Архивы: по дате | по разделам | по авторам

"Хамелеон": конкурент i-mode?

АрхивMobilis
автор : Тимофей Бахвалов   25.10.2005

Информационный сервис, не так давно запущенный "Билайном", использует технологию, которую обычно применяют для доставки служебных сообщений.

Информационные сервисы "Хамелеон", представленные в России компанией "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") 19 апреля 2005 года, основаны на технологии Cell Broadcast (СВ). СВ используются операторами связи разных стран, но в большинстве случаев лишь для доставки технической информации - например, о смене зоны обслуживания или сумме на счету по команде вида *102#.

В "ВымпелКоме" решили выйти за пределы чисто технической функциональности CB и создать на ее базе полноценный информационный сервис. Для этого оператор за 30 млн. долларов лицензировал LiveScreen - разработку израильской софтверной компании Celltick Technologies.

"Хамелеон" представляет собой idle-screen-приложение, ставшее логическим развитием информационных SMS-рассылок портала BeeOnline. Технология проста - заголовки (так называемые тизеры) различных информационных каналов (новости, слухи, прогноз погоды, предложения загрузить контент, участвовать в викторинах и т. п.) появляются на экране в то время, когда телефон не используется. Если заголовок вас не заинтересовал, он исчезает с экрана и сменяется другим. Если же тизер привлек ваше внимание, вы нажимаете клавишу ОК, после чего открывается меню с различными вариантами - например, ссылка на WAP-сайт с видеорепортажем, MMS c мелодией звонка или картинкой, доставка SMS с полным текстом новости и т. д.

Заголовки бесплатны, а вот за "полный" контент придется платить. В каждом сообщении указывается цена контента (без НДС) - в среднем 5 центов за новостную информацию, около 95 центов за полифоническую мелодию и до 3 долларов за Java-игру. Значительная доля контента, впрочем, предоставляется бесплатно. С момента запуска "Хамелеона" летом 2004 года пользователи провели почти 10 млн. транзакций.

В ходе тестирования сервиса им воспользовались более 40% из тестовой группы в 2000 абонентов. При этом их расходы на связь выросли в среднем на 15%.

Сейчас "ВымпелКом" осуществляет доставку пяти информационных каналов, один из которых - "Инфомания" - включен по умолчанию, а еще четыре ("Ведомости", "Спорт", "Таймаут" и "Cosmo") нужно подключать самостоятельно.

В компании рассчитывают на то, что "Хамелеон" поможет привлечь к VAS технически неподкованных абонентов, которые не желают разбираться со сложными процедурами получения платного контента, отсылая SMS на сервисные номера, настраивая WAP, GPRS и т. д.

"Хамелеон" записан на SIM-карте в виде раздела приложения BeeInfo и доступен владельцам только новых "симок" с памятью объемом 64 кбит. Сделать "Хамелеон" доступным на своем телефоне можно путем замены (бесплатной) SIM-карты на новую в любом офисе обслуживания оператора. Номер при этом, конечно, сохраняется.

Заметим, что, несмотря на заявленную универсальность, сервис работает не со всеми телефонами. На сайте Beeline.ru есть список гарантированно "понимающих" "Хамелеона" аппаратов, хотя отсутствие в списке конкретной модели вовсе не означает, что сервис на ней не работает вообще: скорее, речь может идти о мелких неприятностях, вроде замедленной доставки сообщений. И не забудьте, что, несмотря на заверения оператора, "Хамелеон" все же дополнительно "подсаживает" аккумулятор, так что во время длительных выездов на природу лучше временно отключить сервис.

"ВымпелКом" получил эксклюзивную лицензию на LiveScreen на территории России. Celltick Technologies намерена расширять свое присутствие и использование Live Screen в СНГ и других регионах. Аналоги "Хамелеона" уже работают в ряде стран. Так, в Индии, где сервис называется Hutch, им пользуется порядка 90% из 2,5 млн. абонентов оператора Hutchinson. Прижился LiveScreen и в других регионах - например, его использует крупнейший оператор Шри-Ланки MTN Networks (торговая марка "Dialog GSM"), китайский China Unicom и израильский Orange Israel. "Сервис "ВымпелКома" оказал беспрецедентное влияние на российский рынок мобильной связи. У 65 процентов мобильных операторов всего мира меньше клиентов, чем у "Билайна" - пользователей "Хамелеона". Семь миллионов человек - и это всего за пять месяцев!" - восхищается Гай Вейс.

Кто кого?

Сравнивать i-mode и "Хамелеон" в лоб было бы некорректно - слишком велики технологические различия и концепции, заложенные в основу каждой платформы. Однако цель у них одна - извлечь из кошелька пользователя дополнительную сумму посредством мобильного телефона.

"Хамелеон" ориентирован прежде всего на конечного пользователя VAS и повышение ARPU. Его плюс - в технической простоте и простоте использования, в результате чего приложение не требует мощных мобильников и специальных знаний. Эта платформа представляет собой своего рода "тонкого клиента" для сотовых телефонов и упрощает потребление VAS-услуг. Главное же достоинство и предназначение платформы i-mode - в возможности создания многофункциональных сервисных надстроек, организация и включение в бизнес-процессы комплексных информационных сервисов. Ждет ли их успех в нашей стране? В общем-то, если забыть о PR-шумихе, это большой вопрос.

На первых порах, благодаря своей простоте, "Хамелеон" будет значительно выигрывать по количеству пользователей и объемам приносимой прибыли. Однако с развитием i-mode МТС сможет предложить корпоративному сектору новые комплексные и дорогостоящие информационные сервисы, которые станут инструментом для извлечения прибылей качественно иного уровня. "Хамелеон" же, судя по опыту упомянутых выше операторов, использующих LiveScreen, останется в частном секторе и продолжит просто и эффективно выполнять главную свою задачу - массовое повышение ARPU в "Билайне".

"Надо понимать, что на волне российского VAS-бума процесс внедрения сервисов, хоть как-то связанных с VAS, есть дело очень модное и… прибыльное, - заметил наш источник в пресс-службе одного из операторов мобильной связи. - Прийти на совет директоров с идеей "крутого" дополнительного сервиса - это отличный способ получить доступ к освоению бюджета развития, а что будет через пару лет, когда придет время возвращать инвестиции, сейчас мало кого интересует".

Оставляя мнение собеседника без комментариев, заметим, что бравурные, но не слишком внятные рекламные кампании в сочетании с завышенными тарифами на новые услуги свидетельствуют как минимум об отсутствии интереса к их глобальному проникновению в массы. Некоторая ясность в направлении развития VAS-услуг такого рода появится после того, как окончательно определится с выбором "Мегафон", последний представитель большой тройки GSM-операторов, который пока предпочитает делать акцент на высокоскоростной передаче данных (EDGE) и видеосервисах и демонстрировать действующие элементы 3G в своей сетевой инфраструктуре.

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.