качестве основы, за неимением лучшего, можно взять тезисы, предложенные самим Реймондом:

1. Пытайтесь смотреть на свой продукт глазами пользователя, который видит его в первый раз
2. Избавьте своё детище от бесполезных сообщений
3. Общеизвестное: если пользователь вынужден читать документацию, значит, при проектировании программы была допущена ошибка. Позвольте юзеру быть необразованным!
4. Если документация всё же требуется, в ней должны быть упомянуты все "установки по умолчанию"
5. Слушайте юзеров и реагируйте на их пожелания

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.