Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Америка, доллары и цены

АрхивМнения
автор : Иван Карташев   04.02.2008

Цена и без того дорогих продуктов Apple по пути в Россию фантастически вырастает. И дело тут не в жадности производителя "маков" и айподов. У высоких цен есть объяснение.

В январе много шума наделала первая пресс-конференция Apple в России. Недовольство вызвали высокие цены на новинки и неприятные просчеты как в подготовке пресс-конференции, так и в ответах на вопросы. Рассказ о кинопрокате и прочих нововведениях в отсутствующем в России магазине iTunes вряд ли мог вызвать что-то кроме скуки и раздражения, которое только усилилось после ответов на вопросы. Самыми острыми из них стали два: о русских буквах на виртуальной клавиатуре и обновлении прошивки iPod touch. По словам представителя Apple, русскую клавиатуру в iPod touch компания делать пока не собирается, а для обновления прошивки без iTunes Store надо купить новый плеер.

Не возьмусь процитировать ответы сотрудников Apple, и еще меньше мне хочется их оправдывать, но рискну предположить, что оскорблять российских пользователей в компании все же не собирались. Согласитесь, вряд ли от сотрудников Apple стоило ожидать рецептов взлома iPod touch. А единственным официальным способом получить прошивку без iTunes Store является покупка нового плеера, о чем и было честно сказано. Решения же об открытии iTunes Store или составе ПО плеера принимаются явно не в новообразованном российском офисе.

По сути, своими ответами представители Apple показали, что Россия для компании - малозначимый рынок, возиться с которым пока никто особенно не собирается - хватит и простого присутствия. И как ни неприятно это слышать фанатам марки - дело обстоит именно так. Пока "маков" и айподов в России стало достаточно лишь для того, чтобы открыть в стране маленький офис и провести пресс-конференцию, но их по-прежнему мало, чтобы серьёзно заботиться об адаптации продуктов.

Но главной претензией к Apple у российских поклонников являются вовсе не трудности обновления прошивки или кириллические клавиатуры, а цены. И тут российских пользователей подводит старая привычка ориентироваться на американский рынок и считать цены в долларах. Это имело смысл лет десять-двенадцать назад, когда большая часть компьютерной техники ввозилась по серым или черным схемам из США или ориентированных на американский рынок азиатских стран. Серый импорт существует и сейчас, но масштабы его заметно сократились. Еще лет пять назад можно было запросто зайти в магазин и купить там "американский" ноутбук дешевле стоящего рядом и близкого по характеристикам "европейского". Теперь же дешевую технику, предназначенную для рынка США, надо специально искать, а в большинстве магазинов лежат в основном европейские модели и удешевленные всеми возможными способами ноутбуки "только для России".

Это неудивительно: Россия в большинстве случаев относится к сфере влияния европейских офисов компьютерных корпораций, и цены у нас формируются именно на основе цен европейского рынка. В случае, например, ноутбуков они традиционно несколько выше американских, а рост курса евро только усилил эту разницу. С Apple ситуация усугубляется тем, что линейка продуктов компании едина во всем мире, тогда как у других компании американская, японская и европейская серии продуктов могут существенно различаться как по характеристикам, так и по цене, что затрудняет сравнение. В случае же с Apple все элементарно - достаточно пройтись по интернет-магазинам компании в разных странах. Такое сравнение делали в "Компьюленте" для трех стран: США, Германии и России. Правда, цены на графике указаны в довольно условных долларах. Я решил построить более полные графики (их можно найти во врезке ниже) с переводом цен в рубли и большим числом стран.

Выводы из этих графиков просты. Во-первых, российская цена Apple хорошо коррелирует с европейской, и для достаточно давно выпускаемых моделей разница укладывается в пару сотен евро. Эту пару сотен вполне можно отнести на счет логистики, импортных пошлин, местных налогов и т.п. Если импортом будет заниматься российское отделение Apple, то эти операции придется проводить исключительно "по-белому", что никак не способствует снижению цен. Россия здесь не одинока - примерно такая же история в Норвегии, где в ценах, местами даже превосходящих российские, явно виноваты высокие налоги.

Во-вторых, на новые модели "маков" и айподов действует дополнительная наценка. Ее легко увидеть если сравнить российские цены с теми же норвежскими: для давно выпускаемых моделей цены почти одинаковы (в Норвегии даже чуть выше), но новинки в России - дороже. В чем причина такой ценовой дискриминации - остается только догадываться. Можно предположить, например, что высокими ценами Apple ограничивает спрос на новые и относительно дефицитные продукты в России, чтобы лучше обеспечить ими более важные для себя рынки.

