Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Гарри Поттер как архетип постиндустриальной эпохи

АрхивКафедра Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   15.11.2007

Почему Гарри Поттеру сопереживают и дети, и взрослые? Почему его переводят в Сети с куда большей эффективностью, чем ищут инопланетян? Неужели это следствие изощренной манипуляции общественным мнением?

Эта колонка написана по просьбе читателей, пожелавших узнать, что я думаю о феномене Гарри Поттера. Почему ему сопереживают и дети, и взрослые? Почему его переводят в Сети с куда большей эффективностью, чем ищут инопланетян? Неужели это следствие неких сверхмощных маркетинговых технологий или изощренной манипуляции общественным мнением?

Давайте отбросим "теорию заговора" и попытаемся оценить феномен Поттера рационально. Не обращаясь к эзотерическим знаниям, не выискивая малоизвестные факты, обходясь лишь тем, что доступно всем.

Прежде всего вспомним, что Джоан К. Роулинг продолжила вековую традицию английской литературной сказки. "Лилит" Дж. Макдональда, "Ветер в ивах" К. Грэма, "Путешествие к Арктуру" Д. Линдсея, "Хроники Нарнии" и "Космическая трилогия" К. С. Льюиса. В чем отличие ее книг от указанных работ, кроме астрономических тиражей и гонораров? В первую очередь - в структуре миров. Предшественники Поттера - и в детских, и во взрослых книжках - жили в мирах, выстроенных в соответствии с христианской мифологией. Такой же, как в "Комедии" Данте. Поттер живет в мире, весьма похожем на мир постиндустриальной Европы, которую социологи описывают, наряду с другими характеристиками, и как постхристианское общество. Постхристианское? Но ведь мир колдовства, магии и алхимии - это же типичное Средневековье? Отнюдь! В Средние века колдовали и занимались алхимией мало. Расцвет оккультных знаний приходится на Возрождение, на начало Нового времени.

Вот Роджер Бэкон (ок. 1214–ок. 1292) - автор "Могущества алхимии", "Зеркала алхимии". Ведь именно он первым провозгласил в качестве единственного критерия истинного знания прямой опыт. А на этом принципе зиждется вся технологическая цивилизация. Вот присутствующий в первой книге поттерианы Николя Фламель (1330–1418), парижский нотариус и знаток каббалы, утверждавший, что в 1382 году осуществил успешный опыт Великого Делания, и подтверждавший свои утверждения весомыми пожертвованиями в пользу церкви. И балующийся астрологией Кеплер, придворный математик императора Рудольфа II, да и сам его работодатель. Все эти люди полагали себя адептами Тайного Знания. Но все они оставили свой след и в истории науки. Пусть заслуженный лишь выплатой жалованья ученым наряду с астрологами, какой мы находим в имени таблиц, ставших основой математического описания небес, - как в Tabulae Rudolphinae, "Рудольфовых таблицах". Пусть на путях знания ошибочного, не прошедшего проверку фальсифицируемостью, как Николя Фламель.

Они - в памяти цивилизации. В нашем коллективном бессознательном. Ведь только оно способно отобразиться на мир глобальных медиа. И упоминание имени Фламеля дает нам знак - где искать причину популярности данного цикла романов.

Стоп! А нет ли здесь ошибки? Мир коллективного бессознательного технологической европейской цивилизации и мир поттерианы. Колдовство, магия...

Вот тоже некогда популярное произведение - "Таинственный остров" Жюля Верна. Главный герой - инженер Сайрус Смит. Сопровождая свои действия пространными пояснениями, он выводит маленькую группу людей, заброшенных на необитаемый остров, к вершинам раннеиндустриальной цивилизации. Все очень понятно и рационально. Вот это - вполне соответствует обычно понимаемому духу технологической цивилизации. Духу девятнадцатого века. А в середине века двадцатого фантаст и автор научно-популярных книг Артур Ч. Кларк изрек, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии. А мы, надо сказать, живем в мире достаточно развитой технологии.

Технологии века позапрошлого были вполне постигаемы здравым смыслом. В них использовались эффекты того самого мира, в котором эволюционировали гоминиды и развивался человеческий разум. С технологиями века прошлого уже все не так просто. Если вы не проработали толстый курс "Уравнений математической магии", тьфу, виноват, "математической физики", то вы не можете знать, как работает обычный аналоговый приемник. Хотя и можете спаять его из дискретных элементов, если осилили "Азбуку радиолюбителя". Кажется, что знаете и можете объяснить, без уравнений Максвелла? Иллюзия!

А современную технику невозможно и воспроизвести самому. Так что мы живем в мире, когда технологические чудеса выдумываются владеющими заоблачной математикой магами и производятся в гномьих кузнях Юго-Восточной Азии.

И все это отстранено от обычного человека, непонятно. А непонятное - пугает. Архетипичное наследие тех времен, когда во мраке за кругом света от костра таилось Неведомое.

И сегодня - думаете, мелкий торговец из бывших инженеров не живет, постоянно опасаясь, что технологические новшества и рыночные силы не придушат его крохотный "купи-продай" бизнес и его самого? Думаете, этот ужас не ощущает его дочь-отличница, которая в постсоветском провинциальном вузе не может ничего узнать ни о современных технологиях, ни о рыночных стихиях?

И архетипичная защитная реакция - так хочется верить, просто верить, что в мире магии есть кто-то готовый насмерть стать на пути магического фашизма, как мальчик в круглых очках из единственной прочитанной "не по программе" книги...

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.