Но в любом случае, наивно пытаться исправить ситуацию c ценами открытыми письмами вроде отправленного в Apple Александрам Пацаем. В письме Пацай, давний поклонник Apple, жалуется на высокие по сравнению с американскими цены и призывает их снизить, используя весьма противоречивые аргументы от финансового кризиса в США до низких доходов россиян. Несмотря на все проблемы банковского сектора, объем компьютерного рынка США просто несравним с российским, а упомянутые Пацаем среднестатистические россияне со среднестатистической зарплатой в 300 долларов вряд ли вообще об Apple слышали. Кроме того, нынешнее ценообразование Apple вполне укладывается в реалии российского рынка. Ведь при американской цене примерно в 27000 рублей тот же MacBook будет напрямую конкурировать с ноутбуками "только для России", а Apple с ее имиджем дорогой марки это вряд ли нужно. Позднее Пацай объяснил в своем блоге, что дело вовсе не в ценах, а в отношении к российским пользователям, которым Apple продает неадаптированные продукты по завышенным ценам. С этим замечанием, конечно, трудно не согласиться. А наиболее мечтательным фанатам Apple не позавидуешь. Ведь вместо волшебника в голубом вертолете с бесплатным кино и эскимо офис Apple оказался капиталистической акулой.

В этом "яблочная компания" не одинока. Разница между американскими и европейскими и российскими ценами актуальна не только для поклонников продукции Apple. Ноутбуки с Windows в Штатах также значительно дешевле. Еще больше ценовая разница для автомобилей. Например, на сайте одного нью-йоркского автодилера ради чистого интереса я скомплектовал себе Lexus RX 350 ценой около 44000 долларов (меньше 1,1 млн. рублей) с люксовым пакетом опций и доставкой. В России цены на эту модель начинаются с 1,79 млн. рублей. Еще значительней оказалась разница для Infinity FX 35. В США она обошлась бы мне меньше чем в миллион рублей, в России - не меньше чем в 1,85 млн. Еще одна наболевшая тема - джинсы. В США они дешевы просто до безобразия. Пример: не самые дешевые джинсы Levi's 501 в американском онлайновом магазине стоят 46-58 долларов, а в Германии - уже 85-120 евро. В России цены, разумеется, еще выше.

Эти различия сформировались уже давно, но в последние пару лет обострились из-за падения курса доллара. Эта проблема привлекает внимание и в Европе. Антимонопольные органы ЕС добились некоторого снижения цен на музыку в iTunes Store. Однако о снижении цен на компьютеры и плееры речи пока не идет. А без снижения европейских цен нечего думать и о снижении российских. В общем, если вам нужен дешевый "мак" - надо ждать оказии в Америку, Канаду или хотя бы Великобританию. Подробности - на графиках ниже.

Подробное сравнение цен на технику Apple

Для построения диаграмм использовались цены в онлайновых магазинах Apple в соответствующих странах, курсы валют ЦБ РФ по состоянию на 2 февраля 2008 года. Российские цены взяты с сайта сети магазинов re:Store, цена на MacBook Air из материалов пресс-конференции Apple в Москве. Выбор стран таков: Россия, Северная Америка в лице США и Канады, Австралия, страны еврозоны в лице Германии, традиционно стоящая особником Великобритания, а также не входящие в ЕС Швейцария и Норвегия.

Цены на технику Apple в США своим низким уровнем шокируют неподготовленных российских пользователей. Однако уже в Канаде "маки" и айподы становятся чуть дороже, скорее всего, тут виноват дешевый доллар США, практически сравнявшийся с канадским. Следующая пара стран с близкими ценами - это Австралия и Великобритания. Там техника Apple дороже, чем в Америке, но все еще дешевле, чем в континентальной Европе. Близкий к британо-австралийскому уровень цен на компьютеры наблюдается и в Швейцарии, но плееры в этой стране стоят уже по-европейски. Самые высокие цены на компьютеры Apple действуют в Норвегии. Mac mini, MacBook и MacBook Pro стоят там даже чуть дороже, чем в России. Низкая российская цена на Mac Pro объясняется тем, что последние модификации этих компьютеров в России пока не продаются. Интересно, что во входящих в ЕС Дании и Швеции, сохранивших национальные валюты, цены почти не отличаются от уровня еврозоны (на графике они не показаны, чтобы не перегружать и без того насыщенную картину).

Новые, обновленные (и, по-видимому, дефицитные) модели компьютеров и плееров в России существенно дороже, чем даже в Норвегии. А вот цены на iPod shuffle и iPod nano в России и Европе практически не различаются.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.